Урок-игра "Арифметические действия с десятичными дробями", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


ЦЕЛИ:

1.Повторение арифметических действий с десятичными дробями.

2. Развитие умений и навыков сложения, умножения, деления, вычитания десятичных дробей, построения точек на координатной плоскости.

3. Знакомство учеников с играми лермонтовского времени, воспитание у детей, положительной мотивации к изучению предмета, любви к родному краю.

ХОД УРОКА.

I. Вступительное слово учителя.

Подвижная игра – естественный спутник жизни любого нормального ребенка. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, традиционные устои, представление о чести, смелости, мужестве.

В народных играх много юмора, шуток, задора. Игры часто сопровождались неожиданными веселыми моментами, считалочками, жеребьевками, потешками. В некоторых народных играх перед началом применялись забавные певалки, четкие считалки. Напевно – забавные певалки, занимательные диалоги быстро запоминались детьми. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет. Какими же были детские игры у детей лермонтовского времени? Начиная с самого нежного детства и кончая временем женитьбы или замужеством, тарханцы проходили все игровые ступени соответственно возрасту и полу.

А в какие игры вы играете?

А какие вы знаете игры лермонтовского времени?

II. Учитель: Сегодня мы с вами и поиграем в эти игры, но на математический лад.

Начнем играть в “молчанку”. Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики
по свежей росе,
по густой росе.
Там чашки, орешки,
медок, сахарок. МОЛЧОК!

(дети говорят хором).

Учитель:

Кто засмеется
Губа задерется
1,2,3,4,5.
С этих пор молчать!

Начинается устный счет. В слух нельзя говорить и поворачиваться. Тому, кто не выдержит, назначается фант, и предлагают исполнить или стихотворение М.Ю. Лермонтова, или танец, или решить задачу. Ученики считают устно, а ответ пишут на маленьких досках. Затем ответ стирают и решают другой пример.

Упражнения для устного счета.

а). 1,3 + + 1,7 = 9

: 0,3 =3

*10 = 4 (найдите пропущенное число).

 б) *,5 + *,2 + *,7 = 7,5 (поставьте в место * цифру, чтобы получилось верное равенство).

в) Купили 2 кг яблок по цене 0,45 руб. за кг. и 2 кг. груш по 0,55 руб. за кг. Сколько заплатили денег за всю покупку?

г) В четырех арбузах 12 кг. Три имеют массу по 2,5 кг. Найдите массу четвертого арбуза.

III. Учитель: Много было разных игр в Тарханах, но с “лаптой” соперничать

все – таки не могла ни одна. Она самая живая и азартная, самая увлекательная. Для этой игры делились на две команды, брали мяч и лапту (круглую палку длиной 60 см).

Одна команда идет в город, а другая водит. Команда города лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят мяч и стараются запятнать бегущего.

У нас в качестве мяча и лапты будут ваши вопросы, которые вы будете задавать друг другу. Если ответа нет, значит, вам не удалось запятнать соперника, и вы остаетесь водить, а если ответили правильно, то переходите в город.

Но начало посчитаемся, кто из вас будет водить.

Считалочка (считает учитель): Я куплю себе дуду

И по улице пойду,
Громче дудочка дуди:
Мы играем, ты води.

Учащиеся задают друг другу вопросы.

IV. Учитель: Ну, а теперь отгадайте игру, в которую играл М.Ю. Лермонтов. Название этой игры зашифровано. Выполните действие, найдите ответ. Этому ответу соответствует буква. По этим буквам вы и отгадаете название игры.

0,736 + 4,8

5,52 : 6,9

Х + 37,8 = 100,36

2,3Х + 6,5Х = 0,088

34,57 * 0,9 + 5,43 * 0,9

(0,5*3,4) : 2

У : 2 + 3,5 = 3,6

Ученик: “…Отношение Лермонтова и генерала приняли складку товарищескую. Оба после обеда отправились в сад, а когда Потапов и Дени через полчаса прибыли туда, то увидели, к крайнему своему удивлению, что Лермонтов сидит на шее генерала. Оказалось, что новые знакомые играли в “чехарду” ”. В Белов так пишет об этой забавной игре: “Очень смешно выглядела деревенская чехарда, совершенно непохожая на городскую. Играющие стихийно собирались на улице, находился доброхот, бравший на себя неприятные обязанности. Он садился на лужке, ему на голову поверх его собственной шапки складывали все головные уборы играющих. Иногда получалось довольно высоко, надо было сидеть не шелохнувшись, чтобы вся эта колонча не упала. Затем самый здоровый, длинный игрок должен был разбежаться и перепрыгнуть. При этом запоминалось число свалившихся кепок. Последним прыгал самый маленький, но к этому моменту на голове сидящего могло не остаться ни одной кепки… Провинившиеся, снявшие кепки, вставали по очереди на четвереньки. Доброхота за руки и за ноги брали четверо ребят. Раскачав, изо всех сил шлепали его задом в зад того, кто стоял на карачках. Делали столько ударов, сколько было обронено головных уборов. Удары были совершенно безболезненны и неопасны, но смеху было не мало. При ударе тот, кто стоял на карачках, подавался далеко вперед. Самое смешное было тогда, когда он, установившись на прежнее место, оглядывался, желая узнать, что происходит сзади. Перед ударом у него менялось выражение лица…”

(П.А. Висковатов “М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.”1987 год).

Учитель: Предлагаю поиграть в эту игру. (Учащиеся играют в чехарду).

V. Учитель: А теперь поиграем в “жмурки”. Обычно в “жмурки” играли маленькие вместе с большими. В Тарханах называли эту игру “Тарасом” или ”слепнями”. Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем говорят: “Тарас, Тарас, ищи три года нас!”. После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот и становится “жмуркой”.

Только у нас “жмурками” будете вы, а ловить вы будете мои вопросы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

  1. Найдите сумму 3,57 и 12
  2. Из 100 вычтете 0,376
  3. Число 3,8 вычтете из 12,08
  4. Найдите произведение 3,7 и 0,3
  5. Уменьшите 3,18 в 3 раза.
  6. Увеличьте 7,5 на3, а потом в 5 раз

VI. Учитель: Очень красивой игрой, сохранившейся до наших дней и узаконенной в современном виде в официальных спортивных соревнованиях, была игра в городки или чушки, как называли ее в Тарханах. На земле чертят два города, отмечают место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки-рюхи. Игроки одной команды выбивают городки из города противника. По условию, бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры: выбить из города противника все рюхи.

У нас вместо рюх будут координаты точек на координатной плоскости. Фигура будет выбита, если вы сможете нарисовать ее на координатной плоскости.

(-3;3); (0;3); (0;2); (3;2); (5;-2); (5;-6); (2;-6); (2;-2)4 (1;-2); (1;-2); (1;-6); (-2;-1);

(-3;-1); (-3;-3); (-4;-3); (-4;-4); (-5;-4); (-5;-2); (-4;-2); (-4;1); (-3;3).

Точка (-2,5;1,5).

VII. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя. Игры лермонтовского времени представляли собой обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга. Расставание с игрой человека очень долгое. Только сломленный, закостенелый, не вовремя постаревший, злой или совсем утративший искру Божию человек, теряет потребность в игре, шутке, развлечении.