I. Цели:
- познакомиться с элементами декоративно-прикладного творчества русского народа;
- показать преемственность поколений в создании изделий рукоделия;
- уяснить, что без опыта прошлого нет успеха в настоящем;
- ознакомить и научить основным приемом вышивки, как составной части рукоделия;
- развивать познавательные и творческие способности девочек;
- воспитывать аккуратность, чувство меры, фантазию, художественный вкус, трудолюбие,
терпеливость, уследчивость;
- соблюдать правила техники безопасности.
II. Оборудование:
Образцы изделий вышивки, инструкционная карта, ткань с переведенным рисунком, нитки
мулине, игла с широким ушком, ножницы.
Таблица “Ручные швы”.
Журнал с иллюстрациями вышивок.
Репродукции картин художник Тропинина “Кружевница”, “Золотошвейка”, “Пряха”.
Проигрыватель. Пластинка “Русские народные наигрыши”.
III. Межпредметные связи:
История, литература, ботаника.
Тип урока – комбинированный.
IV. Ход урока.
1. Организационный момент:
а) контроль посещаемости;
б) готовность к занятию;
в) внешний вид;
г) сообщение плана занятий до конца IV четверти.
2. Повторение пройденного материала.
Девочки, всю III четверть мы с вами занимались обработкой ткани. Какое изделие мы с вами
шили? Для чего нужен фартук? Он выполнен по одному образцу, но получился у всех свой,
неповторимый. Кто-то шил его из нового материала, кто-то переделал его из уже не нужной вещи.
Каждая из вас постаралась выполнить работу аккуратно, добросовестно. Хоть не всегда это легко
удавалось. Приходилось переделывать неудачную работу. Но, как говорится в русской пословице:
“Терпенье и труд все перетрут”, и получился фартук.
Давайте посмотрим, как он выглядит на вас. (Девочки встают из-за столов).
1 вопрос. Чему же мы научились при шитье фартука? Предполагаемый ответ.
- Снимать мерки с фигуры человека.
- Строить чертеж, выкройку.
- Готовить ткань к раскрою.
- Кроить и сметывать детали.
- Шить на швейной машине.
2 вопрос. Какие машинные швы использовались при изготовлении фартука? (Предполагаемый ответ)
- Стачной.
- Шов в подшивку с открытым и закрытым срезом.
3. Изучение нового материала.
Закончив тему “Работа с тканью”, мы с вами приступали к изучению новой темы, которая
называется “Рукоделие”. Заниматься рукоделием будем и в 6,и в 7, и 8, и в 9 классах. Рукоделие –
это одна из составных частей декоративно-прикладного искусства – создание художественных
изделий для общественного и частного быта. Это украшение предметов быта (утвари, ткани,
одежды, средств передвожения и т. д.)
Цель нашего занятия познакомиться с образцами декоративно-прикладного творчества
русского народа; с рукоделием; и как одним из его видов – вышивкой. Совершим небольшое
путешествие в глубину веков, к истокам народного творчества. Посмотрим и повосхищаемся
изделиями наших далеких предков и изделиями, выполненными руками современных мастериц –
бабушек, мам, сестер, родных и знакомых.
И, конечно же, будем учиться сами искусству вышивания, а тот, кто уже умеет вышивать –
будет совершенствовать свое умение.
И так, листаем страницы прошлого. Летом, как учит пословица, каждый день год кормит,
крестьянину сидеть некогда. Но вот все работы на полях, лугах и огородах закончены; урожай
собран, припасы сделаны. Теперь вроде бы торопиться некуда, но и без дела сидеть тоже не
приходится.
Из дальнего угла достается огромный ткацкий стан и начинается монотонная, на первый взгляд,
работа. Много полотна надо было наткать за зиму, чтобы хватило и на рубахи, и на полотенца, и
на многое другое. Работа это требовала сноровки и терпения. На ткацком станке можно было
выткать и грубую холстину; обычно это могла делать любая женщина в селе. Но чтобы
изготовить такое или особо нарядное полотно-требовалось очень высокое мастерство. Слова о
таких мастерицах летела далеко за пределы села.
Для народного быта всегда было характерно соревнование, которое рождало творцов, мастеров.
Хочешь выйти на праздник всех наряднее-изволь прясть и ткань не только много, но и точно,
ровно, т.е. красиво.
Много веков крестьянская Россия была одета в овчину и холст. Из чего изготавливали холст? Да,
правильно, изо льна. (Рассказ, сообщение девочек о льне). Тщательная обработка льна позволяла
носить нижнюю одежду практически всю жизнь. Да и верхнюю носили много лет. Полотенца,
скатерти тоже служили нескольким поколениям. Прясть учились с детства; для девочки –
подростка делали кудельки поменьше, для ребенка-совсем маленькие, игрушечные. (Набор
открыток из Псковского музея). Пряли только в свободное время. В скупых и слишком строгих
семьях был обычай: ходили прясть к соседям, потому что на людях за работой не задремлешь и
будешь стремиться сделать не меньше других. Суровый обычай неожиданно оборачивался
развлечением. Собираясь вместе, девицы пряли и пели, рассказывали сказки, на эти беседы
приходили и парни с балалайками. Труд и веселье тесно переплетались, не мешая друг другу.
( Рассматриваем старинные полотенца льняные).
В русских народных сказках, в песнях, стихах с глубоким уважением говорится о мастерицах –
рукодельницах. Я просила подготовить отрывки из произведений литературы, русских народных
сказок о рукоделии (Опережающее задание). Девочки выступают по данному заданию.
И в творчестве русского художника Тропинина нашло отражение уважения к рукоделию.
Демонстрация картин “Золотошвейка”, “Пряха”, “Кружевница” и краткий их анализ.
Под рукоделием обычно имеют в виду вышивание и вязание. Мы с вами будем заниматься
вышиванием. Вышивание – изображение шитьем.
Вышивка – древнейший вид украшения одежды и бытовых вещей. Это один из видов
прикладного искусства.
Немного об истории вышивки. (Опережающее задание.) Сообщения, подготовленные
девочками).
Русская народная вышивка имеет свои характерные особенности. Славится она многообразием
приемов и узоров. Главными ее чертами являются сюжетность и повествовательность. В технике
преобладают счетные швы и свободная вышивка. В различных областях русского государства
вышивка имеет свои узоры, способы вышивания и определенные сочетания цветов. Каждая
вышивка имеет свое название. Оно произошло или от того места, где возникла вышивка, или от
техники ее использования. Например, в поселке Крестцы Новгородской области восполняют
“крестецкую строчку”.
В районах Нижегородской области шьют “Нижегородский гипюр”, в Торжке до сего времени
сохранились старинные русские приемы золотого шитья. Очень колоритна, насыщена цветом
“рязанская вышивка” широко известно Владимирское шитье – “верхомов и белая гладь”.
(Смотри приложение).
В Псковской вышивке, ниточной для Русского Севера, преобладают изображения женской фигуры
с птицами в руках (Мать-Земля, принимающая небесный Свод) и дерева – символ вечной
неумирающей природы. Технология вышивки – роспись, полукрест, двусторонняя гладь
(“набор”), вышивка по выдергу (филейная). К концу 19 в. появляется тамбур. Демонстрируется
набор открыток “народное искусство в 15-20 в.” предметы домашнего обихода из коллекции
кабинета.
В наши дни вышивка вновь оживает. Она помогает создать уют и тепло в доме, представленная
в виде панно или вышитой диванной подушки, столовым и постельным бельем.
Вышивка – реликвия в моей семье.
Девочки рассказывают и показывают изделия, вышитые руками их родных знакомых.
На доске стенд с вышивками.
А теперь мы с вами займемся вышивкой.
4. Выполнение практической работы.
Перед началом работы на швейной машине мы с вами знакомились с ручными швами. Какие
ручные швы вы знаете? Девочки называют: вперед иголка, назад иголка, ручная строка,
тамбурный, стебельчатый, козлик. Демонстрация изделий, выполненных данными швами.
На сегодняшнем занятии мы будем выполнять вышивку стебельчатым швом. Чаще всего его
применяют для вышивки стеблей растений, отчего и получил свое название. Им выполняют и
контуры рисунка и весь рисунок. У вас на столах лежат инструкционные карты и образцы на
ткани этого шва.
На доске плакат “Ручные швы”
Прежде чем приступить к выполнению работы поговорим о технике безопасности.
Инструмент бывалый
Не большой, не малый
У него полно забот:
Он и режет и стрижет
(ножницы)
Ученица говорит о правилах работы с ножницами.
Всех на свете обшивает, что сошьет, не надевает.
(игла).
Ученица говорит о правилах работы с иглой.
На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(наперсник).
Ученица рассказывает правила использования наперстка.
Вводный инструктаж. Учитель показывает выполнение шва и как закрепить нитку без узелка.
На столах инструкционные карты.
Стебельчатый шов. Инструкционная карта.
По внешнему виду стебельчатый шов напоминает туго свитый шнур. Каждый новый стежок
начинается справа налево. Шов получается похожим на туго скрученную веревочку, как бы
врезанную в ткань. Поэтому его иногда называют “веревочкой”. Надо стараться каждый стежок
плотно накладывать к предыдущему, но не перескакивать через него.
Стебельчатый шов очень распространен в вышивании. Им может выполняться весь узор вышивки,
применяется он и в сочетании с другими швами.
Ученицы приступают к выполнению работы.
Звучит музыка.
Русские народные наигрыши. Текущий инструктаж.
Подведение итогов. Указание ошибок. Оценка за работу.
Д/з. Продолжить выполнение вышивки.