Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Дошкольный возраст важный этап формирования личности ребенка. Ребенок начинает проявлять свое отношение к людям, к тому, что его окружает. К концу старшего дошкольного возраста уже сформирован ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже усвоенных приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами. Это подтверждают исследования Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной посвященных вопросам детского творчества[1].
Для развития у детей творческих способностей, эстетического вкуса я использую произведения музыкального и устного фольклора, которые в интересной, занимательной форме передают детям народную мудрость накопленную многими поколениями и приобщают к прекрасному. Народное искусство и особенно народная музыка вызывает у детей большой интерес, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие, без которого невозможны творческие проявления.
Знакомство с музыкальным фольклором, датами народного календаря, с укладом жизни, обычаями русского народа провожу на музыкальных занятиях, праздниках, досугах, включаю в кружковую работу. Часто посещаем с детьми музей, созданный в нашем дошкольном образовательном учреждении. Где обстановка, предметы быта, утварь помогают понять детям, что они часть великого русского народа, пробуждают душу, воспитывают чувство красоты, любознательность и создают благоприятные условия для творческих проявлений детей <рисунок 1>.
Работая по программе “Оберег” Е.Г. Борониной (комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду), доработала ее, составив тематический план и занятия по всем темам, основанные на датах земледельческого календаря, народных обычаях и обрядах, а так же разработала задания и упражнения для развития творческой активности.
Наглядно представить и окунуться в прошлое детям помогает составленный мной народный календарь, где на рисунках-листках календаря отображены темы занятий <рисунок 2>. Очень нравится детям самим создавать свои произведения, в которых они раскрывают свои творческие способности: это и изготовление из соломы кукол-стригушков (оберегов дома) <рисунок 3>, и рисование замечательных “певучих” салфеток в которых дети отображают разные виды народных песен: лирические, плясовые, хороводные, колыбельные <рисунок 4>. В каждое занятие обязательно включаю задания и упражнения развивающие творческую активность детей, основанные на музыкальном фольклоре.
Хочу привести пример, составленного мной тематического музыкально-фольклорного занятия, которое знакомит детей с устным и музыкальным фольклором, народным календарем, в которое включены следующие упражнения для развития творческой активности старших дошкольников:
- Придумать движения в соответствии с характером музыки в русской народной игре “Плетень”.
- Сочинить свои мелодии на слова потешек и пословиц.
- Загадать музыкальные загадки, в которых нужно определить высокое и низкое звучание мелодии.
- Придумать свои истории, прослушав русскую народную музыку разного характера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЕ ЗАНЯТИЕ
“ОСЕНИНЫ-ОСПОЖИНКИ ИЛИ СКАЗКА С ОГОРОДНОЙ ГРЯДКИ”
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с традицией празднования сбора урожая Осенины-Оспожинки.
Задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям, обычаям, к народным песням, играм, пляскам, к русской народной музыке, осеннему празднику Оспожинки.
- Развитие творчества детей.
- Под воздействием поэтического, песенного, танцевального фольклоров, осуществлять эстетическое развитие личности ребёнка.
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
- Развитие музыкального восприятия, памяти, мышления.
- Обогащение словаря детей (плетень, Оспожинки, лапти).
- Воспитание дружеских, доброжелательных взаимоотношений между детьми.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Зал оформлен в виде русской избы (звучит аудиозапись народной песни “Тимоня”, дети с воспитателем входят в зал, находят клубочек).
Воспитатель: Ребята, смотрите, клубочек. Этот волшебный клубочек любит водить нас с вами по старинным дорожкам. А, вы, помните, куда он нас водил? О чём мы узнали?
Дети: В деревенскую избу, где хозяюшка рассказала нам об окончании жатвы, о празднике “Последнего снопа”.
Воспитатель: А по какой тропинке он поведёт нас сегодня? Что интересного покажет? А чтобы волшебный клубочек покатился и повёл нас за собой, давайте споём ему песенку.
Дети поют:
Ты катись, катись клубочек, вейся ниточка
Вейся ниточка, да не путайся.
Ниточка вперёд беги, за собою нас веди!
(Пускают клубочек и подходят к плетню).
Воспитатель:
Куда же мы попали?
На улице нашей сто братьев стоят.
Все в один ряд вместе связаны?
Дети: Плетень.
(Из-за плетня выходит музыкальный руководитель в народном сарафане)
М.р.: Здравствуйте, гости дорогие, ребятушки удалые. Добро пожаловать! На плетень мой засмотрелись? А знаете ли, вы, зачем на плетень лапти повешены?
Дети: В огороде раньше скотина паслась, урожай богатый был. Так пройдёт бывало злой человек, взгляд на лапти бросит, а огорода-то и не заметит.
М.р.: Какие вы умные да догадливые! А играть, любите? Ну-ка, кто быстрей из вас, заплетёт плетень сейчас! Распределимся на две команды и переплетём наши ручки, как прутики в плетне. У какой команды плетень готов, та и начинает.
Русская народная игра “Заплетися плетень” <рисунок 5>.
М.р.: Поиграли, распотешились, а теперь прошу, гости дорогие, проходите в дом, в светлую горницу.
(Дети проходят и садятся на лавочки).
М.р.: Пришли вы ко мне в осеннею пору. Много в это время работы: овощи поспели, хлеб. Недаром в старину говорили: “Весна красна цветами, а осень – снопами”. Много мудрых слов об осени сказано. А, вы, что о ней знаете?
Дети: “Осенью и у кошки пиры!”,
“Осень идёт – за собой дожди ведёт”,
“Осенью без дела сидеть, зимой хлеба не иметь”.
М.р.: И не только пословицы, но и песни в народе об осени сложены. А, вы, помните, знаете песню об осени?
Дети: “Осень, осень”.
М.р.: Споём? Не забывайте, что мы поём улыбаясь, и рассказываем друг другу то о чём поём.
Русская народная песня “Осень, осень” <рисунок 6>.
М.р.: А ведь осенью каждый день к людям с чем-то новым приходил, новую работу приносил. Какой урожай снимали, так этот день и называли.
Вот посмотрите на народный календарь, как вы думаете, какой сегодня день он нам показывает?
(На народном календаре изображены колоски пшеницы и овощи).
Дети: ???
М.р.: Не знаете? Что бы вам лучше понять, давайте составим музыкальную сказку. А помогут нам народный календарь и моя волшебная корзиночка. Загадаю вам загадку прямо с огородной грядки. “У какого овоща есть глазки?”
Дети: Картофель.
М.р.: Проверяйте себя, перелистывайте народный календарь. Правильно, это картофель.
(Из корзиночки вынимаю картофель с глазками, в шапочке).
М.р.: Это будет в нашей сказке добрый Батюшка Картофель. Он очень любит поиграть, о себе всё хочет знать. А знаете ли вы о картофеле потешки? Только потешки нужно не сказать, а пропеть, придумать к ним свою мелодию.
Дети: (поют на свои мелодии)
“Выросла картошка – хлебу присошка”,
“Без картошки, какая еда, жизнь без картошки б не вкусной была”,
“Картошка – батюшка, капуста – матушка”.
М.р.: Понравились Батюшке Картофелю ваши мелодии.
Б.К.: Всё бы хорошо, да вот беда: поговорить мне не с кем. Вот бы мне Матушку Капусту, о которой вы пели.
М.р.: Не тужи, будет, тебе Матушка Капуста.
(Достаю из корзиночки капусту с глазками, ротиком и в платочке).
М.р.: Вот какая славная Матушка Капуста. Она очень любит петь свою песенку, но поёт её по-разному.
Песенка капусты (русская народная песня “Вейся, вейся, капустка”), пою высоко <рисунок 7>.
М.р.: Как вы думаете, какая это песенка?
Дети: Высокая.
(Показывают руками вверху).
М.р.: А эта?
(Песенка капусты, пою низко).
Дети: Песенка на низких звуках.
(Показывают руками внизу).
М.р.: А кто хочет спеть песенку Матушки Капусты.
(Дети поют мелодию на высоких и низких звуках).
М.р.: Ну так вот: стали жить, да поживать Батюшка Картофель и Матушка Капуста. Всё бы хорошо, да одна беда, дочки у них не было. Стали грустить, да печалиться.
Не печальтесь, будет вам дочка: Свёколка.
(Вынимаю из корзинки свёколку).
М.р.: Обрадовались Батюшка Картофель и Матушка Капуста и стали жить лучше прежнего. Вот как-то раз и говорит Свёколка: “Батюшка Картофель, Матушка Капуста отпустите меня погулять, да поиграть”. Как отказать любимой дочке, отпустили. Заигралась Свёколка и ушла далеко, далеко от дома. А что было дальше со Свёколкой, вам ребята подскажет музыка.
Звучит аудиозапись отрывка русской народной мелодии “Пойте, гусли” (музыка тревожная).
М.р.: Ребята, что вы слышите в музыке, о чём она рассказывает? Какая она по характеру?
Дети: Тревожная, взволнованная.
М.р.: Что же могло произойти со Свёколкой?
Дети: Она заблудилась.
Звучит аудиозапись отрывка из русской народной песни “Липа вековая” (грустная музыка в медленном темпе).
М.р.: А сейчас какая музыка звучит? Что могло произойти?
Дети: Музыка грустная, печальная. Свёколка загрустила, заплакала.
М.р.: Слезами горю не поможешь. Стала Свёколка звать на помощь: “Ау! Ау!” А неподалёку гулял молодой, да озорной Лучок. Услышал он голос Свёколки и нашёл её.
Звучит аудиозапись отрывка из русской народной песни “Камаринская” (веселая музыка в быстром темпе).
М.р.: А что же было дальше? Какая звучит музыка? О чём она рассказывает?
Дети: Обрадовалась Свёколка своему спасителю, и стали они веселиться, да плясать.
М.р.: Взял Лучок Свёколку за руку и пошли они к Батюшке Картофелю и Матушке Капусте. Молодец Лучок, спас Свёколку, давайте же для него, ребятушки, весёлые частушки о луке споём. Разбирайте инструменты.
Дети поют частушки: “Говорят, что без частушки
Нет и жизни ни какой,
Мы о луке вам частушки
Пропоём со всей душой”.
“В огороде лук садили,
Удобряли и рыхлили
Посмотрите, вырос лук
От семи хворей, недуг”.
“Бродит Коля между гряд
Выбирает всё подряд:
Где лучок, а где сорняк
Не поймёт того никак”.
“В огороде лук пололи
Всем работа нравится,
Только Дима на кровати
Спит, не просыпается”.
Все вместе:
“Мы ребята удалые,
Хоть и ростом небольшие
Принесли веселье вам
Так похлопайте же нам!”
М.р.: Видите, ребята, все овощи в нашей сказке вместе собрались и устроили праздник. И на нашем народном календаре, посмотрите, весь урожай, все овощи собраны. И по случаю общего сбора урожая, устраивался праздник. А назывался он Оспожинки.
“Оспожинки – славный праздник
Осень мы встречали.
А в полях и огородах –
Урожай снимали”.
Ребята, вы поняли, что за день Оспожинки?
Дети: Это когда праздновали окончание сбора урожая.
М.р.: Правильно! А что за праздник без пляски?
Пляска “Выбирай”.
М.р.: В старину говорили: “Гостя накормишь – сам сыт будешь”. Угощайтесь, ребятишки, яблоками.
(М.р. угощает детей, воспитатель – гостей).
Воспитатель: Спасибо Вам, хозяюшка, за интересную сказку про славный праздник Оспожинки. Жди нас ещё в гости, мы хотим узнать, как наши бабушки славный праздник “Коляды” встречали.
(Воспитатель берёт клубок, дети поют песню про клубочек, выходят).
Литература:
1. Новикова Г.П. “Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей”. АРКТИ, 2003 г.