Открытый урок истории в 3-м классе по теме "История письменности. Создание алфавита"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: учебник Е.В.Саплина, А.И.Саплин “Введение в историю”,

3класс, энциклопедии, толковые словари, сообщения по теме, рисунки, подготовленные учащимися, конверты с алгоритмом работы для каждой группы, сердечки красного, зеленого и белого цвета для каждого ученика.

1.Подготовительный этап.

Учитель. Ребята, сегодня мы проводим урок истории, на котором создадим проекты по теме урока.(слайд 1, 2, 3)

Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далеких предках. Вы пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности.

Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество к цивилизации. (слайд 4)

Работать будем в группах. Каждая группа получит алгоритм работы и создаст свой проект, опираясь на знания и материал научно-познавательной литературы, подготовленный к уроку.

Запускаем “машину времени”. Скажем хором:

Раз, два, три,

Машина времени, лети!

Ученики: (хором) Раз, два, три,

Машина времени, лети!

2. Изучение нового материала (планирование и исследование)

Алгоритм работы в группе 1.

- Что такое пиктограмма? (с.88-89)

- Что можно было изобразить с помощью рисунков?

- Приведите пример посланий

- “Прочитайте” пиктограммы.

- Почему такие письма было трудно читать?

Алгоритм работы в группе 2.

- Что такое иероглифы?

- Как называли человека, умеющего читать

- Какой ученый расшифровал иероглифы?

- Как чаще всего писали египтяне? (направление письма)

- Приведите примеры использования иероглифики, иератики, демотики

Алгоритм работы в группе 3.

- Почему алфавит назвали кириллицей?

- Что вы знаете о братьях Кирилле и Мефодии- Сколько букв было в древнеславянском алфавите?

- Как назывались буквы в кириллице?

- Как можно было произнести слова “дети”, “мама”, используя буквы кириллицы?

- Удобно ли было это?

Алгоритм работы в группе 4.

- Какой царь издал указ об изменении (сокращении) кириллицы?

- Сколько букв в современном русском алфавите?

- Дайте характеристику букв алфавита

- Что такое алфавит?

- Зачем нужно знать алфавит?

3. Анализ и обобщение. (Оформление проектов)

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы, готовятся выступать, оформляют свои проекты.

4.Представление проектов.

Выступления групп.

1группа. Мы представляем проект “Пиктография”

Пиктограмма – это рисунок того или иного предмета или сам предмет

(слайд5)

Пиктография - рисуночное письмо, этап развития письма:. Предшествовала фонетическому. письму. Была распространена у индейцев Америки, народов Тропической. Африки, аборигенов Австралии, некоторых народов Сибири вплоть до 20 в. Пиктограмма может быть прочтена как слово, словосочетание, предложение с различными вариантами.

До тех пор, пока люди не научились писать, они передавали сообщения друг другу с помощью рисунков. Эти рисунки называются пиктограммами. Они выцарапывались и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, костях животных, на бересте (коре березы).

Догадайтесь, что обозначают эти пиктограммы.

На доске изображение. Дети пытаются догадаться, что обозначают эти пиктограммы.(слайд 6)

А теперь попробуем расшифровать пиктограмму.(Рисунок 1

человек. Иду охотится. Олень придет к речке пить воду.Там я его подстрелю.) (Может быть другое толкование)

В истории известны и курьезные случаи, когда смысл пиктограмм был неправильно истолкован.Когда персидский царь Дарий I (правил в 521-486 гг. до нашей эры) вторгся в Скифию в районе Северного Причерноморья в 512 году, он получил от своего противника послание, на котором были нарисованы мышь, лягушка, птица и семь стрел.

Изучив послание, Дарий гордо объявил персидским полководцам: “Наш враг написал здесь - Персы, мы обладаем землей (мышь) и реками (лягушка). Мы хотим улететь (птица) от мощи твоей армии. Мы складываем перед тобой свое оружие (стрелы). Таким образом, трусливые скифы хотят нам сдаться, потому что боятся попробовать на своей шкуре наши сабли”.

В ту же ночь скифы атаковали персов и разбили их.

Только после битвы Дарий узнал подлинный смысл послания: “Персы, если вы не способны превратиться в птиц и улететь, стать полевыми мышами и схорониться в земле, или же надеть лягушачью кожу и ускакать в болото, вы будете поражены нашими стрелами”. (слайд 7)

Итак, мы можем сделать очень важный вывод, что рисуночное пиктографическое письмо – это зарождение письменности.

2 группа. Наш проект называется “Иероглифы” (слайд 8)

Мы познакомим вас с иероглифами. Это следующая ступенька в развитии письменности. Постепенно пиктограммы упрощались, рисунки становились схематичными, превращались в значки.

(слайды 9, 10)

Теперь о расположении знаков. Направление письма не было строго установлено. Слева направо, как пишем мы, египтяне редко выводили знаки. Больше им нравилось писать справа налево. Но чаще всего они размещали знаки столбиком сверху вниз. Причем столбцы следовали справа налево.

Имена и названия писали “ребусным” способом. Однако эти записи лишены гласных. Число и размещение гласных, сочетание их с согласными большей частью остается неизвестным.

В египетской речи были односложные слова, состоящие из одного согласного и гласного, но, поскольку гласный звук при записи не отмечался, получалось египетское письмо похожим на буквенное. Но это представление обманчиво. Человек того времени не умел членить свою речь на слоги и звуки и потому не осознавал подобные слова как буквы.

Мы назвали египетский письменный знак иероглифом. Это не совсем точно, вернее, понятие несколько сужено. Дело в том, что египтяне использовали три вида письма; иероглифическое, иератическое и демотическое.

Иероглифика применялась для монументальных надписей. Иероглифы в первую очередь привлекали внимание чужестранцев. Строгие и торжественные начертания их столетиями вызывали священный трепет.

Иератика, или книжное письмо, отличалась более простым начертанием знаков, несколько утратила свой рисуночный характер. Она выработалась при нанесении знаков на папирус и употреблялась для светских книг и переписки. Религиозные тексты также писали иератикой. Древнейший памятник иератического письма относится приблизительно к 3000 году до нашей эры.

Демотика (от греческого слова “демос” - народный), или скоропись. Она оформилась примерно в VIII веке до нашей эры путем дальнейшего упрощения начертания знаков. Первоначально применялась в деловой переписке. Позже ею пользовались для записи литературных произведений и научных трудов.

Египтяне любили высекать надписи на стенах пирамид, скульптур, саркофагов. Но для бытовых целей нашли удачный материал для письма - папирус. Он изготавливался из нильского тростника.

Иероглифы – не единственный вид письма, который знал Древний Восток. В Двуречье родилась клинопись.

Клинопись – письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек. В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать было не менее сложно, чем в Египте.

3 группа Наш проект посвящен древнеславянскому алфавиту.(слайд 11)

Славянский алфавит получил свое начало во второй половине 9века. Но нет никакого сомнения, что славяне знали искусство письма гораздо раньше.

Перед вами буквы древнеславянского алфавита – кириллицы. А вы знаете, почему алфавит назвали кириллицей? Потому что его придумали братья Кирилл и Мефодий. (слайд 12)

Азбука – слившееся название первых букв кириллицы: аз и буки. В древнеславянском алфавите было 43 буквы. Вот некоторые из них: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть.

А вы знаете, как люди раньше читали? Они соединяли названия букв в целые слова. Слово “мама” звучало так: мыслете – аз – мыслете –аз, слово “дети” - добро –есть –твердо – и.

Современный русский алфавит значительно отличается от кириллицы. Как выглядели буквы кириллической азбуки, как назывались, как звучали? ", что значит "прописать ижицу"? Кроме того, славянские числа записывались в непривычном нам виде: не арабскими цифрами, а буквами той же самой кириллицы. Как же записать или прочесть число, обозначенное буквой? Интересно? Смотрите: Азбука (слайд 13)

Всегда ценилось умение красиво писать. Люди придумывали, как украсить букву, выделить ее, особенно в рукописных книгах. Да и сейчас мы можем увидеть красивую букву в начале сказок. Вот посмотрите.

4группа Мы создали проект, посвященный современному алфавиту (слайд 14)

Мы приближаемся к современности. Так вот, из-за неудобства использования такой азбуки – кириллицы царь Петр I издал указ и сократил названия всех букв. Они стали такими, какими их знаем мы. А какими мы их знаем? (слайд15)

В русском алфавите 33 буквы. Все буквы знают свое место и никогда не путают порядок. Буквы можно разделить на 2 большие группы: гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают шипеть и ворчать.
Всего10 гласных, остальные согласные.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать , скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь!

Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.

Отгадайте загадки, о каких буквах пойдет речь.

Вот буква вроде шалаша
Не правда ль, буква хороша?
Хоть и проста она на вид,
А начинает алфавит. (А)

В этой букве нет угла.
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. (Ж)

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (З)

- Где используется алфавит?

Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.

- С какой целью слова в них располагаются в алфавитном порядке?

Слова в них располагаются в алфавитном порядке для удобства пользования. Так можно быстрее найти нужное.

- В школе у каждой учительницы есть классный журнал. В этом журнале все фамилии учеников записаны по алфавиту.

5. Заключительный этап.

Учитель

Итак, наши буквы имеют более чем десятивековую историю. Своими первоистоками они восходят к просветительской деятельности святых Кирилла и Мефодия, которые и воздвигли основание величественному зданию славянской культуры. И самое удивительное здесь то, что славяне получили благодаря им свою письменность сразу в зрелых и совершенных формах,.

Каждый народ считает рождение национальной письменности особым событием в своей истории. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как начиналась эта письменность и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у славянской письменности удивительное происхождение. И славяне благодаря целому ряду исторических источников знают о начале своей грамоты. Мы знаем не только время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности..

. “Велика ведь бывает польза от учения книжного!” – восклицал древнерусский летописец. И мы, учась по книгам, читая книги, по выражению того же летописца, пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян – Кирилла и Мефодия.

Любовь к родному слову, родному языку, отечественной литературе и родной истории невозможна без знания истории создания родной письменности, истории языка. (слайд 16)

Есть пословицы, в состав которых входят названия букв кириллицы.(слайд 17)

А теперь разгадайте кроссворд. (слайд 18)

Учащиеся разгадывают кроссворд.

Затем следует проверка (слайд 19)

6. Итог урока

Учитель. Если вам урок понравился, поднимите красное сердечко, если не понравился, то поднимите белое, если вы хотели бы изучать эту тему дальше, то поднимите зеленое сердечко.

Я вижу , что тема вас заинтересовала, стоит продолжить ее изучение.

Задание на дом: (слайд 20)

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2

Рисунок 1.