Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов. Но проблема изучения и развития детской художественной одарённости средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике конкретно нашего дошкольного учреждения. Поэтому в общий проект ДОУ мы включили мини-проект «Разноцветный мир».
Цель проекта: знакомство детей с художественными нетрадиционными техниками, которые способствуют развитию детской художественной одарённости. Главный принцип работы – педагогика ненасилия.
Работа по мини-проекту осуществляется на базе старшей группы «Радуга» второй год по трем направлениям, по каждому из которых разработан план, включающий в себя одно занятие в месяц с взрослыми и одно с детьми.
Первое направление, блок – «Взрослые». Сюда входят: консультации, беседы, творческие гостиные, экскурсии в ДОУ. «Ровесник» создание альбомов, выставки детей и педагогов: «Бумагопластика», «Бисероплетение», «Макраме» и др., выставка кукол Барби «Весеннее настроение», выставка коллекции лошадей Жени Абрамовой; выставка работ Сунгатовой Ксюши «Мир животных», «Подводный мир»; участие в выставках, конкурсах Дома культуры п. Динамо – второе место в конкурсе новогодних игрушек, второе место в конкурсе детских работ, посвященных юбилею завода МЭА в номинации «Веселый зоопарк», участие в общероссийском конкурсе «Карлсон возвращается» и др.
Второе направление, блок – «Дети». Включает в себя: ситуации, игры, общение. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник как рисование ладошкой, пальчиками, обрывание бумаги, но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняет художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии монотипии. Кроме вышеперечисленных техник нами освоены:
- Оттиск пробкой
- Скатывание бумаги
- Оттиск поролоном
- Оттиск смятой бумагой
- Восковые мелки + акварель
- Свеча + акварель
- Печать по трафарету
- Черно-белый граттаж
- Кляксография с трубочкой
- Набрызг
- Пластилинография
В рамках проекта изучено более 30-ти различных техник:
- Тычок жесткой кистью, полусухой кистью или веником
- Оттиск пенопластом
- Тиснение
- Оттиск печатками из картофеля
- Оттиск печатками из ластика
- Знакомая форма – новый образ.
- Кляксография с ниточкой
- Оттиск листьев
- Акварельные мелки
- Сангина
- Тычкование
- Цветной граттаж
- Монотипия пейзажная
- Рисование разноцветной пеной
Третье направление – «Развивающая среда». В группе «Радуга» создан центр художественного творчества; мелки, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, соленое тесто, бумага, картон, обои, ткани, нитки, тесьма, ленты, крупа, природный материал, бусы, бисер, кисти, стеки, ножницы, доски для рисования, фланелеграф для ниткографии. Имеется картотека художественных терминов, дидактических игр, перспективный план для старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы по художественно-творческой деятельности. Картотека образцов работ, альбом «Учимся рисовать диких животных», альбом – пособие для педагогов и детей, диагностика.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки. Сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии ваших воспитанников. Будем очень рады, если представленный опыт пригодится Вам в практике работы с детьми. Желаем творческих успехов!
«Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка».
К. Шейлби