Цели:
- совершенствовать умение распознавать части речи,
- повторить изученные орфограммы.
Оборудование: изображение леса, музыкальное сопровождение, кроссворд, карточка №1, карточка №2, изображение лекарственных растений.
Ход урока
I. Вводная часть.
1. Настройка на урок.
– Еще раз поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо.
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в маленькое путешествие. А куда мы отправимся, вы сможете узнать, отгадав загадку.
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Сашу – земляникой,
Таню – костяникой,
Сережу – сыроежкой,
Леночку – малинкой
Алешу – хворостиной.
Что это за богатырь? (Лес)
– Итак, мы сегодня отправимся в лес по учебной природной тропинке. В этом путешествии мы проверим свои знания по теме: «Части речи».
II. Обобщение и закрепление пройденного.
1. Минутка чистописания.
– Закройте свои глазки и давайте отправимся в путь.
Тропинка, тропинка.
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка
Словно нитка из клубка.
(Под музыку со звуками леса).
– Вот мы и попали в наш сказочный лес (рисунок). Какие звуки вы слышите? (Жужжание насекомых).
– Давайте, изобразим вот такой полет пчелы, вспомнив правописание некоторых элементов. Письмо должно быть безотрывным
– Обведите мои образцы и пропишите строчку до конца. Обратите внимание на то, что пчела летает плавно.
– Вспомните, какой звук обозначает буква ж?
– Проанализируйте его. (Согласный, твердый, звонкий, парный).
– Придумайте слова с этим звуком.
2. Словарная работа. Работа в бригадах.
– Попав в лес, вы сразу услышали жужжание различных насекомых. Расскажите, что вы видите вокруг себя?
– Конечно, вы видите множество растений, которые окружают вас. А что это за растение вы сможете узнать, разгадав загадки, которые приготовили ваши одноклассники (выходят подготовленные дети и загадывают загадки о растениях)
– На какие группы можно разделить записанные вами растения? (Деревья, кустарники, травы).
– Без какого органа не может жить ни одно растение? (Без корня).
– А может ли слово жить без корня? (Нет).
– Давайте найдем корень в словах, обозначающих деревья. (Устно).
– Подберите родственников к слову осина, проведя работу в парах. (Осинка, осиновый, подосиновик, осинник).
– Какие слова вы можете дополнить?
– Оцените работу пары.
– Запишите слово березка и разберите его по составу. (Один с места).
3. Имя существительное.
– К какой части речи относятся проанализированные нами слова?
– Что называется именем существительным?
– Приведите примеры имен существительных с вопросом.
– Почему к одним словам вы задавали вопрос кто?, а к другим – вопрос что? (Одушевленные, неодушевленные).
4. Физкультминутка.
– Сейчас я проверю ваши знания. Я буду называть имена существительные. Если слово отвечает на вопрос кто? - вы встаете. Если на вопрос что?- вы сидите.
Учитель зачитывает слова: парта, собака, небо, человек, цветок, дом, куст…..
– Кто ни разу не ошибся? Молодцы.
– Что нужно делать тем, кто ошибся? (Тренироваться).
– Итак, какие же растения растут в нашем лесу?
– Красивые ли они?
– А как изменился бы лес, если бы их не было?
– Могу ли я сказать, что растения украшают нашу жизнь?
5. Имя прилагательное.
а) Повторение.
– Но растения не только украшают нашу жизнь. Они еще кормят нас. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них.
– Прочитайте текст на доске.
Меню.
- Каша гречневая
- Хлеб белый
- Чай с сахаром
– Какие растения дали тебе пищу?
– Назовите имена существительные.
– Какая часть речи добавилась в словах?
– Что мы называем именем прилагательным?
– Приведите примеры имен прилагательных вместе с вопросами.
б) Упражнение в образовании имен прилагательных. Работа с помощником.
– Возьмите карточку № 1, образуйте прилагательные из выделенных слов. Кто первым справится с заданием на своем ряду, тот встает. Они будут моими помощниками.
Суп из грибов –
Сок из яблок –
Кисель из малины –
Каша из риса –
– Кому было трудно? Как вы думаете, почему? Как вы можете себе помочь?
6. Физкультминутка. Имитируют сбор урожая
– Итак, какую еще функцию кроме эстетической выполняют растения? (Дают нам пищу).
7. Глагол.
а) Определение глагола как части речи.
– Наше путешествие по лесной тропинке продолжается. Ребята, посмотрите, какие растения попались нам на пути (показываю).
– Кто знает их названия? (подорожник, ромашка, тысячелистник, липа, крапива, пастушья сумка и т.д.).
– Как можно назвать эти растения? (Лекарственными).
– Почему?
– Прочитайте текст о лекарственных травах, записанный у вас на карточках № 2.
– Какая часть речи пропущена? (Глаголы)
– Что такое глагол?
– Приведите примеры глаголов вместе с вопросом. Молодцы!
– Используя слова для справок, подберите нужный глагол и спишите текст. (Самостоятельно).
– Проверти работу своего товарища. Оцените ее. Обоснуйте свою оценку.
– Итак, какую еще ползу, приносят растения.
8. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
– Эти растения не только очень полезны. Они еще очень ароматны. Давайте подышим их ароматом.
9. Творческая работа.
– Итак, какую же пользу приносят растения человеку?
– Могут ли люди жить без растений?
– Дополните предложение, которое записано у меня на доске своими мыслями.
Люди не могут жить без растений, потому что ...
– Прочитайте, что у вас получилось.
– Чье высказывание вам понравилось больше?
– Как вы думаете, безграничны ли запасы растений на Земле?
– Что нужно делать, чтобы их запасы не иссякли?
– Правильно, их нужно беречь.
III. Обобщение. Подведение итогов. Самооценка.
– Итак, наше путешествие подходит к концу.
– О чем мы говорили? Какие части речи повторили, путешествуя по тропинке?
– Вы молодцы, очень хорошо работали. На какую оценку вы сами оцените свою работу. Почему?
– Над чем вам еще надо поработать.
IV. Домашнее задание.
1. Написать несколько предложений о красоте леса.
2. Нарисовать и подписать плакат, призывающий охранять природу (бригадой).