Цель занятия: воспитание у подростков экологического самосознания, бережного отношения к окружающей среде, чувства товарищества и милосердия, способности действовать в экстремальных ситуациях, способствующее физической закалке и укреплению здоровья, уборка территории игры от экологического мусора.
Правила игры. Игра проводится на свежем воздухе в течение 3-4 часов. Начинается с линейки, на которой получают маршрутные листы (приложение 1) и первые баллы за игровые моменты. Далее команды идут по станциям на игровую поляну. Между станциями – сбор экологического мусора. На игровой поляне – спортивные игры. Победитель определяется по сумме баллов всех видов конкурсов и соревнований.
ЛИНЕЙКА
Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное очное, очень интересное и познавательное путешествие по Экологической тропе. В пути вам пригодятся знание и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания. По пути следования по Экологической тропе будет проходить ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ по сбору экологического мусора (бутылки, банки). Лучшие сборщики будут награждены. На игровой поляне пройдут спортивные игры. Победители также будут награждены. Наш праздник начинается с экологических кричалок. (Готовит каждый класс)
Кричалки:
1. Экология, друзья, наука очень нужная,
Без неё ты ни за грош в этой жизни пропадёшь.
2. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!
3. Дерево, трава, цветы и птица не всегда умеют
защититься,
Если будут уничтожены они, на планете мы
останемся одни.
4. Береги природу, друг, красиво будет всё вокруг!
5. Ты люби природу, лес, вырастет он до небес!
6. Бим-бом, бим-бом, природа – это общий дом!
7. 1, 2, 3, 4 – будем жить с природой в мире.
5, 6, 7, 8 – о ней заботиться мы просим.
8. Человек знать обязан, кто, как, с кем в природе связан
Чтоб случайно иногда ей не принести вреда!
Молодцы 11-е классы, у них очень интересные кричалки и они зарабатывают первые баллы. прошу Мэров 11-х классов получить маршрутные листы и пакеты для мусора. Удачи вам в игре. (Уходят на экологическую тропу)
10-9-е классы отвечают на Викторину о животных.
1. Зачем зайцу большие уши? Ответы: 1 – чтобы лучше слышать, 2 – для торможения на повороте, 3 – чтобы не перегреться (чтобы потеть. В жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ.)
2. Зачем страус голову в песок прячет? Ответы: 1 – от страха, 2 – разыскивает пищу, 3 – освобождается от паразитов (Засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты)
3. Почему у дятла мозги целы? Ответы: 1 – мозги маленькие, 2 – голова на амортизаторах (Между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань), 3 – череп очень крепкий.
4. Почему дрожит мышка? Ответы: 1 – боится кошку, 2 – проветривает шкурку, 3 – греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются)
5. Зачем белке хвост? Ответы: 1. чтобы греться, 2 – для красоты, 3 – для музыкальных упражнений (Хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца)
Победитель от 10–9-х классов получают первый балл, маршрутный лист, пакеты и уходят на экологическую тропу.
Для 8-х классов Экологическая игра. Показать, как пестициды или отравляющие вещества попадают в пищевые цепи.
На пол набросать мелко порванные бумажки, из которых белые - 2/3, цветные – 1/3. Из 5 классов выбирают 20 человек – это кузнечики. За 1 минуту они должны собрать как можно больше разных бумажек в мешочек. Бумажки – это их еда, трава. Сигнал “Стоп” останавливает игру. 8 классы выбирают 6 человек. Это землеройки. Они едят кузнечиков, т.е. ловят их и забирают пакеты. Сигнал “Стоп”. Пойманные кузнечики отходят в сторону. Выбирают 2 ястреба. Они ловят и “съедают” землероек, т.е. забирают пакеты. Сигнал “Стоп”. Пойманные землеройки уходят из игры. Итог игры. Если у оставшихся в живых кузнечиков есть хоть одна цветная бумажка (отравленные вещества), то они погибли и из игры уходят. Если у землероек цветных бумажек 50% и более, то они тоже погибают. Если у ястребов цветных бумажек 50%, то они будут живы, но на следующий год у их яиц будет тонкая скорлупа и птенцы не выведутся. Итог: сколько осталось живых?
Хорошо играл 8-й класс, они получают свой первый балл, маршрутный лист и пакет и уходят на экологическую тропу.
6-7-е классы участвуют в песенном аукционе. Каждый класс по очереди поёт несколько строк из песен о природе. Кто не сможет спеть, выходят из игры. Последние – победители. 6–7-е классы также уходят на экологическую тропу.
5-е классы отвечают на загадки о природе. Победитель получает балл. 5-е классы уходят на экологическую тропу.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
В подготовительный период, для каждой станции экологической тропы, готовиться судейская группа в составе одного учителя и двух учащихся старших классов. Дети готовят задания и карточки для своих этапов. Необходимую для подготовки информацию доводят до сведения всех учащихся. Судейские группы уходят на свои станции до начала игры.
Маршрут протяженностью 4 км. Разрабатывается и маркируется с учетом безопасности движения и особенностями ландшафта.
Команды проходят все станции по своему маршрутному листу. На каждой станции учащиеся выполняют задания, получая за правильный ответ один балл. Результат записывают в маршрутный лист и судейский протокол каждой станции. Оценивается активность, взаимовыручка, дисциплинированность всех учащихся класса (призовые 30 баллов). На каждой станции введено контрольное время.
1. Станция - болото.
Станция расположена на осушенном участке болота. Учащиеся отвечают на вопросы:
- роль болот в природе;
- причины заболачивания;
- назвать растения болот;
- назвать животных болот.
2. Станция – луг.
Станция расположена на пойменном лугу. Цветной разметкой выделяется участок размером 1 х 1м. с характерной луговой растительностью Учащиеся получают 1 балл за каждые 5 правильно названных растений.
3. Станция – обрыв.
Станция расположена у основания обрыва с четко выраженными почвенными горизонтами. Учащиеся выполняют следующие задания:
- назвать почвенные горизонты;
- определить тип почвы;
- определить механический состав почвы.
4. Станция – птицы.
Учащиеся определяют название местных птиц (сорока, синица, чечетка, свиристель, щегол, сова) по фотографиям.
5. Станция - речное русло.
Станция расположена на берегу реки. Учащиеся выполняют следующие задания:
- определить правый и левый берег реки;
- определить ширину реки;
- определить скорость течения;
- назвать животных реки.
6. Станция – муравейник.
Станция расположена в лесу возле муравейника. Учащиеся отвечают на вопросы:
- назвать жителей муравейника;
- какого типа ротовой аппарат у муравья;
- где у муравья находится жало;
- где зимуют муравьи;
- какую пользу и вред приносят муравьи.
7. Станция – сосна. Станция расположена у молодой (10-15летней) сосны.
Учащиеся выполняют следующие задания:
- определить возраст сосны;
- определить стороны горизонта.
8. Станция - хвойные породы деревьев. Станция расположена в лесу у хвойного дерева, кроме того, приготовлены веточки недостающих хвойных пород (кедр, сосна, лиственница, ель, пихта).
Учащиеся по веточкам определяют породу хвойного дерева.
9. Станция – костер. Станция находится на лесной поляне.
Учащимся необходимо выполнить следующие задания:
- ответить на вопросы о правилах разведения костра;
- развести костер на время, используя минимум спичек.
10. Станция – грибы. Станция находится на финише.
По карточкам, на которых изображены грибы, необходимо определить съедобные и ядовитые грибы и дать их названия.
После того, как пройдены все станции, маршрутные листы сдаются главному судье для подведения итогов и определения победителей. Для учащихся на игровой поляне проходят спортивные игры, соревнования и обед на природе для всех детей.