Разработка экспериментального учебного модуля "Аудирование"

Разделы: Иностранные языки


Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др.

Характеризуя сущность восприятия (слухового и зрительного), надо строго различить два понятия: восприятие – процесс выделения и усвоения информативных различительных признаков (т.е. формирование образа) и узнавание – опознание сформированного образа в результате сличения его с эталоном.

Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в результате языкового опыта. Некоторые из этих связей прочно укрепились, и их появление имеет большую вероятность. Вместе с тем происходит «торможение всплывания несущественных признаков», т.е. побочных связей, не относящихся к контексту. При восприятии речи на родном языке избирательность связей осуществляется достаточно легко, что же касается иноязычной речи, то слушающий должен оперировать не только активным словарем, но и пассивным, приобретенным, в основном, в процессе чтения. Запечатленный в памяти зрительный образ слова не всегда легко ассоциируется со слуховым. Нельзя не упомянуть, кроме того, так называемый потенциальный словарь, не бывший вовсе в языковом опыте учащихся (слова иностранного происхождения, сложные или производные слова, образованные из известных учащимся аффиксов).

На фонетическом уровне, например, успешность предвосхищения определяется знанием вероятностной звуковой последовательности и сводится к выбору оптимального решения о звуке. Если при зрительном восприятии наиболее информативными являются начальная и конечная часть слова, то при аудировании наиболее важными для понимания становятся звуки начальные и расположенные в середине, если они находятся под ударением. В коротких словах все звуки несут большую информативную нагрузку, чем в длинных. Этим объясняется, очевидно, особая сложность их распознавания.

Успешность аудирования зависит, с одной стороны, от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т.д.), с другой стороны, от условий восприятия (темпоральной характеристики, количества и формы предъявлении, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей – языковых и структурно-композиционных сложностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся.

 Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:

1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;
2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;
3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

В соответствии с концепций учебно- ресурсный центр включает ряд учебных модулей, которые способствуют и обеспечивают возможность самостоятельной/автономной работы учащихся для развития различных языковых навыков.

В настоящее время нами сделаны первые разработки содержания модуля «Аудирования». Разработана пошаговая памятка для самостоятельного обучения аудированию.

Рекомендации по работе с аудиотекстами.

Перед тем, как прослушать текст, ознакомься с этими советами:

  1. Прочти задание, чтобы четко знать, что ты должен делать!
  2. Рассмотри рисунки, они могут тебе помочь понять содержание текста, диалога и т.д.
  3. Прочти приведенные примеры: они могут дать тебе определенные подсказки (идеи).
  4. Постарайся догадаться о том, что ты прослушаешь. Составь свои предположения.

Итак, напоминаем:

Задание – Рисунки – Примеры – Предположения!

Или

З – Р – П - П

И еще несколько полезных советов:

  1. Когда ты слушаешь текст, делай пометки! Не старайся записать фразу целиком, только ключевые слова.
    Короче говоря – будь лаконичен.
  2. Если дикторы говорят быстро, постарайся понять смысл в целом, а не каждое слово!

А теперь, вперед! Пробуй!

Данная работа является продолжением по разработке модуля «Аудирование».

В прошлой работе представлен пакет заданий для отработки навыков аудирования по определённой теме от простого к сложному.

Комплект аутентичных материалов, представленных в нашем ресурсном центре, позволяет также развивать навыки аудирования по «горизонтали», то есть в соответствии с требованиями, предъявляемыми к навыкам восприятия речи на слух на определённом этапе обучения от уровня А1 до уровня С.

Если учебная цель учащегося – достижение конкретного уровня владения навыком аудирования, притом, что данное умение развито плохо; учащемуся предлагается проработать первый уровень нескольких изучаемых тем, связанных между собой общим смыслом. Например: Vie personnelle; Ecole et projets d’avenir; Passe-temps; Vacances…

В данной работе мы предлагаем материалы для аудирования по предложенным темам. По желанию учащегося данная цепочка может быть продолжена следующими темами: Tourisme, Loisirs et shopping, Mode de vie et santé и так далее.

На втором этапе задания по тем же темам могут быть представлены на более высоком уровне сложности, как в плане содержания аудиотекста (объем высказывания, лексическая наполняемость, темп речи), так и в типе заданий на проверку понимания.

Предложенный комплекс заданий для первого уровня сложности имеет своей целью достижение максимального результата по развитию и совершенствованию навыков аудирования.

 Vocabulaire 

anniversaire (m)

nord (m)

nord-est (m)

sud (m)

sud-est (m)

citron (m)

croque – monsieur (m)

fromage (m)

crêpe (f)

jambon (m)

eau (f) minérale

fraise (f)

glace (f)

pêche (f)

anglais (m)

dessin (m)

français (m)

 histoire (f)

infirmière (f)

musique (f)

matière (f)

sciences (f pl.)

avoir envie de

rêver de

travailler

voyager

natation (f)

aîné(e)

aller à la pêche

aller à la patinoire

écouter de la musique

faire une longue promenade

jouer au tennis / au football

Transcriptions 

Vie personelle

1. Béatrice parle de sa maison et de sa région

Bonjour! Je m’appelle Béatrice Barbier. J’ai 16 ans. Mon anniversaire, c’est le 6 septembre. J’habite à Grenoble, dans le sud-est de la France. J’habite dans une grande maison avec mes parents, mon frère Julien et ma soeur Christelle. Julien a 9 ans et Christelle a 11 ans. J’aime la musique rock et la sport. J’adore le ski!

Passe-temps

1. Quelle est l’activite preferee?

Exemple

- J’adore jouer au tennis.

Personne 1

- Je préfère écouter de la musique.

Personne 2

- Le week-end, je joue au football.

Personne 3

- Le week-end dernier, je suis allé au cinéma.

Personne 4

- Hier, j’ai fait une longue promenade.

Personne 5

- Pendant les vacances, je vais souvent à la patinoire.

2. Quelle sont les passe-temps de Sylvie et Christian?

Exemple

- Mon passe-temps préféré, c’est le cinéma.

Sylvie

- Moi, je préfère la natation.

Christian

- Le week-end dernier, je suis allé à la pêche.

Ecole

1. Ils aiment quelles matieres?

Exemple: Numéro un

- J’aime la géographie.

Numéro deux

- J’aime l’histoire.

Numéro trois

- J’aime la musique.

Numéro quatre

- J’aime le dessin.

Numéro cinq

- Ma matière préférée, c’est l’anglais.

Numéro six

- J’adore étudier le français.

Numéro sept

- Moi, je préfère les sciences.

 

2. Ces personnes parlent de l’avenir

Exemple:

- Je m’appelle Morgane et l’année prochaine, j’espère aller à l’université.

- Je m’appelle Marc et j’ai envie de voyager aux Etats-Unis.

- Je m’appelle Nicolas et j’ai déjà décidé de travailler comme cuisinier.

- Je m’appelle Constance. Je rêve de travailler comme infirmière.

- Je m’appelle Mathieu et j’aime les ordinateurs, alors je travaillerai dans l’informatique.

 

Vacances

1. Une glace? Bonne idée! Quel parfum?

Exemple

- Moi, j’adore les glaces à la pêche.

Personne 1

- Je préfère les glaces au chocolat.

Personne 2

- Moi, je voudrais une glace au citron.

Personne 3

- Pour moi, une glace à la fraise.

Personne 4

- Je crois que je vais prendre une glace à l’orange.

 

 

2. Au café. Vous désirez?

Exemple

- Je voudrais un café crème et un croissant.

- Et toi, Clémence?

- Je prends un coca et une pizza.

- Paméla?

- Une eau minérale et et un sandwich au fromage.

- Qu’est-ce que tu veux, Alex?

- Pour moi, un jus de pomme et un sandwich au jambon.

- Et toi, Madeleine?

- Un jus d’orange et une crêpe.

- Et Marc?

- Un thé et un croque-monsieur.