Цели:
- познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов;
- воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;
- воздействовать на положительные эмоции учащихся;
- пробудить у них чувство сопереживания, гордости за свою Родину.
Оборудование и материалы: магнитофонная запись колокольных звонов, песня «Малиновый звон», песня «Вечерний звон» в оркестровом исполнении, фотография Колокольни Ивана Великого, звонниц Новгородского кремля и Ростова Великого, фотографии из альбома «Иллюстрированная история Москвы»: сцена из оперы М.П. Мусорского «Борис Годунов», из альбома «Русская православная церковь» - картина М. Нестерова «Убиенный царевич Димитрий», из альбома «М.И. Глинка» - сцена из оперы «Иван Сусанин», из альбома «Художественные сокровища Московского Кремля» - фотографии Царь-колокола, диафильм: «Царь-пушка и Царь-колокол», пластинки: «Ростовские звоны» и «Колокольные звоны», «Беседы о музыке. М.И. Глинка и его опера «Иван Сусанин», отрывок из д/ф «Конец Смутного времени», кинофрагмент из д/ф «Малые музеи Санкт-Петербурга». Музей музыкальных инструментов».
Оформление доски: тема урока, цели и выводы урока, эпиграф, названия самых известных колокольных звонов, опорные слова, иллюстративный материал, демонстрационный экран.
Приёмы и методы: лекция-беседа учителя с демонстрацией учебного материала, литературно-художественный монтаж.
ХОД УРОКОВ.
Звучит старинный вальс «Вечерний звон», на его фоне учитель или заранее подготовленный ученик читает стихотворение
«Над Русью бьют колокола».
Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно.
Как будто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошёл над распрями.
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.
Над Русью бьют колокола
Из дальнего и близкого,
Где горький пепел и зола
Восстали обелисками.
Кричат, кричат колокола
По тем, кто гордо выстоял,
Чей стон, чей крик из-за угла
Оборван подлым выстрелом.
Над Русью бьют колокола
С отчаянной надеждою.
Как прежде в небе два крыла,
Но ветер не по-прежнему.
Он бьёт в лицо, он валит в с ног,
Трезвея от всесилья.
И дайте срок. И дайте срок…
Бьёт в колокол Россия!
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит открыть ещё одну страницу в истории отечественной культуры. Постараемся прочитать, подумать, окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими.
«Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он…»
Кто из вас не знает этой проникновенной мелодии, кто не замирал, поддаваясь её очарованию?
Русские колокола – это, можно сказать, материализованные знамёна духовного развития России. Пытливому слушателю они открывают возможность общения с прошлым нашего Отечества. Исследователи называют их «звонкими иконами».
Колокола – это одно из таинств бытия, недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню.
Известный исследователь прошлого С. Смоленский писал: «Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов – у нас и простор для такой музыки».
Сегодня на уроке нам предстоит ответить на три вопроса:
- Можно ли сегодня понять искусство колокольного звона?
- Соизмеримо ли оно с нашим временем?
- Это искусство церковное или светское?
II. Совершим небольшое историко-художественное путешествие в прошлое, перелистаем страницы, рассказывающие об искусстве колокольных звонов, и ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Учащиеся рассказывают о колокольных звонах по материалам, подготовленным по заданию учителя к этому уроку.
- Колокольные звоны были известны на Руси ещё с X века, со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний. Многие века они сопутствовали жизни народа, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали празднества.
- Не повезло колокольным звонам в XX веке. Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремлённые ввысь колокольни, а вместе с ними гибли колокола. И не только войны были тому причиной. Страшнее оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.
- Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремёсла. А по своей художественной сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.
- Но можно ли понять это искусство сейчас? Соизмеримо ли оно с нашим временем? И, наконец, это искусство церковное или светское? Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить наше прошлое, нашу историю, понять те жизненные истоки, которые взрастили и питали на протяжении веков колокольное искусство.
- Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с запада первоначально как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался как нельзя кстати. Но сигнальные звоны – это ещё не искусство, а лишь предтеча его. К тому же, распространение колоколов в первые десятилетия принятия христианства на Руси не носило массового характера. Они были ещё редки и невелики по размерам, к тому же, как сообщают летописи, часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений с татаро-монгольскими захватчиками.
- Вот как написано об этом в одной древнерусской летописи: «Взят же бысть Киев марта в 8 день в лето 6678 (1170 г.)…и грабиши два дни весь град, … и ризы и колоколы все поламаша и все святыни…»
«…того же лета (1408 г.) погорел град Ростов и церкви каменные…и колоколы разлившася…»
«…пришедший безбожный татрове изгоном к Владимиру-граду и много зла сотвориша… от того огня и колоколы разливашася…»
- Колокольные звоны на Руси особенно интенсивно стали развиваться, начиная с XVI века, да так, что вскоре Русь по размаху колокольно-литейного дела, величине колоколов, их силе звучания превзошла все остальные европейские страны. Летописи, излагавшие события того времени, пестрят упоминаниями о колоколах.:
«Того же лета совершена бысть соборная и великая церковь Успения Богородицы на Москве при благоверном великом князе Иване Васильевиче… Бысть же та церковь чюдна вельма вличеством и высотою и звоностью и пространством: такова же прежде того не бывала на Руси».
- Причин этому несколько. Важнейшая из них связана с общественным развитием Русского государства после свержения татаро-монгольского ига. Стремление к силе, мощи в ЕДИНСТВЕ – вот самое важное и действенное общественное движение на Руси. Этой сфере духовных запросов русских людей ответили колокольные звоны. Мощные звуки колокола сзывали народ на вече, где господствовала общность людей, вырабатывалось для всех единое мнение. Несчастье на Руси – «вопит» во всю мощь набат, а в обыденной жизни звучали будничные колокола, собирая народ для выполнения христианского ритуала. В различных обстоятельствах действительности, в гражданской и церковной жизни колокола – это глашатаи важного для всех события, призыв к общности людей, ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ.
- Колокольные звоны для русских людей – это неумолимый счёт времени, регламентация течения времени, жизни, это голос предков, некое таинство, которое не каждому дано постигнуть. Наконец, - это искусство, позволяющее выразить своё вдохновение, показать свой талант. Русским звонарям не было равных. Именно они – народные музыканты – изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы. Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов.
- Известный музыкант-этнограф Степан Васильевич Смоленский писал: «…церковный звон давно стал у нас народным искусством. Здесь видны и чувствуются родные красоты и свои, русские формы».
- Единство народной песни и колокольных звонов прослеживается в самых разных аспектах. Ведь для русских звонарей народная песня – это музыкальная форма, эталон, духовное начало каждого человека. Это образец для подражания.
- Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определёнными назначениями, явилось основой для формирования её жанровых разновидностей.
Благовест, перезвон праздничный, проводной (погребальный), звоны будничный, свадебный, красный, великий, встречный, пасхальный – вот основной перечень жанров, который дополняется различными видами звонов региональных традиций и местных «школ».
III. Характеристика звонов.
Учитель использует магнитофонную запись колокольных звонов
и характеризует каждый из них, объясняя особенности и отличия.
БЛАГОВЕСТ – одиночные, равнодлительные и спокойные удары в один колокол. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему звону.
ПЕРЕЗВОН ПРАЗДНИЧНЫЙ – это удары во все колокола поочередно по несколько раз, завершившиеся мощным заключительным аккордом «во все».
ПРОВОДНОЙ (ПОГРЕБАЛЬНЫЙ) – его трагическое мелодическое звучание символизирует связь земли и неба – одиночные удары во все колокола поочередно от низких к высоким и наоборот – от высоких к низким, после чего следует остродиссонирующий удар во все колокола одновременно, звучащий, словно надрывный вопль поющих голосов.
БУДНИЧНЫЙ – прост по своей структуре. Звучит с использованием нескольких малых колоколов. Будто узорами вьются колокола в будничном звоне.
ПРАЗДНИЧНЫЙ – особенно любим в народе. Он – отражение политического склада русских людей, их умения радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Праздничные звоны очень разнообразны по своему музыкальному содержанию. Они отличаются эпической торжественностью звучания великих колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. Такая музыкальная образность воссоздает в музыке колокольного звона стихию народного торжества и ликования.
Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры.
В чём же заключается такая непостижимая ещё людьми сила колокольного звучания? Возможно, в том, что в главный металл изготовления колоколов – медь – добавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Например, серебро используется для открытого и звонкого звука; для закрытого – сталь; для резкого - золото; платина – для нежного звучания. Чугун придаёт звону тишину и спокойствие; в бронзе – волнистую глухоту в виде крупных, рельефных волн.
Звучат колокольные звоны. Ученик читает стихотворение
Степана Щипачёва «Звонят колокола».
Звонят в России колокола.
Но это –
не богу хвала,
а предкам нашим,
загинувшим где-то.
Умельцы,
бедами тёртые,
для каменных белых церквей
лили колокола
и к металлам твёрдым
прибавляли частицу души своей.И колокола – грозны и певучи –
то бьют набатом,
то благовест льют.
Звонят в России колокола,
но это не богу – искусству хвала.
Звучит песня А. Морозова «Малиновый звон».
Учитель. С давних пор на Руси известно выражение «малиновый звон». Сразу возникает ассоциация с чем-то особенно приятным, сладким, вкусным. На самом деле, название «малиновый звон» произошло вовсе не от ягоды малины. Есть в Бельгии город Мехелен (Малин), стоит он на реке Диль. Там есть собор Синт-Ромбаутскерк, построенный в XIII-XVI веках. Он известен своим красивым колокольным звоном – отсюда название.
К сожалению, не все колокольни могут выполнять в настоящее время своё прямое назначение, но радует то, что многие сохраняются в своём первозданном виде как памятники архитектурного зодчества, и мы можем многое рассказать об их удивительной истории. Одна из них – Колокольня Ивана Великого на территории Московского Кремля.
Рассказ ученика об истории появления Колокольни Ивана Великого.
Колокольня Ивана Великого и звонница.
Колокольня Ивана Великого – архитектурный центр Московского Кремля. Это величественная трехъярусная златоглавая башня, строительство которой велось под руководством архитектора Бона Фрязина в 1505-1508 годах. Название башни происходит от слова «Иван» по имени святого Ивана Лествичника, а «великий» указывает на необычайную высоту нового сооружения. Колокольня Ивана Великого совмещала функции сторожевой и сигнальной башни, с которой хорошо обозревались окрестности столицы.
По простоте замысла, масштабу, совершенству пропорций и лаконизму колокольня Ивана Великого – одно из величайших произведений мирового искусства.
Несмотря на постройку могучей башни, её колоколов для Кремлёвских соборов оказалось недостаточно. Поэтому в 1532-1543 годах архитектор Петрок Малый возводит рядом огромную соборную звонницу с широкими пролётами для больших колоколов.
В давние времена колокола, размещённые на этих постройках, звучали ладным перезвоном «во дни торжеств и бед народных».
Вот как описывает работу звонарей очевидец: «Для звона употребляются двадцать четыре человека и даже более, они стоят на площади внизу и, ухватившись за небольшие верёвки, привязанные к двум длинным канатам, висящим по обеим сторонам колокольни, звонят таким образом все вместе, то с одной стороны, то с другой стороны».
Всего на колокольне и звоннице висит двадцать один колокол. Каждый украшен тонко исполненным барельефным орнаментом, клеймами и надписями. Самый большой колокол – Воскресенский, весом 4 000 пудов, помещён в центре звонницы.
В 1600 году по указанию царя Бориса Годунова колокольня была надстроена и достигла 81 метра. Долгое время это стройное ярусное сооружение было самым высоким зданием на Руси. (в 60-е годы XX века во время строительства Кремлёвского Дворца съездов два этажа его были спущены под землю, чтобы не нарушить композиционное единство Кремлёвских сооружений, и таким образом Колокольня Ивана Великого осталась самым высоким строением на территории Московского Кремля.)
Учитель. Рядом с колокольней Ивана Великого находятся два шедевра русского литейного искусства: Царь-пушка и Царь-колокол. Посмотрим диафильм о Царь-колоколе.
Просмотр первой части диафильма «Царь-пушка и Царь-колокол»
(Содержание титров 2 части)
Царь-колокол
Вернёмся почти на два с половиной столетия назад. Тревожное это было время. Недавно в Москве умер от оспы юный император Пётр II, внук Петра I. Воспользовавшись этим, дворяне – члены Верховного Тайного совета – попытались ограничить царскую власть.
Они призвали на престол Анну, дочь Ивана V, бывшего когда-то соправителем Петра I. Анна – в ту пору захудалая Курляндская герцогиня – легко согласилась подписать грамоту, ограничивавшую её право, лишь бы занять престол. Но, прежде чем короноваться по древнему обычаю в Москве, в Успенском соборе, новая императрица разорвала эту грамоту.
Для России наступили тяжёлые времена: фактически правителем страны стал фаворит Анны курляндец Бирон.
Чтобы не обострять обстановки, Анна решила проявить себя ревнительницей православия. Она велела отлить небывалой величины колокол. Лет за тридцать до того, при пожаре, был повреждён огромный колокол, весивший восемь тысяч пудов. Анна приказала, чтобы новый весил десять тысяч.
Отлить колокол ещё труднее, чем пушку: нужно, чтобы он не только был крепкий и красивый, но чтобы он и звенел красиво. О том, чтобы поручить это дело русскому мастеру, правительство и не думало. Самому генерал-майору Миниху велели поискать кого-нибудь за границей.
В Париже Миних заказал колокол знаменитому Жерменю, королевскому золотых дел мастер и члену Академии наук, который, как писал Миних, «по сей части преискуснейшим считается механиком. Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил».
А надо вам сказать, что Миних ещё преуменьшил вес колокола, назвав девять, а не десять тысяч пудов. В конце концов Жермень сделал проект колокола, но только на восемь тысяч пудов, каков был и старый колокол. Миних, довольный, вернулся в Россию.
Московский Пушечный двор и в восемнадцатом веке был важным центром литейного дела. Там лили не только грозные пушки, но и мирные колокола.
Среди его работников был «артиллерийских дел колокольный мастер» Иван Фёдоров сын Моторин. Он и взялся вместе со своим сыном Михаилом, помощниками Гаврилой Смирновым и Андреем Маляровым лить колокол небывалой до тех пор в мире величины.
Моторины были потомственные литейщики. Их предок работал на Пушечном дворе ещё при Чохове. Проект академика Жерменя они забраковали: стенки колокола получались слишком толстыми, отчего он имел бы глуховатый звук. Моторины взялись сделать колокол, стенки которого будут тоньше, но размер ещё больше, а вес – десять тысяч пудов.
Царские чиновники с этим согласились: ведь такого было и первоначальное задание. Но такой большой колокол не потащишь через весь город – надо было лить его там, где собирались повесить –у главной московской звонницы в Кремле, возле самого Ивана Великого.
Форму для колокола делали так же, как и для пушки: по восковой модели. Только модель была ещё огромнее. Работали в специально вырытой яме, чтобы легче потом было заливать металл. Над ямой устроили плавильные печи.
Работали днём и ночью, но царская канцелярия задерживала жалование, «от чего, – писал Моторин, – в пропитании моём претерпеваю немалую нужду и скудость.
Наконец форма была готова. Но из чего же отливали Царь-колокол? Откуда взяли такое огромное количество металла? Конечно, прежде всего в дело пошли обломки старого колокола – ни много ни мало – восемь тысяч пудов бронзы.
К ним прибавили ещё больше трёх с половиной тысяч пудов красной меди, почти три тысячи пудов лома других старых колоколов, тысячу пудов прутового олова и даже сорок пудов старых медных монет. Всего около пятнадцати тысяч пудов меди и олова (ведь бронза – сплав этих металлов). При тогдашней технике нужно было предусмотреть большие потери.
Вот начали действовать все четыре печи. По каналам потекла уже в форму бронза. Но через два дня две печи вышли из строя, ещё через день отказала третья печь. Литьё пришлось прекратить. От возникшего пожара едва спасли саму форму
Это было в ноябре 1734 года. На год работы были приостановлены, а когда Анна вновь приказала отлить колокол, Ивана Моторина уже не было в живых.
Работу продолжали Михаил Моторин, Гавриил Смирнов и Андрей Маляров. В ноябре 1735 года колокол наконец был отлит. Но это, как говорится, только полдела. Следовало ещё поднять его на звонницу, а весил Царь-колокол даже не десять, как было задумано, а двенадцать тысяч пудов.
Полтора года оставался он в яме, в которой был отлит. Уже построили леса для его подъёма, когда в Кремле вспыхнул пожар. Загорелись и эти леса. Колокол мог снова расплавиться.
Раскаленный колокол стали поливать водой, чтобы спасти его. От резкого охлаждения он весь растрескался, и от него отскочил «маленький кусочек» весом... – около семисот пудов (почти одиннадцать тонн). Так Царь-колокол и остался в яме.
Прошло ещё более ста лет, прежде чем колокол всё же вынули из ямы. Царствовал тогда Николай I, приходившийся Анне двоюродным правнуком. Он поручил поднять Царь-колокол знаменитому инженеру Монферрану – строителю Исаакиевского собора в Петербурге.
Монферран разработал проект, по которому колокол подняли с помощью сложной системы лебёдок и блоков и поставили на заранее подготовленный постамент. На это зрелище собралось много народа.
С тех пор Царь-колокол стоит на своём постаменте у кремлёвской звонницы как памятник высокого мастерства русских литейщиков.
Учитель. Издавна Русь славилась колоколами. Их звон сопровождал человека с рождения и до самой смерти: будил по утрам, созывал на праздники и похороны, предупреждал о пожарах и вторжениях врагов... Едва заслышав колокольный перезвон, по частоте боя и тональности люди узнавали о происшедшем событии. Каждый колокол обладал своим голосом, привычным уху горожанина, легко узнаваемым в богатейшей гамме звуков многих сотен подобных ему и весте с тем неповторимых. Городские колокола составляли гигантский ансамбль, в котором каждый исполнял свою партию. Главные же роли принадлежали кремлевским звонницам. Как правило, перезвон начинал самый большой городской колокол, висевший на деревянной звоннице в центре Соборной площади. Об этом сообщается под 1486 г. Известно, что в 1532 г. мастером Николаем Немчином для городской звонницы был отлит колокол, весивший свыше 16 т. Еще больших размеров достигал Большой успенский колокол 1599 г., его вес приближался к 18 т. Через полвека его сменяет новый гигант (128 т), прослуживший только год. Ровно столько же времени потребовалось для отливки другого, еще более мощного (182 т). Этот колокол буквально потрясал человеческое воображение. Его звуки сравнивались с ударами грома. Антиохийский священник Павел Алеппский, посетивший Россию в 60-х гг. ХУII в., писал об этом чуде: «Ничего подобного этой редкости великой, удивительной, единственной в мире нет, не было и не будет; она превосходит силы человеческие». И все-таки несколько десятилетий спустя предпринимается попытка совершить невозможное. Поводом к этому стала гибель знаменитого колокола во время кремлевского пожара 1701 г.
Ученик читает стихотворение Дмитрия Кедрина «Колокол»
КОЛОКОЛ
В колокол, мирно дремавший,
Тяжёлая бомба с размаха
Грянула…
А.К. ТолстойВ тот колокол, что звал народ на вече,
Вися на башне у кривых перил,
Попал снаряд, летевший издалече,
И колокол, сердясь, заговорил.Услышав этот голос недовольный,
Бас, потрясавший гулкое нутро,
В могиле вздрогнул мастер колокольный,
Смешавший в тигле медь и серебро.Он занл, что в дни, когда стада тучнели
И закрома ломились от добра,
У колокола в голосе звенели
Малиновые ноты серебра.Когда ж врывались в Новгород соседи
И был весь город пламенем объят,
Тогда глубокий звон червонной меди
Звучал, как ныне… Это был набат!Леса, речушки, избы и покосцы
Виднелись с башни каменной вдали.
По большакам сновали крестоносцы,
Скот уводили и амбары жгли…И рухнули перил столбы косые,
И колокол гудел над головой
Так, словно то сама душа России
Своих детей звала на смертный бой!
Учитель. В нашей истории есть немало фактов, когда чужеземные завоеватели, а бывало, и деспоты-правители, стремившиеся унизить русского человека, до конца сломить его дух, не только жестоко расправлялись с побеждёнными, но издевались и над колоколами: брали в плен, публично секли их плетьми, казнили – рвали языки, сбрасывали с колоколен, разбивали о землю. Откроем ещё одну страницу русской истории и культуры.
Рассказ ученика «Убийство царевича Дмитрия».
Никогда ещё не бывало в Московском государстве, чтобы царский родич, хотя бы именитый боярин, достигал такой высокой чести и такого могущества, как Годунов: он был настоящим властителем государства; Фёдор Иванович, сын Ивана Грозного, был царём только по имени. Борис Годунов понимал, что всё величие больного и бездетного царя крайне непрочно. Жить ему оставалось недолго. Но знал Годунов и то, что в Угличе подрастает царевич Димитрий. Ему было уже около девяти лет. Мать и дядья его с нетерпением ожидали его совершеннолетия. Царица вообще зорко смотрела за сыном, не отпускала его от себя. 15 мая она замешкалась почему-то в хоромах, а мамка Волохова, участница заговора, повела царевича гулять во двор. За ней пошла кормилица. На крыльце убийцы уже поджидали свою жертву. Сын мамки, Осип Волохов, подошёл к царевичу.
- Это у тебя, государь, новое ожерельице? – спросил он, взявши его за руку.
- Нет, старое! – отвечал ребёнок и поднял голову, чтобы дать лучше рассмотреть ожерельице.
В руках убийцы сверкнул нож, удар был нанесён. Злодей пустился бежать. Царевич упал. Кормилица прикрыла его собой и стала кричать. Тут выбежала мать и начала вопить в исступлении. На дворе никого не было. Вдруг в соборной церкви ударили в набат. Народ сбежался со всех сторон, думая, что случился пожар. На дворцовом крыльце увидели тело царевича с перерезанным горлом. Соборный пономарь видел с колокольни всё и поэтому ударил в колокол. Народ сбежался и произвёл свою. Кровавую расправу. Всех убитых и растерзанных народом было 12 человек. Угличане подверглись опале. Одних предали лютой казни, другим отрезали языки, множество народу было сослано в Сибирь. Сложилось в народе предание, что Борис Годунов из Углича сослал в Сибирь даже тот колокол, в который били в набат в час смерти царевича. В Тобольске до сих пор показывают этот колокол, а в одном из музеев Углича можно увидеть его язык.
Просмотр кинофрагмента из д/ф «Конец Смутного времени»
Учитель. Мы уже отметили выше, что музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Какую сложную гамму чувств рождают колокольные звоны в операх Н.С. Римского-Корсакова «Псковитянка», Н. Бородина «Князь Игорь». Послушаем отрывки из оперы М.П. Мусорского «Борис Годунов» и финал оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Звучат музыкальные фрагменты с использованием колокольных звонов.
Учитель.В художественной литературе тоже немало примеров использования описания колокольных звонов. Русские писатели раскрывали с их помощью сложный духовный мир своих героев, делали колокольные звоны звучащим фоном грандиозных событий, происходивших в нашей истории.
Ученик читает отрывок из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
со слов: «Был сильный мороз». До слов: «Мороз хрустел, курился».
Ученик читает отрывок из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Со слов: «Ещё несколько ступеней, и они все вошли на первую площадку колокольни». До слов: «…но звук, наверное, не распространялся дальше площадки колокольни».
Просмотр кинофрагмента из д/ф «Малые музеи Санкт-Петербурга»
Учитель. Итак, сделаем выводы. Что же представляют собой колокольные звоны? Искусство церковное или светское? Ответим просто: это –
человеческое искусство.
Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберёг духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке.