Пояснительная записка
Итоговое занятии по теме «Осень» я решила провести в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, особенно - логопатами, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослым. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъектной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности - игре, общении, продуктивной деятельности. Еще одна особенность нашей группы: в ней большинство воспитанников - мальчики, и для них активная форма проведения занятия всегда интересна.
Интегрированный характер занятия выбран потому, что задачи речевого развития наиболее эффективно решаются при грамотном их слиянии с задачами из других разделов программы, направленных на развитие психических функций и познавательных способностей дошкольников.
Использовала различные и, на мой взгляд, наиболее эффективные педагогические методы и приемы. Использование элемента технологии ТРИЗ («Хорошо - плохо») позволило детям свободно высказать свое мнение, обосновать его. Речевая активность и умение слушать и понимать собеседника - эти умения дети получали в непринужденной форме.
Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно - их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения.
При подборе игровых упражнений и заданий детям учитывала их разный уровень сложности, предполагала разные ответы детей, была готова вовремя помочь детям организовать продуктивное речевое общение.
Использование наглядности было тщательно мною продумано, ведь её избыток может отвлекать детей от активной речемыслительной деятельности, а недостаток - затормозить любознательность. Картинки были новыми для детей.
Использование практического метода - работа с картой - схемой эффективно решает задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности.
О значении упражнений на развитие мелкой моторики уже сказано много, но для заинтересованности детей приходится варьировать использование разных материалов. В контексте этого занятия наиболее интересным и целесообразным я посчитала использование семян растений. Большинство детей работало с ними впервые. Ничего не ограничивало свободу детской фантазии, поэтому была заинтересованность и достаточная нагрузка для мелких мышц пальцев рук.
Тип занятия: интегрированное (развитие речи + ознакомление с природой + продуктивная деятельность).
Цель занятия: способствовать развитию речевой активности и самостоятельности детей, углублению представлений детей о живой природе.
Программное содержание:
Продолжать учить детей осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Закреплять умения детей правильно составлять разные формы предложений (простые, сложные). Активизировать в речи детей слова, определяющие предметы природы, их качества и особенности. Продолжать учить правильно, образовывать слова, пользуясь суффиксами (детёныши животных). Упражнять в правильном звукопроизношении в процессе речевых высказываний.
Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение. Углублять представления о сезонных изменениях в живой природе в осенний период.
Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение.
Воспитывать культуру общения детей (со сверстниками, взрослыми). Воспитывать интерес к природе родного края.
Предварительная работа:
- Совместная деятельность: чтение художественных произведений об осени, рассматривание картин, отгадывание загадок, рисование «Осень», дидактические игры, составление гербариев, целевые прогулки.
- Самостоятельная деятельность: рассматривание открыток «Цветы», рассматривание энциклопедий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, и они не знают, как вас зовут.
Давайте представимся: друг другу улыбнёмся и назовём ласково по имени того, кто рядом стоит.
У нас нарядный зал, а вы помните, какой праздник у нас здесь был недавно?
Как вы думаете: осень - это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Стук в дверь, влетает сорока
Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Осень в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.
Воспитатель: Ребята, сорока очень быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила? … А как же мы найдём сюрприз? ...Где находится ключик?
Сорока: Вспомнила: было сказано вам передать - строго все правила соблюдать и задания выполнять (сорока отдаёт детям лист бумаги и улетает).
Воспитатель: Что же это за лист бумаги? Как вы думаете? …Да это же карта, с помощью которой мы сможем отыскать ключик. Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указана на карте, и преодолеть все препятствия. Вы хотите отправиться в путешествие? (Воспитатель предлагает детям смотреть на карту и определять маршрут движения.) Смотрим по стрелочкам, куда мы отправляемся.
Звучит музыка
Вот мы оказались в осеннем лесу. Вы чувствуете, как свеж и чист лесной воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А что вы слышите в осеннем лесу?
1 задание: «Убрать листья с тропинки», но сначала надо назвать - с какого дерева этот лист, и как он называется. (С берёзы – берёзовый лист, с осины – осиновый, с тополя – тополиный, с рябины – рябиновый лист, с дуба – дубовый, с клёна – кленовый). Затем идём по узенькой тропинке. (Воспитатель предлагает детям из листьев сделать в группе подарок малышам аппликацию)
Посмотрите на карту, куда мы направляемся дальше? (К болоту). А по болоту мы сможем пройти? (Обходим вокруг)
2 задание:
Звучат голоса птиц
А еще скажите мне -
Знаете вы птиц?
Как у них сейчас дела -
Воробьёв, синиц?
Посмотрите, сколько много птиц. Подумайте, как их можно разделить на две группы. Почему вы их именно так поделили?
Хотите поиграть в игру-шутку? Скажите, что тут неправильно? Почему?
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, куницы, кукушки, уточки и мошки.
Прилетели птицы: голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, лебеди и утки
– И спасибо шутке.
3 задание: Разобрать камни, лежащие на дороге, чтобы пройти дальше. (На каждом камне изображение животного)
Много разных зверей
В лесу обитает.
Как детёнышей их звать?
Кто точно знает?
Словесная игра «Закончи предложение»
У волчицы родились ……(волчата)
У медведицы косолапые….(медвежата)
У белки прыгают ……….(бельчата)
У лисицы хитрые……...(лисята)
У ежихи родились……….(ежата)
У лосихи есть………(лосята)
У оленихи красивые…….(оленята)
У зайчихи пушистые……..(зайчата)
(Воспитатель раскладывает картинки животных в три обруча)
- Медведь, ёж (ложатся в спячку на зиму).
- Белка, заяц (меняют окраску).
- Волк, лиса, олень, лось (к зиме появляется тёплый подшёрсток)
Как вы думаете, почему животные поселились в разные домики?
Трудности все позади,
Что же будет впереди?
Нашли ключик и сундучок, а в сундучке семена разных растений (тыквы, подсолнечника, гороха и др.).
Вы хотите сделать из семян цветы в память о сегодняшнем осеннем путешествии? Вы готовы? А пальчики ещё не готовы. Сначала сделают наши пальчики гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять, Дети поочерёдно загибают пальчики.
Будем листья собирать Сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, листья рябины, Загибают пальчики, начиная с большого.
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. Шагают по левой ладони средним и указательным пальцами правой руки.
Закройте глаза и подумайте, какое растение, вы хотели бы сделать. Может кто-то из вас хочет выполнять работу вместе с другом? Подумайте и договоритесь.
Дети выполняют работу, в это время звучит лёгкая спокойная музыка
А сейчас поиграем в игру «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» (подвижная)
- Лист опадает?
- Грач прилетает?
- В речке тёплая вода?
- Новый Год придет когда?
- Медведь в берлогу спать ложится?
- Снежинка первая кружится
- День становится короче?
- Воробьи кричат всё громче?
- На юг все птицы улетают?
- В саду малина поспевает?
- На окнах ледяной узор?
- На берёзках золотой убор?
- Картофель все в садах копают?
- Под жарким солнцем загорают?
- Когда все вместе в первый раз вы пойдёте в первый класс?
Настроение детей. (В гостях у 4 времен года.)
Обращение к карте.
Понравилось ли сегодняшнее путешествие и что именно запомнилось?