Цели урока:
- ввести понятие об изменении имён существительных и местоимений по падежам;
- формировать умения и навыки в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учётом индивидуальных особенностей учащихся; развивать познавательные процессы учащихся - память, речь, мышление, внимание; умение применять логические операции - анализ, синтез, сравнение;
- создать благоприятную творческую атмосферу в классе;
- воспитывать интерес к слову, к языку.
Оборудование:
1) модель “ Существительное” (смотри приложение);
2) команда вопросов;
3) учебник “ К тайнам нашего языка” М. С. Соловейчик, 3 класс;
4) задачник- тетрадь, М. С. Соловейчик, 3 класс;
5) дифференцированные задания на цветных полосках.
Способы обучения:
- фронтальная работа;
- парная работа;
- дифференцированная.
Методы обучения:
- исследование;
- наблюдение;
- сравнение.
Ход урока.
1.Организация класса.
- Настроимся на работу. Закройте глаза. Повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза)…
Внимание моё растёт.
Голова мыслит ясно (пауза)…
Я хочу учиться!
Я готов к работе!
2. Минутка чистописания.
- На минутке чистописания мы будем писать знакомые вам буквы. Догадайтесь, почему я выбрала именно их?
Дети: - Мы часто решали с ними орфографические задачи.
- Какие?
Определите порядок следования букв в этом ряду.
д о а до о а………(д ооаа доооааа)
- Запишите. Какую учебную задачу ставим, выполняя это задание?
Дети: - Писать красиво, следить за осанкой.
3. Введение в тему урока. Словарная работа.
а) наблюдение
- На доске записаны слова. Какую цель ставим при выполнении этого задания?
Дети: - Решить орфографические задачи, найти способ проверки.
- Кто сомневается - пишите с “ окошками”.
Возьмите лист. Работаем в паре.
-Как можно сгруппировать слова?
П…лотенце, праз…ники, ст…лица, кор…ектор, Л…лита, дру…,
тр…ва.
- Если вы правильно решили орфографические задачи, должно получиться новое слово из словаря.
Дорога - что это? Прочитайте определение, пользуясь толковым словарём.
Дорога- это полоса земли со специальным покрытием,
например, асфальтовым или без него, предназ-
наченная для движения транспорта.
- Одни учёные утверждают, что слово “дорога” происходит от общеславянского “д?рга”, которое является однокоренным со словами “дёргать, драть”. Поэтому дорогой мог быть назван проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными, выдранными деревьями. Другие утверждают, что на открытых местах любая тропа превращалась в размытые водами лощины- дороги. До сих пор происхождении слова “ дорога” остаётся неясным.
- Запишите в тетрадь:
Дорога - доро [ж ? ш] ка, дорожный путь.
б) фразеологические обороты
- На доске записаны предложения. Прочитайте их.
Идти по дороге жизни.
Пробить себе дорогу.
- Почему так говорят?
Запишите любое, по выбору. Укажите части речи.
4. “ Открытие” нового знания.
- Итак, отправляемся в путь за знаниями, будем “ пробивать” дорогу, то есть преодолевать трудности, узнавать что-то новое.
Возьмите маршрутный лист. Отметьте, с каким настроением
приступаете к работе.
- С каким багажом знаний отправляемся?
- Что общего у всех слов, над которыми работали?
а) моделирование “ Существительное”
ФИЗМИНУТКА
б) наблюдение, вывод
- Поставьте задачу.
Дети: Узнать тайну о команде вопросов.
- А поможет нам ряд цифр: 5 18 21 4.
- Это имя существительное мужского рода. Догадайтесь!
Дети: Вспомнить алфавит. Расшифровать. Это слово “друг”.
- Я получила письмо от Тома из Англии. Он продолжает изучать русский язык и, даже попробовал перевести стихотворение. Прочитайте. Всё ли ему удалось?
( Приложение 2)
- Какого секрета русского языка не знает Том?
- Выпишите слово “кот” с вопросами, на которые оно отвечает. Понаблюдайте, что происходит со словом.
Один ученик работает у доски, выделяет опасные места.
- Что изменяется? Для чего нужно правильно изменять слово по вопросам?
- Если бы это был не стишок, а текст, что бы вы могли сказать о нём?
Дети: Встречаются повторы.
Можно заменить местоимением 3 лица единственного числа - он.
Вывод: Местоимение тоже меняются по команде вопросов.
- Понаблюдайте за командой вопросов, что заметили?
Дети: Их шесть. Они стоят в определённом порядке.
- Какой секрет мы открыли?
Таким изменениям по вопросам учёные дали своё название: падеж.
- Прочитайте сообщение в учебнике на с. 66.
- Что ещё нового есть в этом сообщении?
в) – Расскажите так, как будто вы сами сделали открытие.
Дети: Ребята! Эврика! Оказывается…
( многократное повторение правила)
- А почему важно это открытие?
Дети: Чтобы грамотно составлять предложения, связывать их по
смыслу.
5. Первичное закрепление с последующей самостоятельной работой.
- Там, где живёт Том, есть чудесная река. Понаблюдайте за поведением этого слова.
а) дифференцированная работа
- У кого на парте задания на белых полосках - восстановите порядок предложений, задавая по порядку вопросы.
- Остальные работают вместе со мной. Откройте задачник на странице 56, упражнение 191.
б) проверка
- Назовите по порядку вопросы, которые вы задавали. Что изменялось?
Дети: Форма слова.
- Зачем вы 6 раз меняли форму слова?
Дети: Чтобы связать по смыслу.
- Знаете ли вы, как называется такое изменение?
Дети: Изменение по падежам.
Посмотрите на вопросы первого падежа. О чём они вам говорят?
Дети: Это существительное в начальной форме.
(пытаются самостоятельно дать название падежам)
6. Итог урока.
- Откройте учебник на странице 66. Прочитайте.
Значит, у падежей есть названия.
- Стихотворение читает…(появляются падежи)
- Попробуйте их поставить на своё место.
Почему возникла проблема?
Дети: Не хватает знаний.
- Ставим задачу на следующий урок…
7. Рефлексия.
- Какую ставили задачу?
Разгадали?
Расскажите тихо, шёпотом, как военную тайну.
- Заполняем маршрутный лист.