Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др.
Характеризуя сущность восприятия (слухового и зрительного), надо строго различить два понятия: восприятие – процесс выделения и усвоения информативных различительных признаков (т.е. формирование образа) и узнавание – опознание сформированного образа в результате сличения его с эталоном.
Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в результате языкового опыта. Некоторые из этих связей прочно укрепились, и их появление имеет большую вероятность. Вместе с тем происходит «торможение всплывания несущественных признаков», т.е. побочных связей, не относящихся к контексту. При восприятии речи на родном языке избирательность связей осуществляется достаточно легко, что же касается иноязычной речи, то слушающий должен оперировать не только активным словарем, но и пассивным, приобретенным, в основном, в процессе чтения. Запечатленный в памяти зрительный образ слова не всегда легко ассоциируется со слуховым. Нельзя не упомянуть, кроме того, так называемый потенциальный словарь, не бывший вовсе в языковом опыте учащихся (слова иностранного происхождения, сложные или производные слова, образованные из известных учащимся аффиксов).
На фонетическом уровне, например, успешность предвосхищения определяется знанием вероятностной звуковой последовательности и сводится к выбору оптимального решения о звуке. Если при зрительном восприятии наиболее информативными являются начальная и конечная часть слова, то при аудировании наиболее важными для понимания становятся звуки начальные и расположенные в середине, если они находятся под ударением. В коротких словах все звуки несут большую информативную нагрузку, чем в длинных. Этим объясняется, очевидно, особая сложность их распознавания.
Успешность аудирования зависит, с одной стороны, от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т.д.), с другой стороны, от условий восприятия (темпоральной характеристики, количества и формы предъявлении, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей – языковых и структурно-композиционных сложностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся.
Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:
1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;
2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;
3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.
В соответствии с концепций учебно- ресурсный центр включает ряд учебных модулей, которые способствуют и обеспечивают возможность самостоятельной/автономной работы учащихся для развития различных языковых навыков.
В настоящее время нами сделаны первые разработки содержания модуля «Аудирования». Разработана пошаговая памятка для самостоятельного обучения аудированию.
Рекомендации по работе с аудиотекстами.
Перед тем, как прослушать текст, ознакомься с этими советами:
- Прочти задание, чтобы четко знать, что ты должен делать!
- Рассмотри рисунки, они могут тебе помочь понять содержание текста, диалога и т.д.
- Прочти приведенные примеры: они могут дать тебе определенные подсказки (идеи).
- Постарайся догадаться о том, что ты прослушаешь. Составь свои предположения.
Итак, напоминаем:
Задание – Рисунки – Примеры – Предположения!
Или
З – Р – П - П
И еще несколько полезных советов:
- Когда ты слушаешь текст, делай пометки! Не старайся
записать фразу целиком, только ключевые слова.
Короче говоря – будь лаконичен. - Если дикторы говорят быстро, постарайся понять смысл в целом, а не каждое слово!
А теперь, вперед! Пробуй!
Данная работа является продолжением по разработке модуля «Аудирование».
В прошлой работе представлен пакет заданий для отработки навыков аудирования по определённой теме от простого к сложному.
Комплект аутентичных материалов, представленных в нашем ресурсном центре, позволяет также развивать навыки аудирования по «горизонтали», то есть в соответствии с требованиями, предъявляемыми к навыкам восприятия речи на слух на определённом этапе обучения от уровня А1 до уровня С.
Если учебная цель учащегося – достижение конкретного уровня владения навыком аудирования, притом, что данное умение развито плохо; учащемуся предлагается проработать первый уровень нескольких изучаемых тем, связанных между собой общим смыслом. Например: Vie personnelle; Ecole et projets d’avenir; Passe-temps; Vacances…
В данной работе мы предлагаем материалы для аудирования по предложенным темам. По желанию учащегося данная цепочка может быть продолжена следующими темами: Tourisme, Loisirs et shopping, Mode de vie et santé и так далее.
На втором этапе задания по тем же темам могут быть представлены на более высоком уровне сложности, как в плане содержания аудиотекста (объем высказывания, лексическая наполняемость, темп речи), так и в типе заданий на проверку понимания.
Предложенный комплекс заданий для первого уровня сложности имеет своей целью достижение максимального результата по развитию и совершенствованию навыков аудирования.
Vocabulaire
anniversaire (m) nord (m) nord-est (m) sud (m) sud-est (m) citron (m) croque – monsieur (m) fromage (m) crêpe (f) jambon (m) eau (f) minérale fraise (f) glace (f) pêche (f) |
anglais (m) dessin (m) français (m) histoire (f) infirmière (f) musique (f) matière (f) sciences (f pl.) avoir envie de rêver de |
travailler voyager natation (f) aîné(e) aller à la pêche aller à la patinoire écouter de la musique faire une longue promenade jouer au tennis / au football |
Transcriptions
Vie personelle 1. Béatrice parle de sa maison et de sa région Bonjour! Je m’appelle Béatrice Barbier. J’ai 16 ans. Mon anniversaire, c’est le 6 septembre. J’habite à Grenoble, dans le sud-est de la France. J’habite dans une grande maison avec mes parents, mon frère Julien et ma soeur Christelle. Julien a 9 ans et Christelle a 11 ans. J’aime la musique rock et la sport. J’adore le ski! Passe-temps 1. Quelle est l’activite preferee? Exemple - J’adore jouer au tennis. Personne 1 - Je préfère écouter de la musique. Personne 2 - Le week-end, je joue au football. Personne 3 - Le week-end dernier, je suis allé au cinéma. Personne 4 - Hier, j’ai fait une longue promenade. Personne 5 - Pendant les vacances, je vais souvent à la patinoire. 2. Quelle sont les passe-temps de Sylvie et Christian? Exemple - Mon passe-temps préféré, c’est le cinéma. Sylvie - Moi, je préfère la natation. Christian - Le week-end dernier, je suis allé à la pêche. |
Ecole 1. Ils aiment quelles matieres? Exemple: Numéro un - J’aime la géographie. Numéro deux - J’aime l’histoire. Numéro trois - J’aime la musique. Numéro quatre - J’aime le dessin. Numéro cinq - Ma matière préférée, c’est l’anglais. Numéro six - J’adore étudier le français. Numéro sept - Moi, je préfère les sciences.
2. Ces personnes parlent de l’avenir Exemple: - Je m’appelle Morgane et l’année prochaine, j’espère aller à l’université. - Je m’appelle Marc et j’ai envie de voyager aux Etats-Unis. - Je m’appelle Nicolas et j’ai déjà décidé de travailler comme cuisinier. - Je m’appelle Constance. Je rêve de travailler comme infirmière. - Je m’appelle Mathieu et j’aime les ordinateurs, alors je travaillerai dans l’informatique.
|
Vacances 1. Une glace? Bonne idée! Quel parfum? Exemple - Moi, j’adore les glaces à la pêche. Personne 1 - Je préfère les glaces au chocolat. Personne 2 - Moi, je voudrais une glace au citron. Personne 3 - Pour moi, une glace à la fraise. Personne 4 - Je crois que je vais prendre une glace à l’orange.
2. Au café. Vous désirez? Exemple - Je voudrais un café crème et un croissant. - Et toi, Clémence? - Je prends un coca et une pizza. - Paméla? - Une eau minérale et et un sandwich au fromage. - Qu’est-ce que tu veux, Alex? - Pour moi, un jus de pomme et un sandwich au jambon. - Et toi, Madeleine? - Un jus d’orange et une crêpe. - Et Marc? - Un thé et un croque-monsieur.
|