Одной из задач подготовки специалиста является формирование у него умений творчески и разносторонне решать профессиональные задачи. В связи с этим в преподавательской среде постоянно ведутся поиски новых эффективных форм и методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы студентов, стимулировали их к самостоятельной работе над изучаемой темой. В своей педагогической деятельности наиболее приемлемой формой мы считаем проведение интегрированных занятий, которые предполагают соединение обучения двух и более дисциплин.
Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Но главное выбор напарника, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости.
Поэтому такие занятия планируются только с тем коллегой, который вызывает личную симпатию. Поскольку ход интегрированного занятия непредсказуем, то и роли педагогов динамично меняются.
На следующем этапе совместно определяется вид интегрированного занятия: урок-беседа, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п.
Каждый вид занятия предполагает свое целеполагание,
конструирование и структурирование учебного материала.
Педагогическая
технология подготовки интегрированного урока включает в себя:
- Согласование педагогами содержания и методики преподавания;
- Характер общения и отношений с учащимися и между собой в ходе занятия.
На наш взгляд, целесообразно проводить уроки информатики интегрированно со спецдисциплинами и практической профессиональной деятельностью. В противном случае у студентов создается впечатление об обособленности информатики от их специальности, и они не видят возможности ее практического применения в своей профессии.
Для студентов, обучающихся по специальности 151001 «Технология машиностроения», 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования машиностроения» проводились интегрированные занятия по дисциплинам «Информатика и ВТ» и «Технологическое оборудование».
Замысел интегрированного занятия по выше указанным учебным дисциплинам заключается в обобщении и систематизации знаний по разделам «Microsoft Power Point» и «Металлорежущие станки», в усвоении изученного материала и развития творческого потенциала личности.
Задание для студентов заключается в создании слайд-фильма (презентации) средствами Power Point. Windows-приложение Power Point предназначено для создания и редактирования произвольных презентаций и их демонстрации при достаточно больших возможностях анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, кино- и звуковых файлов. На слайдах можно представить тему задания, основные положения, краткий текстовый комментарий, а также слайды могут составляться из рисунков, схем, фотографий. Часть схем и рисунков могут быть импортированы из учебных пособий и другой доступной литературы (предварительно отсканированные и обработанные в Photoshop), а также – из сети Интернет.
Освоение этой офисной технологии является весьма полезным, причем по многим причинам: приобретаются навыки цивилизованного сопровождения доклада, умение выделять ключевые мысли сообщения, развивается эстетическое чувство и т.д.
Как организовать работу студентов при непосредственном выполнении задания? Здесь уместно использование метода малых групп, который особенно оправдан при недостатке компьютерного оборудования. Характерной особенностью этого метода является деление аудитории на подгруппы, включающие учащихся с разными учебными возможностями или формирующиеся по желанию самих обучаемых. При этом учащиеся получают дополнительную возможность активизировать свою познавательную деятельность, имея полную свободу обсуждения.
При выполнении заданий большого объема каждая малая группа (микрогруппа) может работать над индивидуальным заданием или выполнять некоторую часть единого задания. Поскольку существуют временные ограничения для изучения принципов создания презентаций, достаточно работы с небольшим количеством слайдов. Поэтому при выполнении задания по созданию презентации рекомендуется каждой микрогруппе создать часть кадров на заданную тему, а затем смонтировать слайд-фильм, содержащий полную информацию. После выполнения задания каждая малая группа представляет свою часть работы, а затем учебная группа обсуждает и анализирует полученные результаты.
Рассмотрим пример организации работы при создании
слайд-фильма на тему «Станки токарной группы».
Особенностью этой работы является то, что на первом этапе студенты
параллельно изучают материал согласно специфике дисциплин:
1. На
занятиях информатики происходит обсуждение правил подготовки
презентаций:
- Презентация с точки зрения информационных технологий.
- Назначение приложения Microsoft Power Point. Объекты обработки.
- Запуск программы. Способы создания, сохранения и открытия презентации.
- Диалог при начале работы.
- Быстрый способ создания презентаций с помощью Мастера автосодержания.
- Использования шаблона дизайна и авторазметки.
- Режимы работы со слайдами.
- Этапы создания презентаций средствами Power Point.
На занятиях спецдисциплины по разделу «Металлорежущие станки» студенты изучают назначение, технологические возможности, устройство и принцип работы металлорежущих станков.
Постановка задачи создания слайд фильма (презентации) «Станки токарной группы» и ее структурирование.
2.1. Определение назначения данной презентации (например, слайд-фильм, сопровождающий доклад).
2.2. Обсуждение содержания презентаций. (Например, в качестве отдельных разделов она может содержать описание отдельных моделей станков).
2.3. Выделение основных модулей презентации. (В данном случае это будут несколько слайдов описания отдельного станка – расшифровка модели станка, назначение и область применения, технические характеристики станка, основные движения, изображение станка с указанием основных узлов, принцип работы).
2.4. Обсуждение общего дизайна презентации.Создание отдельных модулей слайд-фильма в микрогруппах.
3.1. Обсуждение содержания кадров.
3.2. выбор соответствующего макета в режиме слайдов.
3.3. Заполнение макета.- Анализ и обобщение результатов работы.
4.1. Представление блоков презентации членами микрогруппы.
4.2. Обсуждение сценария и монтаж фильма.
Демонстрация фильмов.
5.1. Обсуждение основных
принципов демонстрации.
5.2. Подготовка демонстрации.
5.3.
Демонстрация слайд-фильма параллельно с сообщениями докладчиков.
Фрагменты слайд-фильма, иллюстрирующие главные и
вспомогательные движения и кинематическую схему станка 16К20,
представлены на рис. 1.
Создание и редактирование презентации – основная часть работы со слайд-фильмом. Она сопровождается активным обсуждением в микрогруппах вопросов, касающихся теоретических и практических знаний о металлорежущих станках, содержание текста, размещенного в тексте (нужно суметь выразить главную мысль), формата текста и других объектов, дизайна и т.д., а также средств реализации предложенных идей.
Практика показала, что при интегрированной форме организации занятий студенты совещаются, ищут оптимальные пути деятельности, проявляются творческое мышление студентов, их познавательные способности, а значит, повышается эффективность процесса обучения и общий уровень информационной культуры студентов.
Рис.
1. Фрагменты слайд-фильма на тему «Станки токарной группы»