Преподавание лепки на уроках ИЗО на подготовительном отделении ДХШ и ШИ. Методические разработки заданий

Разделы: МХК и ИЗО


“Гусеничка на цветочке”
методическая разработка задания

Вид занятия: лепка.

Тема: круглая скульптура.

Цели:

  1. Образовательный блок:
    • дать понятие круглой скульптуры.
  2. Обучающий блок:
    • обучение детей приемам изображения;
    • обучение детей приемам работы с пластилином и стеками.
  3. Развивающий блок:
    • развитие кинестезического аппарата, изобразительных навыков;
    • развитие навыков и умений в работе со стеками и пластилином;
    • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
    • развитие пространственного мышления.
  4. Воспитательный блок:
    • воспитание у детей художественного вкуса.

    Задачи:

    • моделирование из пластилина объемных круглых деталей разных по величине, а так же, плоских круглых и овальных по форме деталей разной величины;
    • ведение работы от общего к частному;
    • научиться смешивать пластилин двух цветов для передачи “мраморной” фактуры.

    Методы и методические приемы:

    устное объяснение темы и задания; показ методического пособия; индивидуальная работа с каждым ребенком; просмотр – выставка.

    Материалы и оборудование для учеников:

    • цветной пластилин (голубой, светло-зеленый, желтый, оранжевый, красный или малиновый, белый);
    • набор стеков;
    • доска для лепки формата A4;
    • тряпочка для вытирания рук и стеков;
    • клеенка для застилания рабочего стола.

Время: 3 часа.

Возраст детей: 6-7 лет (возможен 5-летний возраст).

Процесс работы над заданием можно разделить на отдельные этапы, находящиеся в определенной последовательности и органически связанные между собой.

Первый этап – лепка частей гусенички. Второй этап – лепка цветочка. Третий этап – сбор гусенички и проработка ее деталей; объединение гусенички и цветочка – сбор всей скульптуры.

Работу с пластилином производим на доске для лепки, на предварительно застеленном клеенкой столе. Загрязненные пластилином стеки и руки периодически вытираем тряпочкой.

Первый этап.

Гусеничка состоит из пяти пластилиновых шариков. Три из них – светло-зеленого цвета, два – голубого цвета. Моделируя шарики – части тела гусенички, отправной размерной точкой считаем голову гусенички. Она у нас будет самым крупным шариком. Далее, к хвостику стараемся моделировать пластилиновые шарики, постепенно уменьшая их по размеру.

Итак, начинаем лепить. Берем брусок пластилина светло-зеленого цвета. Делим его стеком, похожим по форме на ножик, выполняя небольшие надрезы (еще не режем) пополам, затем, каждую из половинок – еще пополам. Получаем брусок пластилина, поделенный на четыре равные части. Стеком разрезаем пластилин на эти части по намеченным надрезам. Три из них мы возьмем для гусенички, одну часть отложим в сторону. Если нам захочется сделать у цветочка стебелек или листик, отложенный кусочек пластилина может нам пригодиться.

Теперь берем брусок пластилина голубого цвета. Делим его на четыре равные части так же, как и предыдущий брусок пластилина. Две из них мы откладываем в сторону, остальные две части нам нужны для моделирования шариков – частей туловища гусенички. Потом нам понадобится еще немного пластилина голубого цвета для моделирования рожек гусенички и зрачков ее глазок.

После всех проделанных операций перед нами лежат равные по величине кусочки пластилина голубого и светло-зеленого цвета. Их всего пять, из них: три – светло-зеленого цвета, два – голубого. Из кусочков пластилина катаем между ладошек шарики. Они у нас получились одинаковыми по величине. Как говорилось ранее, отсчет величины ведем от головы гусенички, она – самая большая. Для того чтобы появилась разность величин наших деталей, понемногу отщипываем пластилин от двух светло-зеленых шариков,

которые в дальнейшем будут хвостиком и серединой туловища нашей гусенички, и добавляем его к шарику, который будет головой гусенички. В итоге мы распределяем пластилин так, что получаем шарики разной величины: большой, средний и маленький. Тоже самое мы проделываем и с шариками голубого цвета. В завершении катаем пластилиновые шарики между ладошек еще раз, чтобы они получились аккуратными. Смоделированные шарики – части туловища гусенички, которые слегка отличаются по величине, откладываем в сторону.

Второй этап.

Начинаем лепить цветочек. Цветок состоит из шести лепестков однородного цвета (оранжевого, красного или малинового) и сердцевинки, которая выполняется из пластилина двух разных цветов, смешиваемых между собой для придания ей “мраморной” фактуры. Берем брусок пластилина того цвета, из которого будем делать лепестки цветочка. Делим его стеком пополам, потом каждую из половинок делим на глаз на три части. Получаем брусок пластилина, поделенный на шесть равных частей. Стеком разрезаем пластилин. Перед нами лежат шесть равных кусочков пластилина. Моделируем из них шарики. Получаем шесть пластилиновых шариков одинаковых по величине. Откладываем полученные детали в сторону.

Приступаем к моделированию сердцевинки. Отрезаем стеком от пластилина желтого и оранжевого цветов кусочки, равные по величине тем кусочкам, из которых мы делали шарики для лепестков цветка. Скатываем из них шарики. У нас получилось два пластилиновых шарика разного цвета. Теперь, на доске для лепки катаем из каждого шарика колбаску такой длины и толщины, которая получится. Здесь нет четкого размерного и величинного ценза. Полученные колбаски желтого и оранжевого цветов переплетаем между собой на манер плетенки-витушки. Если изготовленная плетенка-витушка получилась длинной, то ее можно согнуть пополам и переплести еще раз. Наша цель – добиться передачи “мраморной” фактуры, перемешав пластилин двух разных цветов, поэтому, чем тоньше колбаски и большее количество раз они перевиты, тем лучше.

Из всего того, что у нас получилось, катаем шарик. Теперь из этого “мраморного” шарика моделируем форму похожую на продолговатую дыню. Из полученной объемной формы делаем плоскую овалоподобную форму, похожую на оладушек или толстый блинчик. Для этого кладем “дыню” на доску для лепки и равномерно расплющиваем ее пальчиками. У нас получилась сердцевинка цветка. Ее не стоит делать слишком тонкой, иначе будет сложно присоединять к ней лепестки.

Наконец, мы приступаем к сборке цветочка. Кладем на доску для лепки нашу “мраморную” сердцевинку, затем берем отложенные ранее пластилиновые шарики – будущие наши лепестки. Из каждого шарика, аккуратно расплющивая его пальчиками, моделируем овально-трапецевидную плоскую форму лепестка. Таких лепестков у нас получается шесть. Вокруг сердцевины нашего цветочка эти лепестки должны расположиться равномерно. Аккуратно присоединяем лепестки к “мраморной” сердцевинке. Неважно, какое по размеру получается пространство между лепестками, главное, чтобы они располагались равномерно.

После того, как мы присоединили лепестки к сердцевине, мы можем им придать небольшую рельефность. Для этого на каждый лепесток цветочка стеком наносим ложбинки-“лучики”, начинающиеся у сердцевинки цветка и не доходящие до противоположного края лепестка. На каждый лепесток достаточно нанести по три “лучика”. Наш цветочек готов.

Помните, ранее мы откладывали в сторону кусочек пластилина светло-зеленого цвета? Теперь из него можно смоделировать стебелек-“колбаску” или листик-“лепешечку” с прожилками-“ложбинками” и дополнить этими деталями наш цветочек.

Третий этап.

И вот мы приступаем к завершающему этапу. Берем, ранее отложенные в сторону, смоделированные из пластилина шарики – части туловища нашей гусенички. Напоминаю, всего частей пять, из которых три – светло-зеленого цвета, два – голубого. Выбираем самый крупный шарик светло-зеленого цвета. Он будет головой гусенички.

Начинаем моделировать глазки. Нам нужно скатать два шарика из пластилина белого цвета – это будут белки глаз, и два шарика поменьше из пластилина голубого цвета – это будут зрачки. Естественно мы должны сделать их маленькими по отношению к величине головы гусенички. У нас получилось: два белых маленьких шарика и два голубых шарика поменьше.

Берем голову гусенички и аккуратно прилепляем к ее “лицевой” части белые шарики. В процессе прилепки они уплощаются. И на “личике” гусенички мы видим две маленькие круглые плоские формы белого цвета. Теперь к этим “белкам” мы прилепляем голубые пластилиновые шарики. Они также уплощаются. А теперь сделаем завершающий штрих, чтобы глазки казались более живыми. Берем стек с окончанием похожим на спицу и делаем им в голубых зрачках небольшие углубления. Глазки нашей гусенички готовы.

Приступаем к моделированию ротика. Можно скатать маленький тонкий жгутик из пластилина красного цвета и присоединить его в форме улыбки к “личику” нашей гусенички. А можно выполнить ротик стеком. Для этого берем стек с окончанием похожим на маленький ножик и делаем надрез в нижней части “личика” гусенички в виде дуги-улыбки. Ротик готов.

Осталось сделать рожки нашей гусеничке. Для этого нам понадобятся два очень маленьких кусочка пластилина голубого цвета. Из них скатываются тонкие короткие колбаски, даже не скатываются, а, скорее, моделируются пальчиками, потому что детали очень мелкие. Рожки гусенички формируем в виде конусо-цилиндрической объемной формы. А теперь смоделированные рожки аккуратно присоединяем к голове нашей гусенички.

Все части гусенички готовы, и нам остается собрать их воедино. Гусеничка состоит из пяти шариков. Шарики должны уменьшаться в размерах к хвостику, а также чередоваться по цвету пластилина, из которого они сделаны.

Собираем гусеничку. У нас получилось: светло-зеленая головка с рожками и задорными глазками, голубой шарик, светло-зеленый шарик, голубой шарик, светло-зеленый шарик-хвостик. Голова у гусенички приподнята, хвостик можно приподнять тоже, а саму гусеничку слегка изогнуть, изображая, таким образом, ее в движении.

Помещаем нашу гусеничку на цветочек. Теперь вся наша скульптура собрана. Задание “Гусеничка на цветочке” выполнено.

<Рисунок1>

<Рисунок2>

“Цветок в горшочке”
методическая разработка задания

Вид занятия: лепка.

Тема: рельеф-панно.

Цели:

  1. Образовательный блок:
    • дать понятие рельефа в скульптуре.
  1. Обучающий блок:
    • обучение детей приемам изображения;
    • обучение детей приемам работы с пластилином и стеками;
    • обучение детей грамотному композиционному решению изобразительной задачи.
  1. Развивающий блок:
    • развитие кинестезического аппарата, изобразительных навыков;
    • сенсорное развитие;
    • развитие навыков и умений в работе со стеками и пластилином;
    • развитие творческих способностей.
  1. Воспитательный блок:
    • эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
    • воспитание аккуратности в работе над заданием, умения доводить начатое дело до конца.

Задачи:

  • выполнение рельефа-панно на подготовленной пластилиновой основе, используя смоделированные из пластилина различные объемные и полуобъемные формы: колбаски разной толщины и длины, маленькие шарики и т.п., а также, плоские элементы нужного силуэта и размера;
  • создание грамотной композиции рельефа-панно.

Методы и методические приемы:

устное объяснение темы и задания; показ методического пособия; работа с образца-пособия; индивидуальная работа с каждым ребенком; просмотр – коллективное обсуждение выполненных работ.

Материалы и оборудование для учеников:

  • цветной пластилин (желтый или белый, оранжевый, красный, малиновый, розовый, коричневый, зеленый светлый, зеленый темный);
  • набор стеков;
  • основа для рельефа-панно из плотного картона размером 13см. на 10см.;
  • доска для лепки формата A4;
  • тряпочка для вытирания рук и стеков;
  • клеенка для застилания рабочего стола.

Время: 3 часа.

Возраст детей: 6-7 лет (возможен 5-летний возраст).

В процессе работы над заданием есть определенная последовательность, поэтому, объясняя детям каждый этап работы, необходимо проверять, как они усвоили объяснение и что смогли выполнить из поставленных задач данного этапа.

Сначала нужно подготовить пластилиновую основу для нашего рельефа-панно. Берем картонную основу и налепляем на нее маленькими кусочками пластилин желтого (белого) цвета, равномерно размазывая и разглаживая его пальчиками. Для того чтобы пластилиновая основа была гладкой, и пластилин равномерно распределился на ней, берем стек похожий на ножик с гладким ровным лезвием и ребром его острия снимаем все неровности в виде пластилиновых “стружек”. При этом важно не переусердствовать, а то может открыться картонная основа. Излишки пластилина собираем и прилепляем к бруску пластилина аналогичного цвета. Также, убираем стеком излишки пластилина и с краев картона. После всех проделанных операций у нас должна получиться аккуратная, больше гладкая, чем неровная, пластилиновая основа желтого (белого) цвета для рельефа-панно.

Теперь мы начинаем лепить наш рельеф “Цветок в горшочке”. Начинаем его лепить с горшочка. Нам нужно смоделировать плоскую форму, похожую по силуэту на цветочный горшок. Для этого берем кусочек пластилина коричневого цвета, определяя на глаз нужную нам его величину, и катаем из него шарик. На доске для лепки расплющиваем получившийся шарик в не слишком тонкую “лепешку”. Берем стек похожий на ножик и на получившейся “лепешке” рисуем горшочек, затем этим же стеком удаляем лишний пластилин. У нас получилась первая деталь рельефа – горшочек.

Если смоделированная деталь устраивает нас, размещаем ее посередине и по нижнему краю нашей пластилиновой основы. На данном этапе работы горшочек не декорируем. Все украшения и дополнительные детали выполняются по окончании сборки основных элементов рельефа.

Приступаем к лепке цветка. Начинаем его лепить со стебля. Берем кусочек пластилина светло-зеленого цвета, моделируем из него шарик, затем на доске для лепки из получившегося шарика катаем колбаску. Определяем на глаз, какой длины нужна колбаска для изображения стебля в нашей композиции. Стеком удаляем лишнее. Получившуюся деталь располагаем в середине композиции панно. Светло-зеленый стебель исходит из центра горшочка. По пластике его можно изобразить прямым или слегка изогнутым, главное, чтобы стебель располагался в центре, так как у нас в композиции рельефа присутствует осевая симметрия по вертикали.

Теперь приступаем к лепке чашечки цветка. Сначала нужно выполнить ее контур. Берем кусочек пластилина малинового цвета и на доске для лепки катаем тонкую колбаску. Получившейся колбаской выкладываем абрис чашечки нашего цветка на желтом (белом) фоне панно в виде силуэта сказочного тюльпана с тремя лепестками. Чашечку цветка начинаем выкладывать от стебля. Нам может не хватить длины колбаски на всю протяженность абриса, тогда нужно смоделировать еще одну колбаску такой же толщины, как и предыдущая и, используя ее, завершить контур. Если композиция цветка нас удовлетворяет, аккуратно прилепляем контур из пластилиновой колбаски к фону панно, слегка надавливая на него пальчиками.

После выполненных операций закрываем место, где стебель присоединяется к чашечке цветка. Для этого берем маленький кусочек пластилина светло-зеленого или темно-зеленого цвета и моделируем из него шарик, затем расплющиваем его в треугольно-овальную плоскую форму. Прилепляем сделанную деталь в нужное место острым концом вниз.

А теперь мы будем набирать силуэт чашечки цветка внутри контура в виде мозаики, используя маленькие шарики-“бусинки”, моделируя их из пластилина малинового, красного, оранжевого и розового цветов. Для удобства моделирования “бусинок” сначала скатываем колбаски, а уже потом от них отрываем по чуть-чуть пластилин и пальчиками моделируем маленькие шарики. Не ждем, когда у нас наберется много разноцветных “бусинок”, а сразу же выкладываем ими силуэт чашечки цветка, равномерно распределяя их по цвету по композиционному закону ритма. Когда внутри пластилинового контура не останется свободного места, наш цветочек будет готов.

Для того чтобы наш сказочный цветок обрел окончательные формы, нужно сделать еще два листика. Листики можно выполнять двумя способами. Первый способ моделирования такой же, каким мы делали горшочек. А второй – несколько иной. Подробнее изучим его. Сначала моделируем тонкую колбаску из пластилина зеленого цвета, затем, используя ее, выкладываем контур листика на фоне панно, присоединяя один острый конец будущего листика к стеблю цветка. Пространство внутри сделанного контура заполняем маленькими кусочками пластилина того же цвета что и контур, разглаживая пластилин пальчиками, чтобы поверхность листика получилась ровной и гладкой.

Для придания листикам большей материальности изобразим прожилки. Для этого берем стек похожий на маленький ножик и выполняем им надрезы-“ложбинки” на наших листиках по ходу прожилок. Сначала делаем основную прожилку, делящую листик на две равные половинки, затем – второстепенные маленькие прожилки. Для того чтобы наши листики выглядели декоративнее в “ложбинку” основной прожилки помещаем тонкую пластилиновую колбаску зеленого цвета отличного от цвета самих листиков нужной нам длины и еще раз надрезаем “ложбинку” прямо по этой колбаске.

Наконец, мы приступаем к декорированию нашего рельефа. Декоративную рамочку панно можно выполнить, используя колбаски и плоские элементы, смоделированные из пластилина разных цветов. Также, можно украсить и горшочек.

Выполняя декор нашего рельефа-панно можно воспользоваться стеками, применив их для создания дополнительных рельефных украшений в виде всевозможных надрезов, углублений и оттисков, различных по характеру рисунка. Каждый может декорировать свою работу как хочет, главное - не перегрузить ее композиционно.

Вот мы и украсили наш рельеф-панно. Задание “Цветок в горшочке” выполнено.

<Рисунок3>