ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Пояснительная записка.
У 6-летних детей необходимо развивать и совершенствовать устную форму речи, частью которой является работа над звуковой стороной речи, элементами звуковой культуры.
Это предполагает:
- развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой (своей и чужой) речи;
- развитие слуховой памяти и слухового аппарата;
- совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение повышать и понижать голос);
- совершенствование произношения слов, особенно сложных по слогозвуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения;
- верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л-р, с-з, ж-ш, п-б.
Эта работа будет строиться на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, считалок, стихов, рассказов по картинкам, бесед о прочитанном, рассказывание сказок, чтение слогов, слов.
Содержание программы и занятий:
1. Речь. Для чего нужна речь. Беседа по теме "В классе".
2. Речь устная и письменная.
3. Слова в предложении.
4. Предложение и слово. Деление слов на слоги.
5. Буква и звук.
6. Виды предложений. Составление простых предложений.
7. Предлоги в предложении.
8. Слово и предложение.
9. Звуки в речи. "Зимой в лесу".
10. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
11. Работа над словообразованием.
12. Гласные и согласные звуки. "В цирке".
13. Гласные и согласные звуки. "Моя квартира".
14. Слияние согласного звука с гласным. "Дикие животные".
15. Закрепление. Составление рассказа по сюжетной картинке.
16. Закрепление. "Самый светлый мамин день".
17. Знакомство с детскими журналами «Как хорошо уметь читать!»
18. Диалог. Беседа по картинке «В магазине».
19. Обобщение «В мире книг»
Занятие 1.
Цели и задачи занятия:
1. Знакомство с детьми.
2. Развивать артикулярную моторику, речевое дыхание.
3. Формировать правильное звукопроизношение.
Оборудование: картинка «Винни Пух».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Давайте познакомимся. Меня зовут Инна Николаевна. Попробуем создать хорошее настроение «Улыбнитесь». В детстве я очень боялась Африки. Почему? А вы вспомните.
Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы.
Будут вас кусать, бить и обижать.
- Страшно? И я тоже боялась. И только позже я узнала, что в Африке не так уж и много кусачих крокодилов и драчливых горилл. Зато в Африке много удивительных стран. Одна из таких Египет. Именно в Египте давным-давно придумали писать при помощи рисунков. И мы сейчас с вами этому научимся. Как вы думаете, о чем хочется рассказать, прежде всего, любому человеку? Ну, конечно, о себе. Сейчас я попробую написать письмо, в котором расскажу о своей семье.
Меня зовут Инна Николаевна. У меня большая семья: мама, папа, брат, сын и я. Мою маму зовут Зинаида Яковлевна. Моего папу зовут Николай Яковлевич. Моего брата зовут Владимир. Моего сына зовут Александр. А я его называю Сашенька, Саша.. Я люблю мою семью.
II. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Игра «Веселый язычок».
С виду черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (Буквы).
Учитель: В книге написаны предложения, тексты. А это тоже речь. Какая?
- Наша речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль.
- Посмотрите, как напуган Винни Пух. Он боится, что его укусят пчелы. (Учитель показывает картинку с Винни Пухом). Выполняют упражнение на развитие голоса и речевого дыхания.
- А сможем ли мы показать голосом, как сердито жужжат пчелы? Давайте попробуем: Ж-Ж-Ж.
- А теперь помогите Винни Пуху составить предложения по картинке (самостоятельная работа).
III. Подготовка к письму. (Гимнастика для пальцев).
Учитель: Сконструируйте на парте звездочку по образцу, если получится, то запомните и выложите звездочку без образца.
IV. Физминутка.
Руки положите на парту и сожмите кулачки.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (раскрываем пальчики).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (шевелят пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают (вращение кистями рук).
V. Работа над чистоговоркой.
Учитель: Чистоговорки учат внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи. Сейчас мы разучим стихотворение. Произносить его нужно громко и медленно. Говорить чисто и без ошибок. Стихотворение маленькое, но с секретом: трудно его произнести, чтоб не ошибиться.
За-за-за - уходи домой, коза.
VI. Игра «Не пропусти профессию».
Учитель:Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий:
- лампа, водитель, ножницы;
- механик, липа, токарь;
- сталевар, яблоко, болтун;
- строитель, гроза, обруч;
- попугай, пекарь, шахтер;
- учитель, сено, терпение;
- продавец, тетрадь, птица;
- ложка, цветовод, мышка.
Домашнее задание: рассказать родителям о себе.
Занятие 2.
Цели и задачи занятия:
1.Формировать понятие речи (устная и письменная), предложение.
2.Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания, мелкой моторики.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинка «Пятачок», мячик.
Ход занятия.
I. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Учитель: Здравствуйте. Давайте с вами поиграем. Игра «Вкусное варенье» (речевая гимнастика, активизация мышц языка). Облизнули верхнюю губу.
Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калитку, посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Понравилось ему на улице, и захотел он погулять. Устал он, решил поесть, чтобы сил набраться. Стал молочко лакать, как кошечка. Вот он наелся, а губки испачкал. Почистил губки и решил поспать.
А теперь выполним упражнения «Лошадки», «Бублик», «Дудочка» и упражнения на дыхание:
- вдох, выдох;
- вдох, задержим дыхание на счет от 1 до 5, выдох.
А сейчас выполним упражнение на развитие речевого дыхания и голоса (как шелестят листья – тихо, громко, тихо). «Шумит ветерок» (ребята произносят звук Ш-Ш-Ш).
II. Работа по теме.
Учитель: В давние времена человек мог передать свои мысли при помощи жестов и звуков. Наконец он додумался звуками обозначать все, что узнавал. На это человечеству потребовалось сотни тысяч лет. Сейчас я разговариваю с вами. Это речь? Как она называется, кто-нибудь знает? Мы с вами говорим, рассказываем, читаем – это устная речь. Но не смог человек пользоваться только устной речью, и звуки стал обозначать значками, а затем буквами. То, что написано, – это письменная речь. Наша речь состоит из предложений. Предложение – это определенная мысль.
- Теперь послушайте историю, которая однажды произошла с пятачком. Какая форма речи помогла Пятачку?
В один из дней пошел сильный дождь, и Пятачок оказался окруженным со всех сторон водой. Ему было очень страшно и одиноко. Он совсем отчаялся: "... вот я сижу тут, весь окруженный водой, и совсем ничего не могу сделать". Но все-таки Пятачку удалось кое-что придумать. Он нашел кусочек бумаги, карандаш, бутылку, пробку и написал:"Помогите Пятачку (это я), а на обороте: это я, Пятачок, спасите, Помогите! "
Потом он положил бумагу в бутылку, закупорил ее и бросил в воду. Кто-нибудь обязательно выловит плывущую по волнам бутылку, прочтет призыв о помощи и спасет бедного Пятачка.
- Можно ли молча все рассказать?
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
III. Игра «Я положил в мешок».
Учитель: Я положила в мешок яблоки. Следующий ребенок повторяет то же самое и добавляет одно слово: «Я положил в мешок яблоки и бананы» и т.д.
IV. Игра «Четвертый лишний».
Учитель: Дети, становитесь все в кружок. Я бросаю мячик и называю четыре предмета, 3 из которых относятся к одному понятию. Вы должны определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю:
- яблоко, апельсин, груша, мячик;
- лошадь, собака, кошка, щука;
- стол, стул, кровать, чайник.
Занятие 3.
Цели и задачи занятия:
1.Формировать понятие слово, предложение.
2.Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинки с фруктами, корзинка для фруктов.
Ход занятия.
I. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Учитель: Здравствуйте. Давайте поиграем. Игры: "Лошадка", 'Тубы круглые как бублик", "Кто лучше сделает дудочку".
Упражнение на дыхание.
- вдох, выдох;
- вдох, задержать на счет 1 -5, выдох;
- вдох, на выдохе "Как шелестит листва" (тихо, громко, тихо).
II. Повторение о речи.
Учитель: Кто помнит, какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
- Составьте по картинке предложение, т.е. выразите свою мысль.
III.Формирование понятия «предложение», «слово».
- Посмотрите на это дерево. Оно не простое, а волшебное. Что выросло на этом дереве? А как назвать это одним словом? (Фрукты). Сейчас мы будем собирать урожай в эту волшебную корзинку. Мы называли фрукты, а собрали… (слова).
Значит, когда мы что-то называем, то произносим слово. Теперь собирать будем вежливые слова. (У каждого ребенка на парте лежит схема, которую надо положить в корзинку, когда называют вежливое слово).
Учитель:Ребята, предложения состоят из слов, слова бывают разные – короткие, длинные. В предложении бывает одно, два, три и больше слов. Например:
Спит. Играют.
Девочки играют.
Девочки весело играют.
- А теперь угадайте, в каком домике живет это предложение? Наступила зима. Идет сильный дождь.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а бывает так, что одно слово, а значений имеет много? Например: ручка у двери, у Ивана шариковая ручка.
IV. Игра «Закончите предложение».
Учитель: Я скажу предложение, а вы его закончите, скажите последнее слово.
Хлеб кладут в (хлебницу).
Масло кладут в (масленку).
Рыбу ловит (рыбак).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису).
Хитрый след плести стараясь, по дороге прыгал (заяц).
Учитель: Что мы добавляли? (Слова). А получились? (Предложения). Из чего же состоит предложение? (Из слов). Что короче, а что длиннее? Предложение или слово? Я скажу слово «собака», а вы придумайте предложение с этим словом.
V. Физминутка.
Руки положите на парту, кулачки сожмите:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (раскрывают пальчики)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (шевелят пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают (вращение кистями рук).
VI. Задание на внимательность и сообразительность.
Учитель: Подскажите клоуну, какой шарик он забыл дома?
VII. Развитие логического мышления.
Родители будут признательны очень, что ты отыскать им детишек помог. В чертеж загляни! Если с папою дочка. Подумай, с кем рядышком встанет сынок?
VIII. Чистоговорка. (Для внятного четкого произношения слов учитель четко выговаривает звуки речи).
За-за-за - уходи домой, коза.
Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу
IX. Скороговорка.
Зеленая береза стоит в лесу.
Зоя под березой поймала стрекозу.
Занятие 4.
Цели и задачи занятия:
1.Научить детей делить слова на слоги.
2.Развивать мелкую моторику.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинки с животными.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Речевая и дыхательная гимнастика.
1.Развитие артикулярной моторики. Игра «Лошадка». Игра «Дудочка», «Бублик» (активизация мышц языка).
2.Упражнение на дыхание.
3.Работа над чистоговоркой. (Четко и быстро произнести чистоговорку).
Цы-цы-цы, цы-цы-цы-
Зайцы, мельницы, птенцы.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши-
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше-
Это утка в камыше.
III. Повторение (Предложения).
Учитель: Из чего состоит предложение? (Из слов).
- Какие бывают слова? (Длинные и короткие).
- Слова делятся на слоги. Например, слово «мама». В этом слове два слога. В слове «дом» - один слог, а в слове «машина» - три слога. А теперь определите сами, сколько слогов в этих словах:
Школа, книга, доска, цветок, окно, стул, нос, глаза, улица.
IV. Игра «Живые слова».
Ежик несет яблоко. /____ ____ ____.
Ребята выбирают себе слово из предложения.
Задание: поставить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.
Белка сушит грибы. (Учитель шепчет слова на ушко ребенку). Дети громко произносят слова и выстраивают в предложение.
V. Работа по теме: «Деление слов на слоги».
Учитель:Все слова делятся на слоги. Будем учиться делить слова на слоги.
Пальма ____/_____ Осина ____/_____/______.
Задание: конструирование схем (развитие мелкой моторики).
Учитель:Как одним словом назвать эти слова? (деревья ____/_____/____).
Игра «Подбери схему».
Лиса Корова
____/____ ____/___/___
Заяц Коза
____/____ ___/____
Еж
_____
Задание: измените слово «еж» так, чтобы слово состояло из двух слогов (Ежик). ___/____.
- На какие группы можно разделить этих животных?
Игра «Доскажи словечко».
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (лиса ____/____).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (лук ____).
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый,
Мы расчистим снег и лед
Во дворе (лопатой ___/____/____).
V. Скороговорка.
У ежа и елки иголки колки. (Громко, четко и быстро произносят слова).
VI. Работа в тетради.
Задание: Раскрась кружок так, чтобы он показывал: движение запрещено. На какой свет можно переходить улицу? Продолжи узор. _____.______.______.
Домашнее задание: Раскрась кружочки.
Занятие 5.
Цели и задачи занятия:
1. Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Конструировать по памяти, образцу.
Оборудование: картинки с животными, снежинки, палочки, пластилин.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Речевая и дыхательная гимнастика.
1.Развитие артикулярной моторики Игра "Веселый язычок". Игра «Дует ветер». (Активизация мышц языка).
III. Повторение о слогах. Игра «Живые слоги».
Учитель: Назовите одним словом? (Птицы).
Курица сорока воробей утка гусь
- Какая птица лишняя? Почему? (Гусь).
- Измените слово «гусь» так, чтобы оно состояло из двух слогов (гу-си), из трех слогов (гу-се-нок).
IV. Скороговорка. (Помогает правильно и четко произносить слова).
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Чистоговорка.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа,
Жи-жи-жи, здесь живут ежи.
V. Работа по теме: « Звуки и буквы».
Учитель: Вы любите путешествовать? Тогда давайте прямо сейчас отправимся в путешествие. Даю гудок: «У-у-у» (Все повторяют хором). Остановка. Станция «Звуки». С одним звуком мы уже познакомились, он помог нам отправиться в путь. Какой это звук? Мы его не видим, но слышим.
- Ребята, я произнесу звук, а вы отгадайте, что он вам напоминает, где вы его могли слышать?
С-с-с - (Чайник, когда он закипает, то начинает свистеть).
В-в-в - (так зубоврачебная машина визжит).
Ж-ж-ж - (Жук жужжит).
Ф-ф-ф - (Фыркает еж).
Ц-ц-ц -(Поет синичка).
Е-е-е - (Воет волк).
- Мы приехали на полянку. Давайте послушаем, что здесь происходит. Слышите шелест листвы. Как она шелестит? (Ш-ш-ш -). А вот летит жук
(Ж-ж-ж -). И комарик тут как тут (З-з-з -). Что же такое звуки?
VI. Физминутка.
Учитель:Закройте глазки, мы поиграем с вами в зимнюю сказку. А героем будет ______. Откройте, пожалуйста, глазки, посмотрите, кто у нас на картинке (зайка).
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Раз-два, раз-два надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
VII. Конструирование снежинки.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
VIII. Азбука почемучек.
Учитель: Бегемот – это кто?
- Кто воспитывает детей?
- В чем проявляется жадность?
- Что можно украсить шарами?
- Сколько этажей в твоем доме?
IX. Повторение.
Учитель: Что мы называем звуками?
- Какие бывают звуки?
Чем они отличаются? В каких домах живут звуки? Продолжим наше путешествие. Надоело звукам в стране «Фонетика» быть невидимыми. Решили они себе костюмы сшить, для каждого звука свой костюм. А назвали они свои костюмы – буквами. Посмотрите, сколько их в русском алфавите.
- Найдите буквы, которые состоят только из палочек. Выложите их у себя на столе.
- А теперь давайте вылепим эти буквы. (В, З, О, Р, Ф, Ч, Э, Ю, Я).
- Что мы делали сейчас, ребята?
- Назовите буквы. (Буквы – это то, что мы пишем).
- А чем отличается звук от буквы?
Х. Составление рассказа по схеме. Слоги.
Барбос грыз кость. /____ _____ _____.
Прилетела ворона. /_____ ______.
Хочет взять кость. /_____ _____ _____.
Барбос зарычал. /____ _____.
Учитель: Покажите, как зарычал Барбос «Р-р-р». Попробуйте сказать целым предложением (Барбос зарычал «Р-р-р». /____ ______ [ ].
- Что изображено на картинке квадратиком? (Звук [ р ]).
Домашнее задание: приготовь снежинку для украшения елки.
Занятие 6.
Цели и задачи занятия:
1. Познакомить детей с предложением.
2. Научить составлять простые предложения и определять количество слов в предложении.
Оборудование: картинки с животными.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель: На предыдущем занятии вы научились выделять предложение из текста. А сегодня вы будете сами составлять предложения. Уверена, что у всех получится. Вы любите отгадывать загадки? Послушайте две загадки и скажите, о каких животных идет речь?
Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается
Не замок. А охраняет,
И в дом не пускает. (Собака).
- У кого дома есть собака?
II. Работа над сюжетными картинками.
- О ком эти картинки? (Взрослое животное - собака, детеныш - щенок)
- Кого вы увидели на картинке? (Мальчика, собаку, щенков, маму).
- Что делает собака? (Лежит).
- Кто лежит? (Cобака).
- Что же мы узнали о собаке?
- Ребята, если слова " дружат ", то они помогают нам о чем-то узнать.
Это и будет предложение. В нем может быть 2,3,4,5 слов.
Сколько слов в нашем предложении?
Собака лежит. ( Назовите 1 слово, 2 слово).
_________/________.
Я думаю, каждый из вас захочет построить свое предложение по этим картинкам. (Составление предложений и изображение схемы на доске).
II. Игра.
А теперь поиграем. Встаньте. Я буду называть определенные слова и предложения. Если слово, хлопните, предложение - присядьте.
Карандаш. Волчок вертится. Стол. Барабан. Медведь рычит. Дети играют. Книга. Пенал. Рыбки плавают.
III. Работа со стихотворением.
Стихотворение Д.Хармса " Очень-очень вкусный пирог ".
Я буду читать стихотворение, в котором в конце каждого четверостишия недостает слова. Это слово вы должны будете придумать и сказать его.
" Кто придумает конец, тот и будет молодец! "
IV. Путешествие в гости к сказке.
- Из какой сказки? (Царь, три сына, стрела, болото, лягушка).
- Составьте предложение с данными словами.
- Что же такое предложение?
Занятие 7.
Цели и задачи занятия:
1. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов.
2. Учить придумывать сказку на предложенную тему.
Оборудование: картинки с животными.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сегодня мы будем продолжать знакомство с предложением и узнаем о
роли маленьких слов (предлогов).
Повторим. Закончите хором.
Наша речь состоит из............................
Предложение состоит из.................................
Сколько слов может быть в предложении?
II. Игра.
Вы - учителя. Будьте готовы исправить ошибки, которые, возможно, я допущу.
Цветы стоят на вазе. Правильно? Какие слова я перепутала?
Маша с мамой идут на кино. Правильно?
Видите, какое значение имеют " маленькие слова " или предлоги в предложении.
III. Работа по теме: «Предлоги в предложении».
Вы принесли красивые игрушки. Возьмите их в руки. А теперь сделайте то, что я прошу. Положите свою игрушку ____парту. Не знаете, куда положить, потому что потеряно маленькое, но очень важное слово. Какое?
Положите игрушку на парту. Где лежит ваша игрушка? Положите игрушку под парту. Посмотрите, как изменилось место нахождения вашей игрушки? Какое слово так подействовало?
Составление схемы своего предложения. (Располагают игрушки по
желанию)
(за, перед, на, в...).
IV. Составление предложений по сюжетной картине с использованием
предлогов.
Учитель показывает детям новогоднюю елку и просит ее украсить игрушками с использованием предлогов.
V. Составление сказки по предложенной теме.
Учитель предлагает детям придумать сказку на тему: «О новогодней елке».
Занятие 8.
Цели и задачи занятия:
1.Закрепить понятие о слове и предложении.
2.Учить дифференцировать понятия «слово» и «предложение».
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
На прошлом занятии мы учились узнавать предложения, составлять
их и сделали вывод, что предложение – это ____ . (Закончите мою мысль). Сколько слов может быть в предложении?
II. Работа с предметными картинками.
(ягоды, лес). В лесу растут ягоды. Предложение можно "записать" (изобразить схемой).
- Из чего состоит предложение?
Добавим еще одну картинку, на которой изображены дети, и составим предложение по этим трем картинкам.
Дети собирают в лесу ягоды.
Чем похожи эти предложения?
В чем различие?
Составление предложений по 2 картинкам.
Изобразите схему своего предложения в тетради (используйте любимый цвет).
- Не забудьте, как в схеме обозначается первое слово и в конце предложения (закончите мысль).
III. Составление рассказа о своей игрушке (описание).
- У Сережи машина.
- У Светы кукла.
(Схема с предварительным разбором).
- А теперь опишите свою игрушку.
IV. Игра «Исправь ошибку».
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Оля с картинкой рисует папу.
Маша несет сумку в капусте.
Составление по схеме предложения:
V. Игра "Задумай слово" (угадывание предмета по его описанию).
Занятие 9.
Цели и задачи занятия:
- Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности.
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Конструировать по памяти, по образцу.
- Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.
Оборудование: предметные картинки, магнитофон.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Речевая и дыхательная гимнастика.
Развитие артикулярной моторики. Выполнение упражнения "Вкусное варенье" (активизация мышц языка), упражнение "Лошадки" (активизация кончика мышц языка), упражнение "Губы круглые, как бублик" (активизация мышц губ), упражнение "Кто лучше сделает дудочку?" (активизация мышц губ).
Упражнения на дыхание.
1.вдох, выдох;
2.вдох, задержать воздух, выдох;
3.вдох, задержать, выдох на счет от 1 до 10.
Развитие голоса. Выполнение упражнения "Дует ветер" (развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ).
г) работа над чистоговоркой. Произносим быстро и четко.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца Цапля, улица, пыльца.
II. Работа по теме «Звуки» (общее понятие). Зимой в лесу.
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Фонетике. Жителями этой страны являются звуки. Они невидимы, но зато их можно услышать (хлопок в ладоши).
- Какой звук вы сейчас услышали? (хлопок).
- Какой он был по продолжительности? Короткий или длинный? (короткий). А теперь возьмите карандаш и постучите им, не торопясь по столу. Каким был стук? (коротким).
А дальше мы будем путешествовать на паровозике. Для этого
встаньте друг за другом. Каждый берется за локти впередистоящего.
(дети берутся за плечи друг друга). Машинисты, подайте сигнал! (У-у-у-у-у). Какой произнесли звук? Длинный или короткий? (длинный).
- Звуки мы слышим повсюду. Они окружают нас везде. Давайте поедем на лесную поляну и послушаем, что происходит. Вот мы и на поляне.
Слышите шелест листвы? Как шелестят листья? (ш-ш-ш).
- А вот летит жук (ж-ж-ж).
- И комарик тут как тут (з-з-з).
- А теперь давайте споем (а-а-а, о-о-о, у-а-о-а).
- А теперь давайте отдохнем.
III. Физминутка (Слушают запись с голосами птиц).
- Что вы сейчас слушали? (звуки)
- Произнесите звуки, которые вы сейчас слышали?
- Какие были звуки по продолжительности? (разные: короткие и длинные)
- Что же такое звуки?
Вывод: Звуки - это то, что мы слышим, слышали и произносили. Каждый звук живет в своем домике [ ].
IV. Развитие речи.
-А теперь, дети, закройте глазки. Мы поиграем с вами в зимнюю сказку. А героями будут звери леса. Откройте глазки. Кто перед вами? (Зайка).
V. Физминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два, раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
- Дети, а кто еще из зверей живет в лесу? (Называют зверей).
- Дети, чем питается в лесу белочка? Волк?
- Опишите белку. Опишите волка.
- Кто будет волком? Кто будет белкой?
- Так вот, волк, ты хочешь узнать у белки, почему она не голодает? А белка должна ответить.
Итак, снежная зима. Под елкой встречаются белка и волк. Волк: «Белка, скажи мне, почему ты зимой не голодаешь?» Белка: «Я не голодаю, потому что летом я тружусь, собираю грибы, шишки, в дуплах делаю запасы. А зимой их нахожу и ем. Я питаюсь растительной пищей, а ты волк - хищник. Запасы ты не делаешь, вот и ходишь зимой злой да голодный».
- Конструирование.
Учитель: Угадайте, что это? Изобразите у себя на столе.
Занятие 10.
Цели и задачи занятия:
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
- Конструировать по памяти, по образцу.
- Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.
Оборудование: картинки с грибами.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Развитие артикулярной моторики. Игра «Лошадка», «Бублик», «Трубочка».
II. Игра «Правильно услышим и покажем, что услышали».
Развитие мышления, слухового сосредоточения.
Который час?
Двенадцать бьет.
Кто вам сказал?
Знакомый кот.
А мышка где?
В своем гнезде.
Штанишки шьет.
Кому?
Супругу своему.
III. Работа над темой «Съедобные и несъедобные грибы».
Учитель: Отгадайте загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
Большой гриб, а маленький ____?
Составление рассказа "По грибы ".
- Какие грибы собрал мальчик? Задание: убери те грибы, которые нельзя есть.
- Почему их так назвали: подосиновик, подберезовик, опенок?
IV. Игра «Отгадай, что задумали?» (развитие воображения, речевой активности).
Лиса, лисичка, лисички - животные, грибы.
V. Работа над рассказом "Курица и лисица"(развитие устной речи).
Задание: Сделать рассказ с помощью ответов на вопросы, чтобы ответы были красочными и интересными (М.Н.Ильина. Тесты для детей. «Готов ли ваш ребенок к школе», страница 65)
VI. Игра «Четвертыйлишний».
лисички, ель, подосиновик, боровик.
Какие еще деревья вы знаете?
VII. Игра "Птичка" (страница18 для развития самоконтроля).
VIII. Работа с книгой.
Страница 296 образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.
Работа с книгой (М.Н.Ильина. Тесты для детей. «Готов ли ваш ребенок к школе», страница 297). Образование глаголов при помощи приставок.
Работа с текстом.
(Какая?) курица (где?) гуляла со своими (какими?) цыплятами. Вдруг (откуда?) показалась (какая?) лисица. Она хотела (как?) схватить (какого?) цыпленка. (Какая?) курица увидела (какую?) лисицу. Она (как?) кинулась на нее и отбила (какого?) цыпленка..
Работа с текстом. Упражнение.
Мальчики ходили в лес гулять и видели там белку и восемь дроздов.(21 слово). В ноябре в лесу уже нет поганок, как, впрочем, вообще нет грибов, которые засыпают на время зимних холодов.
(Хорошим считается показатель, если дети воспроизвели предложения в 33-35 слогов)
IX. Загадки.
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце).
Учитель:Нарисуйте на листке солнце.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Учитель: Нарисуйте на листке снежинку.
Заключение.
Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании. Коррекция недостаточно развитых предпосылок к систематическому обучению приводит к достижению требуемого уровня готовности к школе.
По наблюдениям школьной психологической службы:
- ухудшается здоровье детей; ежегодно в I классы нашей школы приходят от 49% до 30% здоровых детей;
- увеличивается количество детей с низким уровнем «школьной зрелости», психологически не готовых к обучению в школе;
- не посещают детский сад до 20% первоклассников;
- до 50% детей - первоклассников не посещают занятия «Субботней Академии».
Следовательно, этим детям необходима помощь специалистов (психологов, логопедов, медицинских работников, педагогов) на ранней ступени подготовки к школьному обучению и в первом классе общеобразовательной школы.
Опыт работы на занятиях по « Развитию речи» позволяет сделать некоторые выводы:
- дети, посещавшие занятия в «Субботней академии», легче адаптируются к школе и меньше болеют в 1 классе; у них формируется положительное отношение к учителям, они с радостью идут в школу;
- важно, когда непосредственная работа педагога с детьми на занятиях позволяет применить самый широкий спектр методов (наблюдения, «тесты», игры, эксперименты), многие из которых могут использовать на своих уроках учителя 1 классов и родители;
- конкретные наблюдения, полученные при работе с детьми по развитию интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер дошкольников, изучение отношения детей к окружающей действительности могут быть полезны учителям, родителям, желающим глубже познать внутренний мир ребенка и видеть своих детей психически здоровыми;
- очень важно, когда рядом работают педагоги - единомышленники, которые понимают значимость психологической просветительской, профилактической, диагностической и коррекционной работы.
По высказываниям родителей, детям нравится посещать занятия в «Субботней академии»: прошел страх перед школой, дети стали более общительными, появилось желание заниматься дома рисованием, конструированием, лепкой, развивающими играми.
Родители лучше научились понимать своих детей, узнали как подготовить ребенка к школе более грамотно; приобрели дополнительные психологические знания.
Литература:
1. Агеева С.И. Обучение с увлечением 1,2 части, «Истоки»,-М.
2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Математика, 1,2 части.
3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Ваш ребенок готовится к школе, «Гея», М.
4. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! (Увлекательная подготовка детей к 1 классу). Для учителей. «Глобус», М.
5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры, Просвещение, М.
6. Плешаков А.А. Зеленая тропинка, Псков.
7. Романина В.И. Конструирование букв и цифр.
8. Федосова В.И. Учись читать и писать, 1, 2, 3 части.