Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста.
Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ – создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Я занимаюсь с детьми самыми прозаическими делами: одеваю, кормлю, умываю, причесываю, укладываю спать, успокаиваю. Во время всех этих действий я стараюсь не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напеваю потешку, прибаутку, считалку, дразнилку. На протяжении всего дня звучат в группе мелодичные строки: прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Беру ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:
- Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Володюшка хороший,
Володюшка пригожий….
Он по лугу едет – луга зеленеют,
К садам подъезжает – сады расцветают.
Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается …. Усаживаю его на колени, крепко держу и начинаю медленно подбрасывать его, имитируя езду:
“Поехали – поехали по ровненькой дорожке
По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам
Все прямо и прямо”.
Темп потешки задает и определенный режим подбрасывания ребенка на коленях,
“А потом вдруг…..в яму! Бух!....”. Ребенок смеется.
Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю:
- У сороки – боли, у вороны – боли
А у моего хорошего, да у моего пригожего
Димочки, голубчика, все заживи!
Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел!
Дети любят слушать потешку “про себя”. Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем! “И про меня расскажите, и про меня!”
Таня, Таня маленька
Танечка удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Таня, ножкой!
“Наша Маша маленька,
На ней шубка валенька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая!
“Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Женя в тележке
Щелкает орешки”.
Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игра с пальчиками:
“Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел”.
Или игра “сорока-белобока, кашу варила, деток кормила, этому дала, этому дала…”: загибаю пальчики ребенка один за другим, провожу кончиком пальцев сначала по ладошке, затем запястью, в локтевом сгибе, приговаривая:
-Тут ключ, тут ключ,
Тут ключ (предплечье)
А тут (щекочу под мышкой)
Свежая ключевая водичка.
Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:
“Водичка, водичка, умой Маше личико,
Чтобы щечки краснели, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!”
А нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:
“Расти, коса, до пояса.
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, до пят.
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся
Юля, маму слушайся”.
Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то “ коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет”. Во время обеда дети “поправляют” воспитателя, слушая потешку:
“Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капусту, мышки – за корку,
Детки – за молоко.
- Нет, за борщ, а не за молоко!”
Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать: Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот – с правой ножки, если дождик пройдет, не намокнут ножки!
Дети любят народные хороводные игры. Эти игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Старшие дети приговаривают слова текста, а малыши с удовольствием выполняют движения.
“Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой!”
Перед сном наши дети просят спеть полюбившиеся им колыбельные. Спокойный, размеренный ритм речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает малышей, снимает напряжение.
“Баю-баю, баиньки,
В огороде заиньки.
Баю-баю, баюшки,
Не ложись на краешке!”
Дети просят спеть колыбельную про Буку, которую я помню еще со своего детства.
“Баю-бай, баю-бай
Пойди Бука под сарай
Пойди Бука под сарай
Коням сена надавай.v Кони сена не едят,
Все на Буку глядят”.
Пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке, даю этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос:
“Бай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди.
Мой Ванюшка будет спать,
Да большой вырастать.
Он поспит подольше,
Вырастет побольше.”
Гуляя с детьми, обращаю их внимание на различные “капризы и чудеса” природы. Народом сложено много попевок, закличек, песен о природе, и, чтобы ребенок острее почувствовал красоту цветка, бабочки, пою им об этом или говорю:
“Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь,
Полетишь - как ветер,
Упадешь – как дождь!”
Спряталось солнце за тучку, дети зовут-кличут:
“Солнышко-ведрышко,
Взойди поскорей, освети,
Обогрей телят, да ягнят,
Еще маленьких ребят!”
Радуются радуге:
“Радуга-дуга, не давай дождя
Давай солнышка-колоколнышка!”
При помощи потешек учу детей ориентироваться в окружающем мире. Для этого подбираю произведения, в которых лаконично и точно говорится о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек:
“Сорока на кухне пироги печет
Кот в углу сухари толчет.
Кошка в окошке платье шьет.
Курица в сапожках избу метет”.
Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека: Животные действуют в произведениях на равных, как люди: “кисонька-мурысонька едет на меленку”, “котик идет на торжок”, “курочка идет за водичкой”, “сорока варит кашу”. Так, постепенно, дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне:
“Вот и люди спят, вот и звери спят.
Вот и ночь пришла, темноту принесла.
Заснул петушок, запел сверчок”.
Дети обязательно уловят отношение человека к животному, его доброту и ласку:
“Уж как я свою коровушку люблю,
Свежей травкой я Буренушку кормлю,
Ты иди, моя коровушка, домой,
Напою тебя водою ключевой”.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопровождениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них; формирует способность ребенка улавливать тонкие звуковые различия, подготавливает к овладению правильным звукопроизношением. Разговором или прибауткой побуждаю ребенка произносить трудное для него звукосочетание, подбирая потешку, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом:
“Водичка, водичка! Умой Тане личико.
Заинька, войди в сад,
Серенький, войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад.
Серый, серый, войди в сад!” (на звукосочетание
ди)
Чтобы закрепить в речевых реакциях ребенка звукосочетание ки, читаем потешку:
“Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Кис, кис, кис! Кис, кис, кис!”
Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных М, Н, Т, Р с гласным У, читаю потешку:
“Ранним-рано по утру
Пастушок: “Ту-ру-ру-ру””
А коровки в лад ему: “Му-му-му!”
Эффективен в этой работе метод пения потешек, содержащих в своих текстах набор желаемых звуков, ибо во время пения ребенок не акцентирует свое внимание на данном звуке и свободно произносит его.
Для обогащения словарного запаса детей использую заклички: “Солшышко-ведрышко”, “Радуга-дуга”, “Дождик-дождик”.
Очень важно чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица, кисонька-мурысонька, курочка-пеструшечка, курочка-рябушечка, курочка-мохнатка, курочка-хохлатка, - такое множество слов к одному слову курочка.
Ну, где бы еще почерпнули дети красоту звучания этих слов, как не в великих малых фольклорных произведениях!
Полезно также использовать малые фольклорные формы для формирования физических качеств, игровых действий, певческих навыков, музыкально-ритмических движений.
Неоценима роль малых фольклорных форм. Они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так важно в период адаптации ребенка к новым для него условиям.