"Фольклор как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Дошкольный возраст важный этап формирования личности ребенка. Ребенок начинает проявлять свое отношение к людям, к тому, что его окружает. К концу старшего дошкольного возраста уже сформирован ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже усвоенных приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами. Это подтверждают исследования Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной посвященных вопросам детского творчества[1].

Для развития у детей творческих способностей, эстетического вкуса я использую произведения музыкального и устного фольклора, которые в интересной, занимательной форме передают детям народную мудрость накопленную многими поколениями и приобщают к прекрасному. Народное искусство и особенно народная музыка вызывает у детей большой интерес, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие, без которого невозможны творческие проявления.

Знакомство с музыкальным фольклором, датами народного календаря, с укладом жизни, обычаями русского народа провожу на музыкальных занятиях, праздниках, досугах, включаю в кружковую работу. Часто посещаем с детьми музей, созданный в нашем дошкольном образовательном учреждении. Где обстановка, предметы быта, утварь помогают понять детям, что они часть великого русского народа, пробуждают душу, воспитывают чувство красоты, любознательность и создают благоприятные условия для творческих проявлений детей <рисунок 1>.

Работая по программе “Оберег” Е.Г. Борониной (комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду), доработала ее, составив тематический план и занятия по всем темам, основанные на датах земледельческого календаря, народных обычаях и обрядах, а так же разработала задания и упражнения для развития творческой активности.

Наглядно представить и окунуться в прошлое детям помогает составленный мной народный календарь, где на рисунках-листках календаря отображены темы занятий <рисунок 2>. Очень нравится детям самим создавать свои произведения, в которых они раскрывают свои творческие способности: это и изготовление из соломы кукол-стригушков (оберегов дома) <рисунок 3>, и рисование замечательных “певучих” салфеток в которых дети отображают разные виды народных песен: лирические, плясовые, хороводные, колыбельные <рисунок 4>. В каждое занятие обязательно включаю задания и упражнения развивающие творческую активность детей, основанные на музыкальном фольклоре.

Хочу привести пример, составленного мной тематического музыкально-фольклорного занятия, которое знакомит детей с устным и музыкальным фольклором, народным календарем, в которое включены следующие упражнения для развития творческой активности старших дошкольников:

  1. Придумать движения в соответствии с характером музыки в русской народной игре “Плетень”.
  2. Сочинить свои мелодии на слова потешек и пословиц.
  3. Загадать музыкальные загадки, в которых нужно определить высокое и низкое звучание мелодии.
  4. Придумать свои истории, прослушав русскую народную музыку разного характера.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЕ ЗАНЯТИЕ

“ОСЕНИНЫ-ОСПОЖИНКИ ИЛИ СКАЗКА С ОГОРОДНОЙ ГРЯДКИ”

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с традицией празднования сбора урожая Осенины-Оспожинки.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям, обычаям, к народным песням, играм, пляскам, к русской народной музыке, осеннему празднику Оспожинки.
  2. Развитие творчества детей.
  3. Под воздействием поэтического, песенного, танцевального фольклоров, осуществлять эстетическое развитие личности ребёнка.
  4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
  5. Развитие музыкального восприятия, памяти, мышления.
  6. Обогащение словаря детей (плетень, Оспожинки, лапти).
  7. Воспитание дружеских, доброжелательных взаимоотношений между детьми.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Зал оформлен в виде русской избы (звучит аудиозапись народной песни “Тимоня”, дети с воспитателем входят в зал, находят клубочек).

Воспитатель: Ребята, смотрите, клубочек. Этот волшебный клубочек любит водить нас с вами по старинным дорожкам. А, вы, помните, куда он нас водил? О чём мы узнали?

Дети: В деревенскую избу, где хозяюшка рассказала нам об окончании жатвы, о празднике “Последнего снопа”.

Воспитатель: А по какой тропинке он поведёт нас сегодня? Что интересного покажет? А чтобы волшебный клубочек покатился и повёл нас за собой, давайте споём ему песенку.

Дети поют:

Ты катись, катись клубочек, вейся ниточка
Вейся ниточка, да не путайся.
Ниточка вперёд беги, за собою нас веди!
(Пускают клубочек и подходят к плетню).

Воспитатель:

Куда же мы попали?
На улице нашей сто братьев стоят.
Все в один ряд вместе связаны?

Дети: Плетень.

(Из-за плетня выходит музыкальный руководитель в народном сарафане)

М.р.: Здравствуйте, гости дорогие, ребятушки удалые. Добро пожаловать! На плетень мой засмотрелись? А знаете ли, вы, зачем на плетень лапти повешены?

Дети: В огороде раньше скотина паслась, урожай богатый был. Так пройдёт бывало злой человек, взгляд на лапти бросит, а огорода-то и не заметит.

М.р.: Какие вы умные да догадливые! А играть, любите? Ну-ка, кто быстрей из вас, заплетёт плетень сейчас! Распределимся на две команды и переплетём наши ручки, как прутики в плетне. У какой команды плетень готов, та и начинает.

Русская народная игра “Заплетися плетень” <рисунок 5>.

М.р.: Поиграли, распотешились, а теперь прошу, гости дорогие, проходите в дом, в светлую горницу.

(Дети проходят и садятся на лавочки).

М.р.: Пришли вы ко мне в осеннею пору. Много в это время работы: овощи поспели, хлеб. Недаром в старину говорили: “Весна красна цветами, а осень – снопами”. Много мудрых слов об осени сказано. А, вы, что о ней знаете?

Дети: “Осенью и у кошки пиры!”,

“Осень идёт – за собой дожди ведёт”,

“Осенью без дела сидеть, зимой хлеба не иметь”.

М.р.: И не только пословицы, но и песни в народе об осени сложены. А, вы, помните, знаете песню об осени?

Дети: “Осень, осень”.

М.р.: Споём? Не забывайте, что мы поём улыбаясь, и рассказываем друг другу то о чём поём.

Русская народная песня “Осень, осень” <рисунок 6>.

М.р.: А ведь осенью каждый день к людям с чем-то новым приходил, новую работу приносил. Какой урожай снимали, так этот день и называли.

Вот посмотрите на народный календарь, как вы думаете, какой сегодня день он нам показывает?

(На народном календаре изображены колоски пшеницы и овощи).

Дети: ???

М.р.: Не знаете? Что бы вам лучше понять, давайте составим музыкальную сказку. А помогут нам народный календарь и моя волшебная корзиночка. Загадаю вам загадку прямо с огородной грядки. “У какого овоща есть глазки?”

Дети: Картофель.

М.р.: Проверяйте себя, перелистывайте народный календарь. Правильно, это картофель.

(Из корзиночки вынимаю картофель с глазками, в шапочке).

М.р.: Это будет в нашей сказке добрый Батюшка Картофель. Он очень любит поиграть, о себе всё хочет знать. А знаете ли вы о картофеле потешки? Только потешки нужно не сказать, а пропеть, придумать к ним свою мелодию.

Дети: (поют на свои мелодии)

“Выросла картошка – хлебу присошка”,

“Без картошки, какая еда, жизнь без картошки б не вкусной была”,

“Картошка – батюшка, капуста – матушка”.

М.р.: Понравились Батюшке Картофелю ваши мелодии.

Б.К.: Всё бы хорошо, да вот беда: поговорить мне не с кем. Вот бы мне Матушку Капусту, о которой вы пели.

М.р.: Не тужи, будет, тебе Матушка Капуста.

(Достаю из корзиночки капусту с глазками, ротиком и в платочке).

М.р.: Вот какая славная Матушка Капуста. Она очень любит петь свою песенку, но поёт её по-разному.

Песенка капусты (русская народная песня “Вейся, вейся, капустка”), пою высоко <рисунок 7>.

М.р.: Как вы думаете, какая это песенка?

Дети: Высокая.

(Показывают руками вверху).

М.р.: А эта?

(Песенка капусты, пою низко).

Дети: Песенка на низких звуках.

(Показывают руками внизу).

М.р.: А кто хочет спеть песенку Матушки Капусты.

(Дети поют мелодию на высоких и низких звуках).

М.р.: Ну так вот: стали жить, да поживать Батюшка Картофель и Матушка Капуста. Всё бы хорошо, да одна беда, дочки у них не было. Стали грустить, да печалиться.

Не печальтесь, будет вам дочка: Свёколка.

(Вынимаю из корзинки свёколку).

М.р.: Обрадовались Батюшка Картофель и Матушка Капуста и стали жить лучше прежнего. Вот как-то раз и говорит Свёколка: “Батюшка Картофель, Матушка Капуста отпустите меня погулять, да поиграть”. Как отказать любимой дочке, отпустили. Заигралась Свёколка и ушла далеко, далеко от дома. А что было дальше со Свёколкой, вам ребята подскажет музыка.

Звучит аудиозапись отрывка русской народной мелодии “Пойте, гусли” (музыка тревожная).

М.р.: Ребята, что вы слышите в музыке, о чём она рассказывает? Какая она по характеру?

Дети: Тревожная, взволнованная.

М.р.: Что же могло произойти со Свёколкой?

Дети: Она заблудилась.

Звучит аудиозапись отрывка из русской народной песни “Липа вековая” (грустная музыка в медленном темпе).

М.р.: А сейчас какая музыка звучит? Что могло произойти?

Дети: Музыка грустная, печальная. Свёколка загрустила, заплакала.

М.р.: Слезами горю не поможешь. Стала Свёколка звать на помощь: “Ау! Ау!” А неподалёку гулял молодой, да озорной Лучок. Услышал он голос Свёколки и нашёл её.

Звучит аудиозапись отрывка из русской народной песни “Камаринская” (веселая музыка в быстром темпе).

М.р.: А что же было дальше? Какая звучит музыка? О чём она рассказывает?

Дети: Обрадовалась Свёколка своему спасителю, и стали они веселиться, да плясать.

М.р.: Взял Лучок Свёколку за руку и пошли они к Батюшке Картофелю и Матушке Капусте. Молодец Лучок, спас Свёколку, давайте же для него, ребятушки, весёлые частушки о луке споём. Разбирайте инструменты.

Дети поют частушки: “Говорят, что без частушки

Нет и жизни ни какой,
Мы о луке вам частушки
Пропоём со всей душой”.

“В огороде лук садили,
Удобряли и рыхлили
Посмотрите, вырос лук
От семи хворей, недуг”.

“Бродит Коля между гряд
Выбирает всё подряд:
Где лучок, а где сорняк
Не поймёт того никак”.

“В огороде лук пололи
Всем работа нравится,
Только Дима на кровати
Спит, не просыпается”.

Все вместе:

“Мы ребята удалые,
Хоть и ростом небольшие
Принесли веселье вам
Так похлопайте же нам!”

М.р.: Видите, ребята, все овощи в нашей сказке вместе собрались и устроили праздник. И на нашем народном календаре, посмотрите, весь урожай, все овощи собраны. И по случаю общего сбора урожая, устраивался праздник. А назывался он Оспожинки.

“Оспожинки – славный праздник
Осень мы встречали.
А в полях и огородах –
Урожай снимали”.

Ребята, вы поняли, что за день Оспожинки?

Дети: Это когда праздновали окончание сбора урожая.

М.р.: Правильно! А что за праздник без пляски?

Пляска “Выбирай”.

М.р.: В старину говорили: “Гостя накормишь – сам сыт будешь”. Угощайтесь, ребятишки, яблоками.

(М.р. угощает детей, воспитатель – гостей).

Воспитатель: Спасибо Вам, хозяюшка, за интересную сказку про славный праздник Оспожинки. Жди нас ещё в гости, мы хотим узнать, как наши бабушки славный праздник “Коляды” встречали.

(Воспитатель берёт клубок, дети поют песню про клубочек, выходят).

Литература:

1. Новикова Г.П. “Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей”. АРКТИ, 2003 г.