"Социально-личностное развитие детей старшего возраста в процессе реализации программы «Сообщество»"

Разделы: Работа с дошкольниками


В основе концепции программы “Сообщество”, разработанной коллективом учёных Джорджтаунского университета и адаптированной к социокультурной ситуации в России национальным координатором, кандидатом педагогических наук Г.П.Козловой, лежит утверждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения. Цель программы состоит в том, чтобы развить у каждого ребёнка:

  • творческое начало, воображение, изобретательность;
  • способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
  • способность ставить проблемы и находить их решение;
  • неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды.

Поскольку в основе программы лежит теория развития, то в ходе разрешения споров и разногласий, выражения собственных чувств и контролирования порывов, заботы об окружающих и уважения к ним, инициирования деятельности и следования инициативе других, совместного пользования учебными материалами и бережного отношения к ним, коллективной работы обеспечивается социально – личностное и эмоциональное развитие.

Основной формой организации образовательного процесса с детьми является утренний сбор, задачами которого являются:

  1. Установить комфортный социально – психологический климат в детском коллективе через:
    • - свободное общение со сверстниками;
    • - возможность высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;
    • - сопереживание друг другу;
    • - выбор партнёра по своему желанию (с кем бы ты хотел сотрудничать в центре).

    2. Дать детям новую информацию по средством:

      • введения в тему с помощью загадки, пословицы, сюрпризного момента и т. д.;
      • создания мотивации и обеспечения делового заинтересованного настроя;
      • презентации центров.

    3. Организовать планирование деятельности (выбор детьми центра активности, в котором они будут работать, определение содержания работы)

    4. Развивать самостоятельность, самоорганизацию.

Утренний сбор – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе: рука в руке, глаза в глаза; рассказать, о чём думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать своё мнение. В кругу сидят добрые, понимающие тебя люди, желающие тебе добра и радости. Наша задача состоит в том, чтобы развить у детей способность к самоанализу и самоорганизации, научить самостоятельно, мыслить и выражать своё мнение.

С целью установления эмоционального контакта утренний сбор мы начинаем с приветствия, в котором выражаем чувство радости от встречи с детьми или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обратив внимание на стенд “Моё настроение”, все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее настроение или придумываем, как поднять настроение тем, у кого его нет. (Приложение 1)

Затем предлагаем детям друг другу или взрослым подарить “ласковушки” - комплименты по поводу внешнего вида, душевных и деловых качеств. (Приложение 2)

Далее начинается обмен информацией:

    • кто, что увидел по дороге в детский сад;
    • какие наиболее интересные события произошли в жизни детей в ближайшее время.

Дети очень любят делиться новостями и поэтому всегда

возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы мы предлагаем детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем.

Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Наиболее важным моментом в утреннем сборе является дидактическая часть, на которой совместно с детьми и родителями осуществляем планирование деятельности в центрах активности.

Тему проекта предлагают дети, исходя из своих интересов и потребностей. Для того чтобы получить полную информацию о знаниях детей по выбранной теме проекта, мы используем Модель трёх вопросов”.

    • Что вы знаете?
    • Что вы хотите узнать?
    • Что надо сделать, чтобы узнать?

Ответы фиксируем на листе бумаги, записывая под каждым имя ребёнка. (Приложение 3)

    МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ

    Что мы знаем?

    -Люди доказали, что Земля – планета. (Саша)

    - Галилео доказал, что Земля круглая. (Саша).

    - Земля круглая, как мяч. (Кирилл)

    Земля – наш родной дом. (Иван)

    - На Земле живут разные люди. (Тома)

    - Земля – это живой мир. (Света)

    - Наша Земля богата рыбами, птицами, людьми, океанами, странами. (Все дети).

    - На Земле красивая природа. (Катя С).

    - Внутри Земли есть уголь и полезные камни. (Данил)

    - На севере нет лето. (Катя И).

    Что мы хотим узнать?

    -Почему на севере нет лета? ( Катя И).

    - Как мы держимся на Земле, если она круглая? (Света)

    - Как наша Земля крутится в космосе. (Никита)

    - Откуда берётся магнитное поле? (Кирилл)

    - Почему Земля крутится, есть ли начало и конец? (Иван)

    - Как появилась Земля? (Андрей)

    - Как появились первые люди? (Света)

    - Растёт ли наша Земля, бывает ли у неё День Рождения? ( Иван)

    - Почему у глобуса “белая шапка”? (Воспитатели)

    - Что и как влияет на нашу Землю? (Воспитатели)

    Что надо сделать, чтобы узнать?

    -Почитать энциклопедию. (Иван)

    - Спросить у родителей. (Артём)

    - По телевизору посмотреть специальную программу. ( Тома)

    - Пригласить библиотекаря с рассказом. (Катя С.)

    - Узнать из журналов и газет. (Катя И.)

    - Посмотреть по карте и глобусу. ( Иван)

    - Пригласить родителей с интересной информацией. (Воспитатели)

    - Узнать:

    - у Татьяны Борисовны про обряды разных народов;

    - у Ольги Михайловны о подвижных играх разных народов;

    - у Светланы Викторовны об искусстве разных народов.

Тема выбрана. Далее вместе с детьми составляем план – “паутинку”, она является образовательной основой плана. Процесс планирования содержания деятельности в центрах активности начинается с вопроса к детям: “Что мы с вами можем сделать в наших центрах, чтобы более подробно узнать о Земле?”. Все идеи так же записываем, затем корректируем. Наша задача заключается в том, чтобы дополнить идеи детей, помочь подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.

 

Центр математики:

  • Измерить расстояние между городами. (Даниил)
  • Взвесить камни, узнать какой тяжелее. (Иван)
  • Каким способом можно измерить расстояние. (Наталья Геннадьевна)
Центр литературы:
  • Почитать книги и рассказы о Земле. Света.
  • Решить кроссворд. Иван.
  • Сочинить сказку или рассказ. (Тома)
  • Зашифровать и расшифровать слова. (Даша)
  • Сделать книги, газеты о Земле. (Тома)
  • Познакомиться с разными энциклопедиями.
Центр познания:
  • Рассмотреть глобус. Кирилл.
  • Прочитать интересную информацию. Света.
  • Узнать о разных камнях. Катя И.
  • Сделать книги о нашей Земле. Саша.
  • Собрать коллекцию о разных камнях. (Татьяна Михайловна)
  • Подготовить сообщения по теме проекта. (Воспитатели)
Открытая площадка:
  • Разучить подвижные игры разных народов.
Тема проекта:

“ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ”

Центр кулинарии:
  • Приготовить блюда разных народов. (Катя С.)
Центр искусства:
  • Сделать из газет глобус. (Саша)
  • Нарисовать карту. (Иван)
  • Выполнить аппликацию о планете. (Катя)
  • Нарисовать карту Земли. (Седова З.А.)
Центр игры:
  • Сюжетно – ролевая игра “Путешествие вокруг света”
  • (Воспитатели)

Центр строительства:
  • Построить необычный транспорт для путешествия.
  • (Иван, Данила).

Дорогие мамы и папы!

Наши дети решили начать новый проект и узнать, как можно больше о нашей Земле.

Для этого у нас есть большой глобус, атлас мира, настольная игра “Путешествие по миру”, лупы, компас, энциклопедия “Наша Земля”.

Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о Земле и тех, кто её населяет:

    • энциклопедии,
    • разные камни,
    • картинки из журналов и вырезки из газет,
    • фотографии ваших путешествий,
    • географические карты,
    • другие настольные игры по теме проекта.

Мы очень на вас надеемся.

Таким образом, мы проинформировали родителей о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём знаний имеется у детей, раскрыли перед ними перспективу работы над проектом. Выслушав предложения родителей по планированию проекта и, выяснив какую помощь они могут оказать, составили план участия родителей в его реализации. (Приложение 4)

План участия родителей в реализации проекта

    “Земля – наш дом родной”.

      Содержание деятельности Ответственные
      Внесение предложений по реализации проекта:

    - Познакомить детей с познавательными энциклопедиями.

    - Подготовить интересные рассказы по теме проекта.

     

    Работа в центрах активности в качестве ассистентов:

    - центр математики;

    - центр кулинарии;

    - центр искусства;

    - центр литературы.

     

     

     

     

     

    Сандакова О.В.

     

    Лобова О.А.

    Шаргина Н.В.

    Фетисова О.Д.

     

     

    Калугина Т.М.

    Цыганенко Н.Г.

    Шапкина С.Ю.

    Седова З.А.

    Сандакова О.В.

    Мазунина Н.М.

Следующим шагом планирования на утреннем сборе является выбор детьми центров активности. Мы проводим презентацию центров, сообщаем детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагаем подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня. После того, как дети сделают свой выбор, мы предлагаем нескольким детям высказаться (рассказать о своём плане). (Приложение 5)

Таким образом, участвуя, в процессе планирования своей деятельности совместно с взрослыми дети:

    • эмоционально настраиваются на предстоящую деятельность;
    • развивают коммуникативные навыки через коммуникативный тренинг (обмен новостями, рассказ о своих планах, обращение с вопросами друг к другу);
    • развивают в себе чувство гордости, собственной значимости и инициативности;
    • ощущают проявление заинтересованности, внимания, заботы со стороны сверстников и взрослых.

На последних утренних сборах перед работой в центрах активности, дети выступили со своими сообщениями, приготовленными дома совместно с родителями. (Приложение 6)

Такие выступления перед своими сверстниками развивают у детей познавательные и творческие способности, уверенность в своих возможностях, умение объяснять и отстаивать свою точку зрения, умение задавать и отвечать на вопросы. У детей повышается самооценка, и появляется стремление к дальнейшему познанию окружающей действительности.

Итак, дети сами приняли решение, в каком центре активности они сегодня будут заниматься, какие материалы им понадобятся для реализации своего замысла. Наша задача заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литературу во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребёнка. В качестве партнёров в совместной деятельности выступает ассистент – взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родитель, специалист) или ребёнок (с более высоким уровнем). (Приложение 7)

Спланированная работа может быть не закончена за один день. В этом случае ребёнок может закончить её в вечернее время, в последующие дни, а партнёры и помощники могут меняться в зависимости от желания детей. (Приложение 8)

Подведение итогов деятельности в центрах активности мы осуществляем на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, наметить перспективы. Так же на утреннем сборе дети высказывают ассистентам слова благодарности за оказанную помощь, предлагают научить других детей тому, чему научились сами. Творческое самовыражение приветствуется и ценится и детьми и взрослыми. (Приложение 9)

Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.

Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а так же заставляет требовать выполнение правил другими детьми. (Приложение 10)

Результаты своей самооценки дети обозначают визиткой на стенде “Мои успехи” и в дальнейшем учитывают их при планировании последующей деятельности.

Анализ продуктов детской деятельности, самооценка детьми своей работы во время итогового сбора даёт информацию об умении ребёнка:

  • строить свою работу в соответствии с выбранной целью;
  • использовать полученные знания в практической деятельности;
  • самостоятельно ставить и решать проблемы;
  • получать чувство удовлетворённости своими результатами;
  • согласовывать свои действия с действиями других детей. (Приложение 11)

По окончании работы над темой проекта мы предложим детям вспомнить и обдумать все занятия в рамках проекта. Все вместе возвратимся к списку вопросов о том, что дети хотели узнать по данной теме, составленному в начале проекта, и предложим всем ответить на них. Это даёт нам возможность понять, все ли дети поняли тему правильно, кто узнал что – то новое для себя, что особенно удивило, какое из занятий в проекте понравилось больше всего и почему?

По окончании и в ходе проекта постоянно проводим анализ. Основой для анализа служат результаты наблюдений, продукты детской деятельности. На основе накопившихся фактов сделаем вывод об особенностях и о динамике продвижения ребёнка по основным направлениям детской деятельности, включая и социально – личностное развитие. Результаты наблюдений фиксируем в индивидуальных картах развития и учитываем при определении последующих целей и задач образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми старшего возраста по программе “Сообщество” в виде совместной деятельности со взрослыми, по реализации тематических проектов в центрах активности с учётом интересов, способностей и потребностей каждого ребёнка способствует социально – личностному развитию. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность коллегиально принимать решения и следовать их выполнению.

Всё это, несомненно, создаёт предпосылки для их успешного дальнейшего развития в будущем.