Программное содержание:
- Развивать умение детей составлять рассказ с заданными словами, сочетая их по смыслу.
- Способствовать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное.
- Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемотаблице.
- Активизировать в речи однокоренные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка снежный, заснеженный, зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка – зима, зимовщик).
- Продолжать учить детей составлять предложения из 2, 3, 4 слов по схеме.
- Продолжать учить детей разгадывать кроссворд.
- Продолжать учить детей рисовать деревья, используя нетрадиционные способы “Монотипия”, “Прижми и отпечатай”.
- Прививать детям любовь к природе, через чтение стихов, составление рассказов
Материалы: бумага, кисточки, краска белая, кроссворд, мнематаблица “Зима”, мнемотаблица для составления предложения.
Ход занятия:
Отгадайте – ка, ребятки,
Про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зимушка – зима)
Сегодня с вами на занятии мы поговорим о зиме. Закройте глазки и представляйте все, о чем я буду рассказывать (включается тихая мелодия).
На улице все белым, бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами, ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки; пушистые снежинки облепили все веточки. Но стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веточки. Это так красиво! Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, стать настоящей снегурочкой. Огромные сугробы у дорог. Как хорошо с разбегу упасть в сугроб и полежать, раскинув руки! А потом поиграть в снежки, да так, чтобы снег попал даже за шиворот. Холодно. Мороз щиплет щеки, нос, но все - таки здорово!
Ребята вы любите Зимушку – зиму? А какие признаки знаете, по которым можно определить, что это Зима? А чтобы вам было легче работать, будем использовать таблицу (см. приложение №1)
А какие зимние приметы вы знаете, я сейчас я проверю?
Проводиться речевая игра “Зимние приметы” Степанова.
В: Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом…Д: Значит, ясно будет днем
В: Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завес,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга…Д: Жди метели
В: Если рыбы зимним днем
Ходят прямо подо льдом
И о лед стучит хвостом-
Значит, без сомнения…Д: Ждите потепления
В: Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно…Д: Будет ясно и морозно.
Молодцы хорошо знаете приметы зимы. А когда на улице много снега, что делают дети, когда гуляют? Лепят фигурки.
Давайте и мы с вами слепим снеговика. (Массаж
биологически активных зон)
Раз и два, раз и два
Имитируют лепку снежков
Лепим мы снеговика Мы покатим снежный ком,
Поочередно проводят ладонями
по шее справа и слева
Кувырком, кувырком
Мы его слепили ловко,
Проводят пальцами по щекам сверху вниз
Вместо носа есть морковка,
Растирают указательными пальцами крылья носа
Вместо глазок – угольки,
Прикладывают ладони ко лбу “козырьком” и
энергично растирают лоб
Ручки- веточки нашли
Трут ладонями друг о друга
А на голову – ведро
Раздвигают указательный и средний пальцы
“вилочкой” и растирают точки перед ушами и за
ними
Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой
А сейчас послушайте внимательно стихотворение и ответьте мне на такой вопрос. В каком зимнем месяце бывают эти приметы?
Ветры, вьюги, ураганы, дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко, вейтесь над землею,
Пусть бежит в полях поземка белою змеею.
Правильно это бывает в феврале. А какой самый главный признак февраля мы узнаем, разгадав кроссворд. Слушайте загадку, отгадав ее, запишите в клеточки. Получите ключевое слово. Это и будет главный признак февраля.
- Одеяло белое не руками сделано
- Без досок, без топоров
- Какой это мастер на стекла нанес
- Я пушиста и бела,
- Как на небе с севера
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (снег)
Через речку мост готов
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло (лед)
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)
Ребятишкам я мила
Позволяю им кататься
И на горке и на льду (зима)
Плыла лебедь серая
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрушки
Белый пух да перышки (снегопад)
(см.приложение №2)
Сейчас я вам прочитаю рассказы, вы должны будете найти, то, что на самом деле не бывает, т.е. небылицу. (Чтение текста)
- Наступила зима. Собрались мы в лес за грибами и взяли с собой корзинки. До леса было недалеко. Нужно было пройти через мост. В лесу росли ягоды, цветы, пели птицы. Мы собрали много грибов. Веселые и довольные вернулись домой. Теперь на обед у нас будет вкусный суп.
- Пришла зима. Дни стали длиннее, чем ночи. Лиственные и хвойные деревья стоят голые. Хорошо живется зимой птицам: корма много. Медведь ложится в берлогу, люди надевают теплые вещи: куртки, сапожки.
Физминутка. “Белый снег”
Белый снег пушистый
В воздухе кружится (покачивание руками)
И на землю тихо
Падает ложится (присели, руки опустили)
И под утро снегом (встали, покружились)
Поле забелело (руки на поясе, повороты вправо,
влево)
Точно пеленою
Все его одело (присели, руки опустили на пол)
Ребята, отдохнули, представили, что вы снежинки.
А теперь вспомните слова, родственные словам
“снег”, “снежок”, “снежинки” (если дети
затрудняются, воспитатель задает наводящие
вопросы)
(они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом)
Придумайте предложения со словом снег, по схемам.
________ __________.
________ __________ _________.
________ __________ _________ ________.
Составление описательного рассказа о зиме.
Мы сегодня с вами очень много узнали о зиме, о красоте зимнего леса, сейчас я вам предлагаю нарисовать зимний лес. Показ образца. Зимний лес будем рисовать нетрадиционным способом “Монотипия”. Сначала вы должны будете нарисовать рисунок на доске, а затем прикладываем чистый лист бумаги, проглаживаем и аккуратно убираем лист. Приступаем к работе.
Что сегодня мы с вами делали на занятии? Дети дают ответы