Наблюдая за поведением детей во время уроков и во внеурочное время я заметила, что очень многие учащиеся имеют такие вредные привычки, как курение, неправильное использование жевательной резинки, у них недостаточная экологическая культура.
Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о курении и культуре использования жвачки, о воздействии никотина и химических веществ, входящих в состав жевательной резинки на организм человека, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры старших школьников. В качестве примера хочу предложить исследовательские проекты.
Эколого-оздоровительный проект “Нерезиновая” резина.
Цель проекта для учащихся: Узнать отрицательные и положительные стороны жевательной резинки.
Обоснование: Подростки начинают жевать жевательную резинку с раннего возраста, необходимо вести разъяснительную работу о вреде и пользе жвачки.
Гипотеза: Если жевательная резинка оказывает негативное влияние на здоровье человека, то, как можно это предотвратить.
Цели педагога:
- сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление об опасности для здоровья вредных привычек;
- развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
Методы проведения исследования:
- Поисковый
- Систематизация
- Сравнительный анализ
- Статистический
- Практическая работа
- Обобщение
Начат: сентябрь 2006г.
Исследовательский этап: сентябрь–декабрь 2006.
Обобщающий этап: январь 2007 г.
План выполнения исследования:
- Подбор источников изучения.
- Поиск материалов и информации о возникновении жвачки.
- Знакомство с материалами о вреде жевательной резинки для здоровья человека.
- Изучить нахождение красителей, подсластителей и других химических веществ в жевательной резинке.
- Систематизация изученного материала. Составление таблиц, подбор иллюстраций и рисунков.
- Составление анкет для школьников. Анализ опроса.
- Практическая работа по выявлению химического состава в жевательной резинке.
- Выявление физиологических и психологических причин жевания жвачки.
- Составление текста про жевательную резинку на английском языке.
- Выявление хороших и плохих сторон жевательной резинки.
- Технология изготовления природной смолы.
- Оформление полученных результатов.
- Проведение профилактических бесед
Участники: учитель химии, школьный психолог, учащиеся, родители
Средства реализации проекта:
- Обсуждение понятий “Культура – половина здоровья”.
- Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о здоровье, гигиене, об истории жевательной резинке и бережном отношении к своему здоровью.
- Беседы.
- Чтение научной и художественной литературы.
- Выполнение и оформление практических работ
- Социологический опрос « Какую жвачку жуют дети и в какое время суток”.
- Акция “Чистота вокруг нас” (по очистке столов от старой жвачки).
- Составление памятки.
- Беседа со школьным психологом о причинах жевания жвачки.
- Соревнование между классами “Самый чистый кабинет”.
- Оформление стенда по научно-исследовательской работе.
- Домашнее задание выполняем вместе с родителями (Узнать от коренных жителей Сибири об изготовлении и применении смолы из хвойных пород деревьев. Попробовать самим приготовить смолу из коры со смолой хвойных пород деревьев.)
- Профилактические беседы в старших классах.
- Защита проекта на школьной и окружной «Ярмарке идей на Юго-Западе»
Предполагаемый результат: Осознанная потребность детей и взрослых в правильном использовании жевательной резинки и замены ее на природную смолу из хвойных пород деревьев
Результативность проекта:
1. У детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в школьном кабинете, в школьном дворе, на природе и правила использования жевательной резинки.
2. Дети вместе с родителями приняли активное участие в выставке плакатов о вреде жевательной резинки, о ее заменителе - жевательной смоле из хвойных деревьев.
3. Составлена памятка по использованию жвачки. (Приложение №1)
4. Выявлены психологические аспекты жевания жевательной резинки. (Приложение №1)
5. Разработана технология изготовления жевательной смолы их хвойных
пород деревьев (Приложение №1)
6. Проведена практическая работа по определению содержания серы и многоатомных спиртов в жевательной резинке. (Приложение №1)
7. Проведены профилактические беседы в младших и старших классах школы №1945 г. Москва.
8. Выступление на конкурсах: Всероссийском конкурсе «Мы и биосфера» Окружном конкурсе г. Москва «Ярмарка идей на Юго-Западе 2007». (Приложение №3)
9. Разработана технологическая карта для проведения занятия «Жевательная резинка: за и против» для элективного курса «Химия и повседневная жизнь». (Приложение №2)
Исследовательский проект “Курить - здоровью вредить”
Начат: сентябрь 2005г.
Исследовательский этап: сентябрь-декабрь 2005.
Обобщающий этап: январь 2006 г.
Актуальность темы: С каждым годом возрастает производство и курение сигарет. Подростки начинают курить уже в школьном возрасте, необходимо вести разъяснительную работу о вредном влиянии табачного дыма и никотина на здоровье.
Цель педагога:
- сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле;
- развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
Цель учащихся: внести свой вклад в борьбу с курением.
Гипотеза: Если курение оказывает негативное влияние на здоровье человека, то какими способами можно отказаться от этой привычки.
I. План выполнения исследования.
- Подбор источников изучения.
- Поиск информации о возникновении курения.
- Знакомство с материалами о вреде курения для здоровья человека.
- Изучить нахождение вредных химических веществ в сигаретах и табачном дыме.
- Составление таблиц, подбор иллюстраций и рисунков.
- Составление анкеты для школьников.
- Практическая работа по проведению социологического опроса среди учащихся старших классов по выявлению причин курения подростков.
- Вовлечение учащихся школы с 6 по 11 классы в проведении конкурса плакатов «Курить - здоровью вредить»
- Оформление выставки работ учащихся школы.
- Создание папки плакатов о вреде курения.
- Анализ данных социологического опроса.
- Составление способов отказа от курения.
- Оформление полученных результатов
- Выступление с профилактическими беседами перед учащимися 6-11 классов.
- Защита проекта на школьной «Ярмарке идей»
II. Результаты.
1. Изучена история табакокурения.
2. Психологические причины курения.
В младенчестве, когда ребенок питается материнским молоком, весь процесс удовлетворения потребности в еде связан с получением удовольствия. В память закладывается опыт получения этого чувства через сосание, через ощущения связанные с раздражением рецепторов губ и ротовой полости. Период кормления ребенка грудью или через соску, называется оральным периодом.
С возрастом дети заменяют соску сосанием пальца, если они взволнованы и нуждаются в ощущении безопасности, любви удовольствия. Это делается неосознанно. Ребенок не может объяснить, почему он сосет палец, но и отучиться от этого ему сложно. С годами палец заменяют сосалки - карамельки, жвачки, а в старшем возрасте - сигарета. Базовое ощущение безопасности и удовольствия удовлетворяется уже через курение. Неумение адекватно выражать и принимать свои эмоции также компенсируется сигаретой.
Сексологи считают, что одним из проявлений любви являются поцелуи, которые помимо эротического эффекта оказывают такое же возбуждение чувствительных рецепторов губ, связанных с удовлетворением и базовым опытом любви и насыщения, что и соска для младенца.
Диетологи считают, что курящие люди заменяют процесс принятия пищи и естественное насыщение иллюзорным насыщением, связанным с выкуриванием сигареты.
3. Состав табачного дыма.
Курильщик при глубокой затяжке вдыхает в себя большое количество дыма. Оно соответствует жизненной емкости легких, т.е. 3-4 л у взрослых и 2-2,5 л у подростков. Такое количество дыма не удаляется из легких даже после 15-20 спокойных дыхательных движений, так как при спокойном выдохе удаляется всего 300-400 мл воздуха у взрослых и 200-250 мл у подростков.
Составлена Таблица№1 «Токсичность табачного дыма по наиболее важным ингредиентам». (Приложение №1)
Вредное воздействие на организм человека оказывают:
-
Никотин
по свойствам и воздействию близок к наркотическим препаратам и вызывает развитие зависимости: психологическое и биологическое;
повышает кислотность желудочного сока, способствует развитию язвы и гастрита желудка; раздражает нервные окончания, повреждает эмаль зубов и вызывает кариес.
-
Угарный газ
быстрее чем кислород соединяется с гемоглобином крови и образует карбоксигемоглобин, тем самым затрудняются окислительные реакции в организме, усиливает отложение холестерина в стенках аорты и артерий, что ведет к развитию атеросклероза
-
Оксиды азота, акролеин, формальдегид
оказывают вредное воздействие на организм
Табачный дым содержит более 4000 компонентов, многие из которых являются активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными.
4. Изучены статистические данные ,которые показывают:
- от заболеваний, спровоцированных курением ежегодно умирает 1,5 млн. человек
- из 100 случаев заболевания туберкулезом 95 приходится на курильщиков
- в России курят 58% мужчин и 12% женщин, в Англии 30% мужчин и 28% женщин, Американцы-28% мужчин и 24 % женщин.
- меньше всего курят узбечки и китаянки
- по данным Всемирной Организации Здравоохранения из 850 млн. нынешних жителей Европы 100 млн. умрут от причин связанных с курением.
5. Найдена формула расчета зависимости заболеваемости от курения.
Методами, аналогичными применяемыми при расчете скорости химических реакций, доказано, что повышение заболеваемости (F) людей, подвергающихся пассивному курению, может быть строго рассчитано по формуле: F=(1+58(S+0.26)&)/(1+15&)
где:
S-количество сигарет, в среднем выкуриваемых в окружении некурящего в течение часа; &-коэффициент, характеризующий данное заболевание.
В таблице №2 «Зависимость заболеваемости от коэффициента заболевания» приведены величины коэффициента & и F при S=1 сигарета /ч (Приложение №1)
6. Составлена таблица №3 «Зависимость смертности от количества ежедневно выкуриваемых сигарет»
Таблица №3.Зависимость смертности от количества ежедневно выкуриваемых сигарет (по данным ВОЗ)
Количество сигарет в день |
Смертность(на 100000чел.) |
0,5пачки |
95,2 |
0,5-1пачка |
107,8 |
1-2 пачки |
229,2 |
более 2 пачек |
264,2 |
некурящие |
12,8 |
III. Обобщающий этап.
1.Составлены памятки «Как отказаться от курения».
Способ 1:
- Прими решение курить одну сигарету в час, а затем постепенно увеличивай этот интервал на полчаса.
- Затрудняй для себя доступ к сигаретам. Дополнительно оберни пачку и заклей скотчем. Если ты обычно держишь сигарету правой рукой, держи ее левой.
- Начни курить сорт сигарет, который тебе не нравится. Покупай одновременно не больше одной пачки сигарет
- Если ты куришь за чашкой кофе, то вместо кофе пей чай или фруктовый сок.
- Начни тренировать свое тело, чтобы быть в форме. Физические упражнения - лучший способ снятия напряжения.
- Созови друзей и объяви им о своем намерении бросить курить.
- Если ты не куришь один день, можешь не курить еще один, Попробуй!
- Если ты не выдержишь и закуришь, не огорчайся: некоторые люди делают несколько попыток, прежде чем окончательно бросить курить.
Способ 2.
- Кури на одну сигарету в день меньше.
- Прими решение что-то сделать, прежде чем закурить сигарету, и помедли с его выполнением.
- Не отказывайся полностью от сигарет и всегда имей одну на случай крайней необходимости. Ты убедишься, что будешь постоянно стараться не израсходовать ее
- Не бросай курить «навсегда», откажись от курения всего лишь на день, потом ещё на день и так день за днем.
- Скажи друзьям, что бросаешь курить. Публичное заявление укрепит твою волю.
- Назначь себе день, когда ты бросаешь курить, и сделай это.
- Спрячь все, связанное с курением сигарет, чтобы ничего не напоминало тебе об этой привычке.
- Запасись семечками или орешками и используй их, когда у тебя появится желание закурить.
2. Разработана технологическая карта для учителя по проведению занятия о вреде курения по элективному курсу «Химия и повседневная жизнь» (Приложение №2)
3. Создана папка плакатов учащихся «Курить – здоровью вредить» (50 плакатов)
Заключение:
В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводам:
- Курение оказывает негативное влияние на организм человека.
- Содержание вредных веществ в сигарете велико.
- Человек должен заботиться о своем здоровье и благополучии
- Человек должен заботиться об окружающей его среде.