Пояснительная записка
Мы живём в сложное время, когда нормой становятся различные отклонения. Подростки, а порой и взрослые, бросают мусор прямо на улице. От службы в армии стараются уклониться любым способом. Семьи часто распадаются, и дети становятся рычагами воздействия на того или иного родителя. Взрослые не знают культуру и традиции своего народа. Вот поэтому у меня появилась идея написать эту программу, чтобы помочь родителям и детям сохранить свою духовность, привить любовь к родному краю и природе.
Дополнительная образовательная программа «Юные трехгорненцы» предназначена для детей от 3 до 7 лет, соответствует закону «Об образовании», Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области, уставу «ДОУ ЦРР ДС «Сказка».
Цель данной программы: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой город (его традиции, историю и культуру).
Организационные условия работы по программе:
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 3 до 7 лет, срок реализации программы 4 года. В зависимости от возраста обучение может проводиться:
- младший возраст- 1 раз в месяц, длительность -15 минут;
- средний - 2 раза в месяц, длительность – 15-20 минут;
- старший и подготовительный к школе возраст – 3-4 раза в месяц, длительность -20-25 минут.
Программа состоит из 3 разделов:
1 раздел – «История возникновения города»,
2 раздел –«Моя семья»,
3 раздел – «Экологическое воспитание дошкольников».
В этих разделах представлены теоретические знания, продуктивная деятельность дошкольников – совместные тренинги взрослого и ребёнка, рисунки и т.д.
Имеется дидактическое обеспечение: плакаты; тематический подбор фотографий улиц и памятников города; фильм «Город, где сбываются мечты»; предметы русского быта; народная игрушка; подборка дидактических и подвижных игр; подборка стихов, потешек, пословиц и поговорок; а также методические рекомендации для педагогов. Программа содержит исторические сведения о городе, Челябинской области, о природном окружении города, памятниках природы, этнокультурных традициях.
Список литературы:
- Шорыгина Т.А. « Грибы. Какие они?» – М.: Изд-во «Гном и Д», 2004.
- Шорыгина Т.А. « Ягоды. Какие они?» - М.: Изд-во « Гном и Д», 2003.
- Шорыгина Т.А. « Кустарники. Какие они?» – М.: Изд-во «Гном и Д», 2004.
- Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. « Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду». – М.: издательский дом «Воспитание дошкольника»
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». - М.: Просвещение, 1981.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. « Прогулки в природу». – М.: Просвещение, 2003.
- Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». - М.: Изд-во «Аркти», 2005.
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду.»- М.: «Мозаики-Синтез», 2006.
- Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России».- М.: Изд-во «Аркти», 2004.
- Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт–Петербург «Детство-Пресс», 2005.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу». Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. - М; Творческий центр «Сфера», 2005.
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?». Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников». Книга для воспитателей детского сада. – М. «Мозаика-синтез», 2002.
- Николаева С.Н. «Юный эколог», Программа экологического воспитания дошкольников. – М. «Мозаика-синтез», 2004.
- Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста(5-7лет). - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Поваляева М.А. «Развитие речи при ознакомлении с природой». Серия «Мир вашего ребёнка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
- Г.Т. Таймасов «Волшебный камушек» -г. Челябинск, ул. Свободы, 155/1
Раздел 2
«Моя семья»
Академик Д.С.Лихачёв, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушённое растение перекати-поле. Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Но не следует полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе Родины, а иногда – даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, узнали о своих знаменитых предках и т.д.
Показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных ит.д.); соблюдаются традиции.
Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.
Начиная с младшей группы необходимо беседовать с детьми о членах семьи, подчёркивать их заботу друг о друге. В ходе этой работы – воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками фольклорных произведений.
В среднем возрасте – дать детям представление о том, что такое семья-это все, кто живёт вместе с ребёнком. Учить детей знать и называть своих ближайших родственников. Необходимо продолжать воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, продолжать воспитывать любовь к родному языку через художественную литературу.
В старшем возрасте – формировать интерес к своей родословной, вместе с ребенком изображать генеалогическое древо (начать с бабушек и дедушек); рассматривать фотографии родственников, помочь ребёнку увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками(цвет волос, глаз). Дети должны знать, где работают их родители, как важен для общества их труд. Дети должны знать свой домашний адрес.
В подготовительной к школе группе дети должны знать своё отчество, домашний адрес и телефон, имена и отчества своих родителей, интересы своих родных. Необходимо напоминать детям даты их рождения и даты рождения членов их семей. Продолжать рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать о судьбах своих родных, интересных случаях из их жизни. Закреплять желание изображать генеалогическое древо, обращать внимание на почетные грамоты и различные награды дедов и отцов, военные ордена и медали, письма из армии. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Задачи воспитания и формы работы по этому разделу, через которые реализуются цель и задачи программы, представлены в виде таблицы.
Возраст |
Задачи воспитания и обучения |
Форма занятий |
Словарная работа |
Литература |
Младшая группа |
- воспитывать привязанность ребенка к семье |
- беседа |
- родная |
- стихи о маме |
Средняя группа
|
- дать представление о том, что такое семья - это все, кто живёт с ребёнком |
- рассказы родителей о своей работе |
- семья |
- стихи: «Моя родня», «Кто кому кто?», «Мой брат Миша» - Я.Аким; «Бабушка» Е.Григорьева; «Если был бы я девчонкой» Э.Успенский; «Люблю» Я.Аким; «Повара» Б.Заходер |
Старшая группа
|
- формировать интерес к своей родословной, вместе с детьми изображать генеалогическое древо |
- составление коллажа |
- проговаривать полные и неполные имена детей |
- рассказ Т.Петрушиной «Когда я был маленьким»; О.Кирилов «Книга ласковых имён» (М.Д.Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста») |
Подготовительная группа |
- способствовать запоминанию детьми даты их рождения и даты рождения родителей |
- беседы |
- проговаривание пословиц и поговорок |
- Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» |
В результате изучения содержания программы в течение 4 лет, дошкольники должны получить следующие знания:
Младшая группа:
- знать и называть имена членов семьи (как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата);
- показывать и называть на фотографиях, картинках членов семьи; действия, в которых проявляется забота родителей и детей друг о друге.
Средняя группа:
- знать и называть членов семьи и ближайших родственников;
- усвоить понятие «семья»;
- понимать, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности;
- знать, где работают родители (на заводе, в больнице и т.д).
Старшая группа:
- знать и уметь изображать генеалогическое древо своей семьи;
- понимать значение своего имени;
- знать и называть место работы и профессию родителей;
- уважать труд и любимые занятия членов семьи (моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей).
Подготовительная группа:
- знать дату рождения свою и родителей;
- называть имена и отчества родителей, свое отчество;
- знать свой домашний адрес и телефон;
- уметь рассказать о различных наградах, имеющихся в семье (кто и за что их получил, когда);
- знать: наш город и страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Конспект занятия в младшей группе
Тема: «Моя семья»
Программное содержание:
- воспитывать привязанность ребёнка к семье;
- подчёркивать заботливое отношение друг к другу;
- познакомить с именами членов семьи;
- познакомить с названием города, в котором живут дети;
- учить правильно выражать и излагать свои мысли.
Словарная работа:
- родная, семья, забота, город Трёхгорный.
Форма организации: по подгруппам
Материал: фотографии членов семьи, фотографии города, кукла Антошка, картинки с изображением членов семьи.
Предварительная работа:
1. Рассматривание семейных фотографий каждого ребёнка. Побуждение детей к рассказу о людях, с которыми они живут.
2. Рассматривание серии сюжетных картинок. Выявление родственных отношений (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат).
Структура занятия |
Ход занятия |
Методы, приёмы |
Орг.момент
Итог: |
В. (показывает картинку нарисованного дома) |
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
|
Работа с мнемодорожкой в младшей группе.
Пример: (см. рис) Наступила осень. С деревьев опадают жёлтые листочки. Часто идёт дождь.
Примечание:
- изображение должно быть цветным;
- опорным в мнемодорожке должно быть изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей рассказа. Но изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям.