Цель:
- формирование познавательного интереса к математике
- расширение кругозора учащихся
- развитие сообразительности, любознательности
- совершенствование навыков коллективной работы
Оборудование:
- Мультимедийная презентация (Приложение 1)
- Эмблемы команд
- Карточки с числами от 1 до 5 для ответов
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя (1 – й слайд), представления команд.
2. Игра “Звёздный час” (участвуют 3 команды по 6 человек, участники выслушивают вопрос, выбирают номер правильного ответа и поднимают нужную карточку, за каждый правильный ответ команда получает звёздочку)
I тур “Что лишнее”
(Учащиеся сами должны найти определяющее понятие для каждой группы слов и выбрать лишнее слово)
2 – й слайд
Килограмм, километр, центнер, грамм, тонна (единицы измерения массы).
3 – й слайд
13, 19, 21, 23, 29 (простые, числа).
4 – й слайд
Прямоугольник, ромб, треугольник, квадрат (четырёхугольники)
5 – й слайд
8, 20, - 4, 18, 9 (чётные числа)
6 – й слайд
Делимое, делитель, знаменатель, частное, деление (компоненты деления)
7– й слайд
36, 45, 49, 64, 81 (квадраты чисел)
8 – й слайд
Числитель, знаменатель, отношение, деление, произведение (дробь)
II тур “Расположить в порядке возрастания”
9 – й слайд
1. Старинные единицы измерения длины: локоть, маховая сажень, косая сажень, верста.
10 – й слайд
2. Римские числа: XII, XIX, XXI, XL
III тур “Выбери правильный ответ”
“Греки навсегда останутся нашими учителями” (К. Маркс)
11 – й слайд
- Евклид, Пифагор, Архимед.
- Кто из этих математиков был чемпионом олимпийских игр? (Пифагор по кулачному бою)
- Автор первого учебника геометрии. (Евклид)
- Долгое время натуральный ряд чисел считался конечным: люди думали, что существует самое большое число. Величайший древнегреческий математик придумал способ описания громадных чисел. Самое большое число, которое умел он называть, было настолько велико, что для его цифровой записи понадобилась бы лента в две тысячи раз длиннее, чем расстояние от Земли до Солнца. Но записывать такие числа ещё не умели. Это стало возможным только после того, как индийскими математиками в VI веке была придумана цифра нуль и ею стали обозначать отсутствие единиц в разрядах десятичной записи числа. Кто доказал, что натуральный ряд бесконечен, т.е. не существует самого большого натурального числа? (Архимед)
- Интерес древних математиков к простым числам связан с тем, что любое число либо простое, либо может быть представлено в виде произведения простых чисел, т.е. простые числа - это как кирпичики, из которых строятся остальные натуральные числа. Простые числа в натуральном ряду встречаются. неравномерно. Чем дальше мы продвигаемся по числовому ряду, тем реже встречаются простые числа. Возникает вопрос: существует ли последнее (самое большое) простое число. Кто доказал, что ряд простых чисел бесконечен? (Древнегреческий математик Евклид)
- Этот математик и его ученики изучали вопрос делимости чисел.
12 – й слайд
Число, равное сумме всех его делителей (без самого числа), они называли совершённым числом. Они знали только первые три совершенных числа: 6, 28, 496. Четвёртое - 8128 -стало известно в I веке нашей эры. Пятое - 33550336 - было найдено в XV веке. К 1983 году было известно уже 27 совершенных чисел. Но до сих пор ученые не знают: есть ли нечетные совершенные числа, есть ли самое большое совершенное число.
13 – й слайд
Кто нашёл первые три совершенных числа? (Пифагор)
14 – й слайд
- Числа: 11, 109, 0, 29, 3
- Вдоль улицы стоит 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Сколько девяток потребуется мастеру? (11)
- Сколько получится, если сложить наименьшее трёхзначное число и наибольшее однозначное число? (109)
- Какая цифра была введена в математику последней? (0 -индийскими математиками в VI веке была придумана цифра нуль и ею стали обозначать отсутствие единиц в разрядах десятичной записи числа)
- Вставить пропущенное число:
1 – я таблица
19 |
18 |
37 |
17 |
? |
46 |
2 – я таблица
51 |
3 |
17 |
72 |
? |
24 |
15 – й слайд
- Карл Гаусс, Леонард Эйлер, А.Н. Колмогоров
- Родился он в Швейцарии, но второй его родиной была Россия - здесь он делал свои великие открытия, ослеп, но продолжал работать. Именно он нашёл 65 пар дружественных чисел. Так называли два числа, каждое из которых равно сумме делителей другого числа. Пифагорейцы знали только одну пару дружественных чисел - 220 и 284. (Л.Эйлер)
- Этого немецкого учёного называют королём математиков. Его математическое дарование проявилось в детстве. Однажды в школе (ему было в то время 10 лет) учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока учитель диктовал задание, у него уже был готов ответ. (К.Гаусс)
- Выдающийся советский математик решил много сложнейших задач, совершил не одно открытие в различных разделах современной математики. Радость математических открытий он познал очень рано. Ещё до поступления в гимназию в возрасте пяти - шести лет он любил придумывать задачи, подмечать интересные свойства чисел. Эти “открытия” публиковались в домашнем журнале. Вот одно из открытий шестилетнего математика.
- Чьи это слова: “Математика - царица всех наук”. (К.Гаусс)
- Миля, узел, карат, баррель .
16 – й слайд
Он заметил, что 1=1,
22 = 1+3, З2- 1 +3 + 5,42-1+3 + 5 + 7 (А.Колмогоров)
17 – й слайд
18 – й слайд
В старину разных странах применялись различные системы единиц измерения. Это затрудняло развитие науки, торговли между странами. И вот во Франции была разработана новая метрическая система мер, которая была принята большинством стран. Основную единицу длины - 1 метр - определили как сорокамиллионную долю окружности Земли. Однако по традиции и в настоящее время иногда пользуются старыми единицами
- Моряки измеряют расстояния (милями - 1852 км)
- Моряки измеряют скорость (узлами - 1 миля в час)
- Массу алмазов измеряют (в каратах - 200 мг, пятая часть грамма - масса пшеничного зерна)
- Объём нефти измеряют (в баррелях - 159 л)
IV тур “Составь слово”
19 – й слайд
Микрокалькулятор (из букв слова составить новые слова)
3. Подведение итога. Награждение.