Модернизация образования – это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным перспективным запросам современной жизни страны.
Начальная школа 21 века – это школа духовного, нравственного, физического развития ребенка. Современная школа должна стать для ребенка домом, семьей. Он должен чувствовать и знать, что есть место, где его всегда любят и ждут, примут таким, каков он есть.
В школе его научат учиться, правильно действовать в трудных жизненных ситуациях, порадуются вместе с ним его успехам, помогут разобраться в неудачах. В такую школу, по моему мнению, хотел бы отдать своего ребенка каждый. «Не навреди!» – призывал академик РАО Шалва Александрович Амонашвилли.
Вот поэтому в основу своей учительской деятельности я взяла его технологию «Школа жизни».
Ориентацией стали следующие задачи:
- способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- облагораживать душу и сердце каждого ребенка;
- развивать познавательные силы детей;
- обеспечить условия для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
- научить быть успешными в жизни.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, сформулированы важнейшие задачи воспитания:
- формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
- духовности и культуры;
- инициативности и самостоятельности;
- толерантности;
- способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество.
Все это повышает социальный запрос на духовно–нравственную, творческую, деятельную, развивающую личность.
С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, детей, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации.
Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности.
Есть на карте нашей Родины незаметная точка. Эта точка поселок городского поселения Чегдомын. Чегдомын в переводе с якутского языка «черный камень», «сосновая вода». Мороз зимой 40 градусов, в крещенские морозы 50 градусов.
Среди сопок, как в чаще, прилег Чегдомын
Он в районе всех краше и нами любим
Чегдомын был построен для наших людей:
Лесников и шахтеров, рабочих, врачей.
Чегдомын, Чегдомын, - тихо шепчет река,
БАМ ты строил, работа твоя не легка.
Чегдомын, Чегдомын, шелестят нам леса
Ты и дом наш, и гордость, и наша краса.
Окружает тебя зелень наших лесов.
Здесь кустарников много и разных цветов
Там адонис желтеет, саранка видна
Тут былиночка сердцу близка и родна.
Так писала уважаемая в поселке учительница русского языка Т. М. Кузнецова.
Сегодня на моей малой Родине живет 33 тыс. 250 человек. В настоящий момент греются у горячих печек – самоделок, т. к. в поселке чрезвычайная ситуация: произошла авария, и нет тепла. О нашей беде знает вся страна и не только: звонят из зарубежных стран.
Не смотря на это, коллектив средней школы № 4 продолжал работать, осваивать новые развивающие программы, современные педагогические технологии, внедрять в практику информационно-коммуникативные технологии, участвовать в различных конкурсах педагогического мастерства, повышать свою квалификацию для того, чтобы идти в ногу со временем.
По моему мнению, школа – в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизма, общественно-экономических отношений, формировать новые жизненные установки личности.
Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Только настоящее, неподдельное человеческое участие педагога, по моему мнению, может затронуть душу и сердце ребенка, научить его сориентироваться, самоутвердиться в жизни, почувствовать духовный и физический взлет, оградить от несчастий, выстоять в беде. Слишком тяжело им выживать в круговороте взрослой жизни.
За 50 лет был наработан богатый исследовательский и практический опыт начальной школы, результатом исследования которого стали значительные изменения в системе начального образования.
Об этом свидетельствует появление вариативных концепций, программ, средств.
2003 году я первой в районе начала апробацию нового комплекта учебников «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградовой. Были намечены цели и задачи апробации, выдвинута гипотеза, нарисован портрет ученика 5 класса, определен мониторинг отслеживания эффективности программы по годам: 2003 – 2004, 2004 – 2005, 2005 –2006, 2006 –2007 год.
Каждый год обучения разделен на 3 этапа: диагностический, практический, обобщающий. В начале года ставила определенные цели и задачи на год, в конце года отслеживала результативность работы.
Такая форма деятельности помогла мне проследить позитивную динамику учебных достижений обучающихся за три года, позитивные результаты ведения внеурочной деятельности, позитивные результаты в качестве классного руководителя, проанализировать активную жизненную позицию класса и каждого ученика в целом, эффективность развивающей программы «Начальная школа 21 века» в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за три года
1.1. Контроль и учет знаний.
Контроль и учет знаний учащихся за 3 года обучения показал, что уровень обученности учащихся составлял – 100% каждый год, качество обучения возрастало:
2003 – 2004 учебный год - 52%
2004 – 2005 учебный год - 58%
2005 – 2006 учебный год - 67 %.
Средний балл за три года увеличился на 15%
Количество учеников в классе из года в год увеличивался:
2003 – 2004 учебный год – 21человек
2004 – 2005учебном году – 24 человека
2005 – 2006 учебном году – 25человек
2006 – 2007учебном году – 28человек
Это свидетельствует о том, что школьники добились значительных успехов в усвоении программного материала. Каждый ученик овладел ведущей деятельностью – учебной. Каждый имеет свой уровень обученности, успешен в обучении. У каждого ученика сформированы познавательные и учебные интересы, им нравиться учиться, комфортно в школе. Обучение у педагога по развивающей программе «Начальная школа 21века» пользуется спросом среди населения поселка.
Таким образом, качественное освоение программы и учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века» Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО позволило мне раскрыть и оптимально развить способности каждого школьника.
Реализация в учебном материале по всем предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечило целостное развивающее воздействие на учащихся.
Приложение № 1 (Аналитическая справка результатов позитивной деятельности педагога)
1.2. Результаты участия в олимпиадах за 3года.
Позитивная динамика и качество знаний повлияла на результаты участия школьников в предметных олимпиадах.
С каждым годом обучения увеличивается количество учащихся, участвующих в предметных олимпиадах в школе.
Ученики класса с удовольствием принимают участие в олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру.
В 2004 –2005 году приняли участие – 40% от всех детей,
в 2005 – 2006году - 56%,
в 2006 – 2007году -65%.
Увеличивается и количество призовых мест:
2004 – 2005год –6 человек,
2005 – 2006 –6 человек,
2006 –2007 год – 8 призовых мест.
В классной копилке находится 12 грамот за успехи, достигнутые в спорте.
Приложение № 2 (Аналитическая справка. Участие в Олимпиадах.)
Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся.
Наблюдается увеличение и повышение качества творческих работ, коллективных проектов.
Оптимистическая вера в наличие творческих способностей у каждого ученика, приоритет положительного стимулирования учения, требовательность, основанная на доверии, активизировала учебную и творческую мотивацию у моих учеников.
Широкое использование новых форм, методов, приемов обучения и воспитания, способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого потенциала.
В течение 3 лет обучения создала оптимальные условия для самовыражения, самореализации учащихся в различных видах познавательной и творческой деятельности на учебных и внеучебных занятиях, в школе.
Инновацией программы «Начальная школа21 века» являются уроки литературного слушания. Они были направлены не только на формирование навыка чтения, но и на воспитание художественного вкуса, умения воспринимать произведения разных жанров, выделять их особенности «со слуха».
Проведение уроков литературного слушания позволило мне развить стойкий интерес к литературе, накоплению читательского опыта, развитию речи и воображения.
В течение 2003 – 2005 года учились создавать книжки-малышки, были редакторами, художниками.
Результатом этих уроков стало выполнение основных дидактических задач:
- развились способности эмоционально откликаться на события, воспитывать чувство сопричастности и сопереживания;
- сформировались умения понимать тему, основную идею произведения, его структуру и языковые средства;
- развилась ориентировка в некоторых жанрах литературы: сказка, стихотворение, рассказ.
Итогом этой инновации стало активное участие детей в создании коллективных творческих работ в школе, центре развития творчества детей и подростков.
Приложение № 3 (Отзыв о сотрудничестве учителя МОУ СОШ №4 и ЦРТД и Ю ).
Приложение №4 (Наши выступления).
В школе учащиеся стали активными журналистами, редакторами в школьной газете начальной школы «Паутинка». У многих учащихся появилось желание писать стихи, сказки, рассказы о себе и окружающем мире.
Приложение № 5 «Стихи ученицы 4 «Б» класса Буевич Лены».
Школьники стали лучшими читателями районной библиотеки, у них развились читательские интересы.
Приложение № 6 (Отзыв о совместной деятельности детей МОУ СОШ №4 и районной библиотеки).
В 2004 – 2005 году приняли участие в выставках «Мамин день», «Защитники Отечества», в создании коллективной фотовыставке в краеведческом музее «Наши ветераны», создавали альбомы о России, родном поселке, о почетных гражданах края, ветеранах труда и тыла, являлись активными участниками мероприятий музея поселка Чегдомын.
Приложение №7 (О совместном взаимодействии учителя МОУ СОШ №4 и краеведческого музея).
В 2005 – 2006 году участвовали в сетевом проекте «Вот мы, какие!», создали фотоальбом детского школьного государства «Творчество», самостоятельно сочиняли стихи.
Приложение №8 (Презентация программы «Начальная школа 21 века»)
В 2005 – 2006 году создали в рекреации школы «Зимний сад», участвовали в конкурсе социально – экологических проектов по туризму в городе Хабаровске.
Приложение №9 (Презентация социально-экологического проекта «Зимний сад»).
Использовала в практике 3 уровня реализации «исследовательского обучения»:
- Ставила перед учащимися проблему и намечала стратегию и тактику ее решения; само решение предстояло найти ученикам самостоятельно.
- Обозначала проблему, но метод ее решения школьник должен был найти самостоятельно.
- Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществлялась учениками самостоятельно.
В результате работы увеличивалось количество исследовательских работ, проектов.
В классе создано «Научное общество» - 5 человек, которые входят в общешкольный клуб «Экотур». Учащиеся ведут свои первые научные исследования, создают мини – проекты по следующим темам:
- «Все о моей кошке» - Шевченко Настя.
- Все о моей собаке» - Федорова Кристина.
- «Наши домашние растения» - Коневская Оля.
- «Зависимость настроения моей мамы от успеваемости дочери – Двенадцатых Насти.
- Зависимость состояния здоровья моей бабушки от погодных условий» - Шим Алина.
Результатом исследований стал первый коллективный проект «Наш поселок»
Приложение № 10 «Наш поселок».
Таким образом, мною были созданы все условия для того, чтобы психическое развитие детей изначально разворачивалось как процесс саморазвития, формировались способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
2. Позитивные результаты ведения внеурочной деятельности.
2.1. Ведение кружков, факультативов.
Большое внимание уделяла внеурочной деятельности учащихся, которая способствовала раскрытию индивидуального потенциала каждого ребенка.
В 2004 – 2005 году вовлечено 23 человека в кружковую работу, что составляет 95%
2005 – 2006году – 24, что составляет 95%
2006 – 2007 году – 27 человек, что составляет 95% от всех учащихся.
На факультативных занятиях, которые часто проходили в нетрадиционной форме, учащиеся получали ответы на интересующиеся их проблемы и вопросы.
Увеличивалось число детей, посещающих факультативы:
2004 – 2005 год 21 человек – 85%,
2005 –2006году –23, в 2006 – 2007 году – 27 человек.
Приложение №11 Аналитическая справка.(Позитивные результаты во внеурочной деятельности).
Самостоятельно разработала программу факультатива «Твое здоровье» и программы кружков «Кто я, какой я?», «Уроки добра», которые сама и проводила в своём классе.
В классной копилке находится 12 грамот за успехи, достигнутые в спорте.
Результатом сохранения физического и психического здоровья явилось внедрение в собственную практику здоровьесберегающих технологий.
Большое место при этом имело создание учебной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся.
Высокий процент, посещающих кружки и факультативы, говорит о большом интересе детей к психологии, к сохранению своего здоровья.
Приложение № 12 (Применение здоровьесберегающих технологий)
Свою деятельность я ориентировала на становление духовного, нравственного и физического развития детей.
В копилке класса – 32 грамоты, полученные на различных уровнях.
2004 – 2005 учебный год.
|
Конкурсные мероприятия |
Уровень |
Количество принявших участие |
Призовые места |
1. |
«Мисс Чегдомына» |
районный |
Двенадцатых Настя |
1место |
2. |
Соревнование по футболу |
районный |
Плюснин Толя |
1место |
3. |
Греко – римская борьба |
районный |
Двенадцатых Настя |
1место |
4. |
Праздник «День учителя» |
районный |
Листопадова Таня |
благодарность |
5. |
Конкурс театров |
районный |
5 человек |
1место |
6. |
«Живи, Земля» |
районный |
Гужина Кристина |
благодарность |
7. |
«День здоровья» |
районный |
Голик Оксана |
диплом |
8. |
Турнир по футболу |
районный |
Плюснин Толя |
1место |
9. |
Выставка творчества |
районный |
Сухотерин Богдан |
грамота |
2005 – 2006 учебный год
|
Конкурсные мероприятия |
Уровень |
Количество принявших участие |
Призовые места |
---|---|---|---|---|
1. |
Греко – римская борьба |
районный |
Джаббаров Соховат, Джаббаров Замин |
2 место |
2. |
ЗОЛ «Мечта» |
районный |
2 человека |
грамота, диплом |
3. |
День учителя |
школьный |
Голик Лена |
благодарность |
4. |
Лето –2006 |
районный |
Равкина Вика |
диплом |
5. |
Театральные подмостки |
краевой |
Листопадова Таня |
диплом |
6. |
Звездный десант |
краевой |
Равкина Вика |
диплом |
7. |
Праздник осени |
школьный |
28 человек |
диплом |
8. |
Лето – 2006 |
районный |
Равкина Вика |
грамота |
9. |
Лесная легенда |
Приморский край |
Листопадова Таня |
3 грамоты |
10. |
Смотр строя и песни |
школьный |
25 человек |
1место |
2006 – 2007 учебный год
|
Конкурсные мероприятия |
Уровень |
Количество принявших участие |
Призовые места |
---|---|---|---|---|
1. |
Неделя музыки |
районный |
Драпей Настя |
грамота |
2. |
Конкурс «Вот мы какие» |
школьный |
27 человек |
1место |
3. |
Первенство по самбо |
районный |
2 человека |
2 грамоты |
4. |
Губернаторская елка |
краевой |
Голик Оксана, Голик Лена |
|
5. |
Конкурс театров |
районный |
6 человек |
грамоты |
Таким образом, учащиеся приобрели навыки творчества. Все школьники– творческие люди.
За отличные успехи в учебе и внеклассной работе 2 ученицы класса, Голик Лена и Оксана были направлены на Губернаторскую елку в город Хабаровск. Сформировалось желание быть значимыми членами общества: артистами, музыкантами, учителями. Дети дружны между собой, внимательны друг к другу, коммуникабельны, любознательны, талантливы в своих делах.
Развились творческие способности и самопознание детей.
Приложение № 12 (Отзыв директора ЦРДиЮ о деятельности театрального кружка).
2.2. Предметные олимпиады. 2004 – 2005 учебный год.
Развитию познавательных интересов способствовали предметные недели, олимпиады, конкурсы. Учащиеся занимали призовые места.
В своей деятельности ориентировалась на становление и развитие интеллектуальной личности. Работая с учениками над творческими проектами, подготавливая к участию в олимпиадах и конкурсах, сформировала умения и навыки творческой и познавательной деятельности.
№ п/п |
Конкурсные мероприятия |
Уровень |
Количество принявших участие |
Призовые места |
---|---|---|---|---|
1. |
Неделя знаний |
школьный |
2 человека |
1 место |
2. |
Конкурс чтецов |
школьный |
4 человека |
грамоты |
3. |
Живи, Земля! |
школьный |
4 человека |
3 грамоты |
2005 – 2006 учебный год
|
Конкурсные мероприятия |
Уровень |
Количество принявших участие |
Призовые места |
---|---|---|---|---|
1. |
Путешествие в «Библиоград» |
районный |
3 человека |
3 грамоты |
2. |
Неделя русского языка |
школьный |
2 человека |
1 грамота |
3. |
Красная книга |
районный |
27 человек |
1 место |
4. |
Интеллектуальный марафон |
школьный |
2 человека |
2 грамоты |
5. |
Лучший читатель |
районный |
Кузнецова Настя |
1 место |
6. |
Лучший математик |
школьный |
2человека |
2место |
7. |
Знатоки природы |
школьный |
3человека |
1место |
8. |
Неделя детской книги |
райнный |
24 человека |
5 человек |
Результатом позитивной внеурочной деятельности стало умение учащихся применять новые знания при решении новых, нестандартных учебных задачах и в жизненных ситуациях. Они научились самостоятельно добывать новые знания во внешкольных учреждениях, развилось чувство собственной компетенции, собственного достоинства, значимости. Каждый из них – личность, которая имеет свое мнение, оценку и самооценку.
3. Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя.
В работе использовала основные концептуальные положения гуманно – личностной технологии Ш.А. Амонашвили.
- Гуманизм: искусство любви к детям, свобода выбора, радость познания.
- Индивидуальный подход: изучение личности. Развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха.
- Мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики.
- Резервы семейной педагогики.
- Урок – ведущая форма жизни детей, а не только процесс обучения, вбирающий всю и спонтанную, и организованную жизнь детей.
Свою деятельность ориентировала на педагогику сотрудничества:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений;
- гуманно – личностный подход к каждому ребенку;
- единство обучения и воспитания.
Применение этой технологии позволило мне реализовать в классе демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях между мной и детьми, совместно вырабатывать цели, задачи, находиться в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Методы и приемы позволили развить мне в своих воспитанниках активную жизненную позицию, добросовестное отношение к порученному делу, навыки культурного поведения.
Приложение №13 (Мотивация к школьному обучению. Социометрическое исследование взаимоотношений в группе).
Приложение №14 (Минимальные диагностики уровня проявления воспитанности детей 2004 2005, 2005 – 2006 учебный год).
Применяла природосообразные, использующие методы народной педагогики, технологии: обучение по Л.Н.Толстому, обучение по М.Монтессори.
Изучение и внедрение в практику этих технологий позволило мне опираться на естественные процессы развития учащихся.
Каждый ученик в классе уважаем, интересен. Каждый отличается своей индивидуальностью. Каждый из них способен самостоятельно добывать и применять знания, полученные в школе.
Ученики готовы жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных условиях.
Родители, ученики уважают и высоко оценивают профессиональные и личностные качества классного руководителя, о чем свидетельствуют результаты психолого-педагогической диагностики.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании позволил мне создать в классе благоприятный психологический климат.
Дифференцированное обучение и воспитание велось при ряде психолого-педагогических условий:
- соответствие процесса обучения и воспитания функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям детей;
- личностно – ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
- предоставление каждому ребенку свободу выбора деятельности, партнерства;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию и сохранению его индивидуальности;
- сбалансирование продуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместной и самостоятельной активности.
Итогом такой работы стали позитивные результаты в качестве классного руководителя. Каждому ученику комфортно в школе, классе, не наблюдается страха и тревожности в поведении и обучении, нет изгоев.
Создана благоприятная образовательная среда, условия для самовыражения, самоопределения учеников.
3.1. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.
Формируя классный коллектив, я особое значение придаю активному включению родителей в учебно-воспитательный процесс: провожу для родителей открытые уроки и занятия, постоянно организую совместные родительские собрания, утренники, праздники.
Я и родители – воспитатели, объединенные единой целью: воспитать гармонично развитую личность, способную жить и творить в стремительно изменяющемся обществе. Родители моего класса получают благодарственные письма с внешкольных учреждений.
Участие родителей в различной деятельности класса существенно усиливает учебную мотивацию детей. Родители посещают уроки, активно участвуют во всех мероприятиях класса. Родители оказали посильную помощь в создании «Зимнего сада». В саду плавает белый лебедь и маленькая уточка, изготовленные руками родителей. Очень часто вместе с родителями организуем походы, экскурсии на предприятия, где работают родители. Были проведены следующие совместные мероприятия:
- конкурс «Папа, мама и я – читающая семья»
- классный час «Дружба начинается с улыбки»
- викторина для детей и взрослых «Играем вместе»
- классный час «Без друзей меня чуть-чуть»
Такая система работы, постоянное взаимодействие с родителями дает положительные результаты, благотворно влияет на обучение и воспитание детей.
На протяжении всей педагогической деятельности отсутствуют жалобы от родителей и обучающихся в администрацию школы и отдел образования.
Приложение№15 (Аналитическая справка позитивной деятельности учителя в качестве классного руководителя)
Приложение № 16 (Анкета «Педагог глазами родителей».
Приложение № 17 (Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся)
3.2. Отсутствие правонарушений у учащихся
Важным направлением своей деятельности считаю формирование правовой культуры учащихся и профилактику правонарушений среди них. В течение трех лет веду тесную связь с ГАИ, сотрудниками правоохранительных органов. Частыми гостями бывают сами родители, которые работают в ФСБ, пожарной охране, ЦРБ. В 3 классе учащиеся много знают о вреде курения, наркомании, алкоголя. На уроках трудового обучения создаем плакаты против вредных привычек, учимся выходить из трудных жизненных ситуаций, стрессовых состояний, изучаем методы и приемы против агрессии, большое внимание уделяем безопасности жизни. В 3 классе посещаем факультатив «Уроки добра». Ни один ученик в течение всех лет работы не совершал правонарушений. У воспитанников сформирован здоровый образ жизни: никто не курит, знает способы поднять себе настроение, предупредить болезнь. Это результат долгой, кропотливой работы педагога.
3.3. Развитие самоуправления в классе.
По-моему мнению, счастливый человек в обществе – самая важная цель воспитания. Вот поэтому своей главной задачей считаю:
- Создание условий для развития индивидуальных и творческих способностей личности ребенка.
- Формирование человека с высоким самосознанием, обладающего активной жизненной позицией.
- Создание системы самоуправления, как воспитывающей среды класса.
- Организацию всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей ученика в общественно-ценные отношения.
В своей практике применяю новые формы работы – самоуправление.
Место ученического самоуправления в воспитательной системе класса и главной перспективой – социализации ребенка – выглядит так: ДШГ – детское школьное государство.
Основная цель деятельности ДШГ:
- Дать ребенку возможность оценить свою значимость для класса, школы.
- Понять интересы и распознать способности своих учеников – важная цель учителя.
- Родителям узнать и увидеть своими глазами, чем «дышит» их ребенок.
В государстве есть мэр, заместитель мэра, советник по спорту, главный прогнозист, директор библиотеки.
Существует Совет города, который планирует, принимает решения, оценивает дела города, поступки товарищей.
Город имеет свою документацию: классный уголок, летопись города, лицевой счет. Еженедельно каждый житель города подсчитывает количество баллов, заработанных за неделю, переводит в рубли и кладет на свой лицевой счет. Он имеет право тратить сбережения по своему усмотрению. Открыт ипотечный кредит на жилье, проводятся благотворительные акции, ведется распродажа в магазинах книг, вещей.
Таким образом, каждый ученик наглядно видит итоги своей работы в урочной и внеурочной деятельности, является строителем своей жизни, судьбы.
Всем ученикам комфортно жить в городе, нет изгоев, каждый ребенок социализирован.
Итогом работы стали следующие результаты:
- каждый ученик выполняет роль творца;
- каждый гражданин уважаем, защищен, имеет свои обязанности и права;
- учащиеся имеют возможность «прожить взрослую» жизнь с первого класса;
- дети стали инициативными, научились решать спорные вопросы; самостоятельно решать важные вопросы, проблемы государства;
- самостоятельно принимать решения, постановления правительства.
Приложение № 17 (Хорошо ли учиться в школе?)
Приложение 18 (Детское школьное государство «Творчество»)
3.4. Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения.
Все дети активно участвуют в жизни школы: спортивных соревнованиях, конкурсах, интеллектуальных турнирах, акциях и других мероприятиях. Принимая участие в жизни школы, ученики демонстрировали активную жизненную позицию и готовность жить в социуме
10 лет в МОУ СОШ № 4 работает клуб «Экотур» На счету у клуба много важных дел, значимых на разных уровнях – школьных, поселковых, районных.
Одним из этих дел является создание «Зимнего сада» в рекреации начальных классов. Проект «Зимний сад» результат совместной деятельности ребят младшей школы и взрослых. Реализация проекта привела не просто к решению благоустройства рекреации, она объединила детей разных возрастов одной целью.
Приложение № 19(Презентация социально-экологического проекта «Зимний сад»)
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникативных, в процессе обучения и в воспитательной работе.
Если XX век породил взрыв новой информации, то XI век потребовал от человека эти знания усвоить.
В течение трех лет работаю над особенностями формирования и развития самооценки в учебной деятельности младших школьников.
Уровень самооценки позволяет мне дифференцированно воздействовать на каждого ученика, уделять равное внимание и тем, у кого заниженный результат, и тем, кто адекватно оценивает свои возможности, и тем, кто себя недооценивает. Такая работа проходит в трех направлениях:
- оценочная деятельность учителя;
- взаимооценивание;
- самооценивание.
В качестве критерия выделяю следующее:
- правильность выполнения работы;
- аккуратность;
- рациональность;
- самостоятельность выполнения задания.
По данной технологии делилась опытом на краевой выставке-форуме «Инновационная деятельность образовательных учреждений» по направлению «Оптимизация образовательной среды в дошкольном учреждении и начальной школе» в городе Хабаровске в 2006г. и была отмечена благодарственным письмом ХК ИПП ПК.
Владею технологией безотметочного обучения, технологией свободного воспитания, технологией «Портфолио».
В работе использую передовые педагогические технологии: гуманно-личностную Ш.А. Амонашвили, технологию дифференцированного обучения В.В. Фирсовой, технологию индивидуализации А.С. Границкой, технологию перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой.
В учебно-воспитательном процессе использую современные образовательные технологии: проектные, информационно-коммуникативные, исследовательские и развивающие.
Применяя инновационные технологии, опираясь на достижения науки и практики ведущих ученых, по итогам районной диагностики и исследований, добилась прочных знаний у учащихся, высокого уровня воспитанности.
Приложение № 14 (Минимальная диагностика уровня проявления воспитанности)
Таким образом, внедрение в практику развивающей программы «Начальная школа 21 века», ее концептуальных подходов, привело к достижению нового качества образования, которое определилось соответствием актуальным и перспективным запросам населения поселка Чегдомын.
Обучение по развивающей программе «Начальная школа 21 века» пользуется спросом среди населения поселка .
Проанализировав деятельность за три года, пришла к выводу, что главная цель мною достигнута:
Сохранена и поддержана индивидуальность каждого ребенка, его физическое и психическое развитие, сформировалось умение учиться, что самое важное при переходе в среднее звено школы.
Учащиеся способны работать с информацией разного типа, умеют применять знания в нестандартных ситуациях, работать в условиях поиска, ставить и обсуждать предположения, проводить небольшие исследования.
Каждый умеет проявлять самостоятельность, инициативу, преодолевать трудности, планировать и организовывать свою деятельность, владеть элементарными правилами учебного сотрудничества.
Школьники способны осуществлять контроль и оценку своей деятельности, находить и устранять причины возникающих трудностей, решать учебные задачи творчески, добиваться оригинальности и новизны решения.
Все ученики имеют разные уровни обученности, но каждый из них умеет ставить перед собой цель и достигать ее, применять полученные знания в начальной школе, на уроках по предметам и в реальной жизни.
У них сформирована ведущая деятельность – учебная, познавательная и творческая. Они умеют ставить перед собой задачи и планировать их решение, осуществлять самоконтроль, самооценку, саморегуляцию. Сохранено их здоровье, психика.
Создана база для последующего успешного обучения в среднем звене, обобщены и заложены основы представления о мире, человеке, его творческой деятельности.
У каждого есть чувство собственного достоинства. Они коммуникабельные, интересные, творческие люди, могут вести диалог, беседу.
Школьники сами могут без помощи взрослого выйти из трудной жизненной ситуации, могут постоять за себя. Они знают: « Я – ученик, школьник», «Я – личность» и «Я - творец своей жизни».
Учащиеся моего класса – счастливые люди, они могут находить свое место в обществе, приносить пользу Родине, поселку, семье.
Внедрение передовых технологий, методов, приемов, средств обучения в практику обеспечило реализацию основных принципов учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века»: интеграцию, дифференциацию, индивидуализацию, гуманизацию.
Реализация концептуальных подходов развивающей программы «Начальная школа 21 века» в программах и средствах обучения и воспитания позволила выйти на качественный уровень образования младшего школьника.
Таким образом, моя система работы, методы, приемы создали все условия для воспитания гражданина, его нравственных ценностей, развития, познания, творчества.
Это значит, что эффективность развивающей программы «Начальная школа 21 века» дает положительные результаты и реализуется на благо человека, Российского образования.