Воспитательная программа «Я? Я… Я — гражданин России!»

Разделы: Классное руководство


Цель программы: формирование гражданина России, приобщение детей к ценностям правового государства и гражданского общества.

Задачи:
1. Воспитывать в детях:

  • чувство самоуважения, уважение к членам своей семьи
  • эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде.
  • любви к Родине, своему селу, родному дому.
  • в детях потребность в здоровом образе жизни.

2. Прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
3. Знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины.
4. Развивать творческие способности младших школьников.

Программа рассчитана на 4 года. Мероприятия, данные в программе, можно проводить тематическими неделями, месячниками либо в другой форме по усмотрению учителя. Также одно и то же мероприятие можно проводить несколько раз в течение 4 лет, усложняя с каждым годом.

Работа идёт по девяти направлениям:

  1. «Я и семья»
  2. «Я и природа»
  3. «Я и Отечество»
  4. «Я и здоровый образ жизни»
  5. «Я и искусство»
  6. «Я и труд»
  7. «Я и друзья»
  8. «Я хочу всё знать»
  9. «Я и моя малая родина»

«Я и семья»

Цель направления: воспитание в детях самоуважение, уважение к членам своей семьи.

Задачи:

  1. Воспитание ласкового и чуткого отношения к самым близким людям
  2. Воспитывать чувство сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, истории, взаимоотношениях).
  3. Показать важность внимательных и заботливых отношений между членами семьи.
  4. Уточнить представления учащихся о семье, о домашних делах взрослых и детей

Ориентировочные мероприятия

  • Беседа «Уважай старость»
  • Классный час «Моя семья»
  • Классный час «Мамин день»
  • Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём»
  • Классный час, посвящённый дню 8 марта.
  • Конкурс «Вот какие бабушки у нас!»
  • Спортивное соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • Беседа «Мои любимые родители»
  • Беседа «Мои бабушка и дедушка»
  • Классный час «Твоя родословная»
  • Беседа «Труд моих родителей»
  • Беседа «Что означает моя фамилия»
  • Диспут «Я – будущее семьи»

«Я и природа»

Цель направления: воспитание бережного и уважительного отношения к природе и её обитателям.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности.
  2. Развивать интерес к окружающему миру.
  3. Способствовать расширению кругозора детей.
  4. Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.

Ориентировочные мероприятия

  • Урок-путешествие «В мире животных»
  • Классный час «Природа – наш дом»
  • Классный час «Наши меньшие друзья»
  • Классный час «Цветы в жизни человека»
  • Классный час «Природа и человек»
  • Классный час «Мир вокруг нас»
  • Беседы о культуре поведения в природе
  • Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?»
  • Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?»
  • КВН «Птичьи разговоры»
  • Тематический утренник «Осень в лесу»
  • Праздник «Загадки осени»
  • Юные натуралисты, вперёд!
  • Тайна старого леса
  • Конкурс знатоков природы
  • Изготовление и развешивание кормушек для птиц
  • Внеклассное занятие «День воды»
  • Наблюдение за явлениями природы
  • Ведение «Дневника природы»
  • Викторина «Вода»
  • Экскурсия в природу
  • Экскурсия в зоопарк
  • Конкурс плакатов «Планета заболела»
  • Беседа «Моё место в природе»

«Я и Отечество»

Цель направления: воспитание чувства патриотизма.

Задачи:
1. Приобщать учеников к обычаям русской культуры.
2. Воспитывать любовь к родному языку.
3. Приобщать учеников к духовным ценностям своего отечества.

Ориентировочные мероприятия

  • Беседа «Символы моей Родины»
  • Матрёшка (Ярмарка матрёшек)
  • Народные игры на Святки
  • Праздник русской берёзки
  • Классный час «Пионеры-герои»
  • Классный час «Люблю тебя, родная речь!»
  • Классный час, посвящённый Великой Отечественной Войне «Это не должно повториться»
  • Классный час, посвящённый Дню славянской письменности и культуры, в память Кирилла и Мефодия
  • Классный час «Твоя родословная»
  • Классный час «Обычаи русской старины»

«Я и здоровый образ жизни»

Цель направления: приобщение детей к здоровому образу жизни.

Задачи:
1. Довести до сознания детей важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены.
2. Закрепить знания и умения пользоваться средствами личной гигиены.
3. Приобщать к активному отдыху.

Ориентировочные мероприятия

  • Операция «Здоровье»
  • Уроки Мойдодыра
  • Классный час «Внешний вид человека»
  • Классный час «Учись быть здоровым»
  • Спортивные соревнования
  • День здоровья
  • Спортивный час
  • Весёлые старты
  • Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • Посещение спортивных секций
  • КВН «Мы и наше здоровье»
  • Беседа «Кожа человека и её здоровье»
  • Мероприятие «Новые приключения бобра Суперзуба»

«Я и искусство»

Цель: воспитание интереса и любви к искусству своего народа.

Задачи:
1. Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
2. Развивать у детей интерес к живописи известных русских художников.
3. Познакомить детей с различными видами искусства.
4. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
5. Познакомить с народными ремёслами России.

Ориентировочные мероприятия

  • Самоделки из природного материала
  • Самоделки из пластилина
  • Выставки работ
  • Посещение кружков музыки и рисования
  • Знакомство с картинами известных художников
  • Внеклассное мероприятие по музыке «В мире музыки»
  • Праздник музыки
  • Фестиваль искусств
  • Внеклассное мероприятие «В мире красок и мелодий»

«Я и труд»

Цель направления: воспитание трудолюбия.

Задачи:

  1. Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.
  2. Прививать трудолюбие.

Ориентировочные мероприятия

  • Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём»
  • Дежурство в классе
  • Генеральные уборки
  • БУНТ (большая уборка на территории)
  • Праздник труда
  • Выставки работ
  • Беседа «Мои обязанности в семье»

«Я и друзья»

Цель направления: показать ценность и необходимость дружбы.

Задачи:
1. Формировать у детей понятие о дружбе.
2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми.

Ориентировочные мероприятия

  • Классный час «Настоящий друг»
  • Классный час «Приветствия»
  • Классный час «Вежливость»
  • Беседа «Правила общения»
  • Практическое занятие «Мимика и жесты»
  • Беседа «Внешний вид человека»
  • Практическое занятие «Доброта»
  • Беседа «Настроение»
  • Классный час «Знакомство»
  • Классный час «Мальчики и девочки»
  • Беседа «Человек среди людей»
  • Занятие по психологии «Влияние характера на поступки и поведение человека»
  • Беседа «Поведение в общественных местах»
  • Классный час «Будь справедлив в словах и поступках»
  • Классный час «Правда и ложь»
  • «Мы идём в гости» - правела поведения в гостях
  • Беседа «Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?»

«Я и Закон»

Цель направления: знакомство детей с основами российского законодательства.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными разделами Конвенцией о правах ребёнка.
  2. Дать представление об основных законах РФ.

Ориентировочные мероприятия

  • Беседа «Семья – ячейка общества»
  • Конкурс рисунков «Наши права и обязанности»
  • Беседа «Что такое выборы?»
  • Беседа «Толерантность – это…»
  • Классный час «Законопослушные родители»
  • Классный час «Образование в современном мире»
  • Классный час «Правонарушения»
  • Беседа «Религии»
  • Конкурс «Знаток Конвенции о правах ребёнка»
  • Беседы с участковым уполномоченным милиции.
  • Беседа «День Конституции РФ – что это за праздник?»

«Я и моя малая родина»

Цель: воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Задачи:
1. Довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, людям родного края.
2. Прививать любовь к родному языку.

Ориентировочные мероприятия

  • Слушание народных сказок
  • Конкурс хакасских пословиц и поговорок
  • Беседа «Народные традиции, обычаи и обряды»
  • Праздник «Чыл пазы»
  • Конкурс стихов хакасских поэтов
  • Разучивание национальных игр
  • Беседа «Знаменитые люди Хакасии»
  • Литературное слушание «Мифы и легенды хакасов»
  • Мероприятие «История моего села»
  • Беседа «Символика республики Хакасия»
  • Беседа «Хакасские национальные праздники»
  • Экскурсия в «Хакасский краеведческий музей»
  • Викторина «Животные Хакасии»
  • Беседа «Красная книга Хакасии»
  • Рисование по национальным мотивам
  • Практическое занятие «Изготовление пого»