О том, что любить читать – хорошо, а не любить – плохо, каждый из нас слышал с того дня, как впервые переступил порог первого класса. И просто, что книга – источник знаний, - тоже слышал. Да и про то, что дети, полюбившие книгу, намного лучше развиваются и успевают в школе, все знают. Но, к сожалению, родители жалуются, что их чадо не любит читать. Да и учителя хватаются за голову, утверждая, что год от года падает техника чтения, и умение излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, что дети предпочитают получать информацию из каких угодно источников (телепередачи, компьютер), только не из книг…
В результате у детей нарушается формирование текстового мышления: так специалисты называют умение читать, анализировать, интерпретировать, запоминать тексты, а также создавать новые. Поэтому каждый взрослый должен отчетливо понимать, что сегодня детей, как никогда ранее, нужно учить быть читателями. Сами по себе они этого сделать не смогут.
У детей среднего дошкольного возраста возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра (небылицы, загадки, сказки, рассказы). Дети осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Ребенок 4–5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитателя.
В рамках проекта осуществления проекта МДОУ № 25 «Маленькая ступенька в большой мир» был разработан мини-проект «В гостях у книжек» для среднего дошкольного возраста в сотрудничестве с детской библиотекой п. Динамо.
Цель проекта: воспитание у детей среднего дошкольного возраста инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога.
Это проект реализовывался по трем направлениям: «Развивающая среда», «Дети», «Взрослые».
Первое направление – формирование развивающей среды. Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть – «перечитать» её. Здесь ребенок видит её не в руках воспитателя, а остается с нею один на один. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой, с иллюстрациями. Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Наш уголок книги совмещен с речевым и театральным центром. В книжном уголке у нас есть:
- Выставки книг по теме и книги для чтения и рассматривания.
- Мастерская книги – «Книжкина больница» (в ней есть все для ремонта книг и изготовления книжек-самоделок).
- Речевые игры.
- Модели для рассказывания.
- Ширма большая и настольная.
- Разные виды театров.
- Портреты писателей.
- Картотеки.
Второе направление – это работа с детьми. Она включает в себя ознакомление с художественной литературой и социально-нравственное воспитание.
- Ознакомление с художественной литературой:
- русское народное творчество,
- русская классическая литература,
- современная отечественная литература,
- фольклор народов мира,
- зарубежная детская литература
- Социально-нравственное воспитание:
- Проблемные ситуации («Мы помощники в группе», «Уроки вежливости: правила взаимоотношений, будь приветлив, приди на помощь», «Труд взрослых» и т.д.).
- Общения-беседы («Правила для уголка книги», «Добрые поступки» и другие).
- Сюжетно-ролевые игры («Семья», «Экскурсия в музей, библиотеку», «Кукольный театр»).
Третье направление «Взрослые» - помощь и поддержка специалистов, педагогов, родителей играет существенную роль.
- Экскурсии: знакомство с детской библиотекой и библиотечной терминологией (абонемент, читальный зал, правила поведения в библиотеке), просмотр мультфильмов.
- Выставки: рисунков (совместно с родителями любимой сказки ребенка), книг (по перспективному плану), фотовыставка «Я люблю читать».
- Изготовление альбомов: «Угадай из какой сказки?», «Мое любимое животное с загадками»
- Творческие встречи: праздник детской книги в ДК «Динамо», посвященный юбилею А. Линдгрен.
С сотрудниками детской библиотеки п. Динамо Лариной Г.Д. и Болотовой Л.Д. был согласован перспективный план работы на год (соответственно программе «Детство», по которой мы работаем). Они помогали в организации тематических выставок в книжном уголке и подбору литературы для чтения детей.
Чтение – это, прежде всего, общение, диалог автора и читателя, читателя и героев, читающего взрослого и слушающего ребенка. Чтение требует огромных внутренних затрат, интеллектуальных и эмоциональных. Если не начать приучать малыша к этому душевному труду с самого раннего детства, чтение не будет ему в радость, навсегда останется нудной обязанностью. Любовь к чтению сохраняют лишь те, кто научился читать и полюбил книгу ещё в детстве. А значит, родители и педагоги должны приложить все усилия, чтобы с самого нежного возраста главное место в жизни малыша занимало чтение, а не мультсериалы и компьютерные игры.