Использование свойства монотонности функции при решении уравнений

Разделы: Математика


Цели:

  • научить учащихся использовать монотонность функции, при решении уравнений;
  • научить умению анализировать, творчески подходить к поставленной задаче;
  • воспитывать культуру и оперативность мышления, познавательный интерес к математике;
  • помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ.

Задачи:

  • систематизировать теоретические знания учащихся;
  • научить применять эти знания при решении практических задач;
  • помочь в подготовке к ЕГЭ.

Оборудование: карточки с заданиями для каждого ученика.

ХОД УРОКА

Организационный момент: сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

I. Устно.

Проводится фронтальный опрос учащихся:

  1. Какие функции называются возрастающими (убывающими)?
  2. Какие функции называются монотонными?
  3. Какие свойства монотонных функций вы знаете?
  4. Ответы учащихся:

    Свойство 1. Если y=g(x) – монотонно возрастает на промежутке I и y=f(x) – монотонно возрастает на промежутке I, то y=g(x)+f(x) – монотонно возрастает на промежутке I.

    Свойство 2. Если y=f(x) возрастает (убывает) на промежутке I, то уравнение f(x)=a имеет на I не более одного корня.

    Свойство 3. Если y=f(x) возрастает на I, а y=g(x) убывает на I, то уравнение f(x)=g(x), имеет не более одного корня.

  5. Определите промежутки возрастания (убывания) следующей функции:

II. Решение уравнений

    ( Этот этап урока проходит в форме беседы учителя с учениками. Ученики, основываясь на прошлом опыте решения уравнений, предлагают свои решения. Учитель показывает им более рациональные способы решения этих уравнений)

    Пример 1. Решите уравнение: x5+x3+2x-4=0.

    Решение: Функция f(x)=x5+x3+2x-4 возрастает как сумма трех возрастающих функций y=x5, y=x3 и y=2x-4 на R.

    Тогда уравнение f(x)=0 имеет не более одного корня. Испытывая делители свободного члена, находим, что x=1.

    Ответ: 1.

    Пример 2. Решите уравнение .

    Решение: Функция - возрастает на своей области определения, как сумма двух возрастающих функций и . Следовательно, уравнение f(x)=2 имеет не больше одного корня на [-1,45; 26]. Непосредственно проверкой убеждаемся что f(1)=0. Уравнение решено: мы нашли корень и доказали, что других корней нет.

    Ответ: 1.

    Учащимся предлагается решить это уравнение дома с помощью возведения в квадрат лавой и правой частей уравнения, и убедится что решение будет очень громоздким.

    Пример 3. Решите уравнение log2(x+2)=1-x.

    Решение: Функция y=log2(x+2) – возрастает на (-2; +image15.jpg (792 bytes)). Функция y=1-x убывает на R. Тогда уравнение log2(x+2)=1-x имеет единственное решение при x (-2; +image15.jpg (792 bytes)).

    Непосредственно проверкой убедимся, что x=0 является корнем этого уравнения.

    Ответ: 0.

    Каким еще способом можно решить это уравнение? (графически)

    Пример 4. Определите число корней уравнения .

    Решение: Рассмотрим функцию эта функция возрастает на области определения , тогда , т.е. f(x)image16.JPG (778 bytes)4, где x D(f). Значит множеством значений функции f(x) является промежуток [+4;+image15.jpg (792 bytes)).

    Т.е. при aimage16.JPG (778 bytes)4 уравнение имеет единственное решение, при a<4 решений нет.

    Ответ: aimage16.JPG (778 bytes)4- единственное решение;

    a<4 – решений нет.

III. Самостоятельная работа (10 – 15 минут)

I. Вариант:

    1. Решить уравнение x5+3x=4.
    2. Ответ: 1.

    3. Решить уравнение .
    4. Ответ: 2.

    5. Решить уравнение log2x=3-x.

Ответ: 2.

II. Вариант:

    1. Решить уравнение x5+7x=-8.
    2. Ответ: -1.

    3. Решить уравнение .
    4. Ответ: -30.

    5. Решить уравнение .

Ответ: 5.

IV. К доске приглашаются ученики из обоих вариантов и показывают решение уравнений

V. Подведение итогов урока и выставление оценок

VI. Задание на дом

    1. Определить число корней уравнения .
    2. Решить уравнение x5+2x3+3=54.

Литература:

[1] В.В. Локоть. Применение свойств функций, преобразование неравенств // АРКТИ, Москва 2007 г.

[2] Ю.Н. Макарычев. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класс // Просвещение, 1998 г.

[3] И.Я. Виленкин. Алгебра и математический анализ 10 // Просвещение, 1998 г.

[4] Е.Д. Кулакин. 3000 конкурсных задач по математике // Москва 2002 г.