Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся;
3) мониторинг психологического состояния класса;
4) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
На своих уроках я уделяю особое внимание этому виду работы. Для этого были разработаны различные виды упражнений для устного счета. В данной статье приведены примеры для проведения устного счета в третьем классе по программе 1-4.
Первый тип заданий. Учитель диктует задания, дети устно решают и записывают ответ.
Устный счет №1 1.Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность? 2.Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50? 3.Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59. Какое число я задумала? 4.На сколько 18 меньше 36? 5.Сколько будет, если 9 разделить на 3? 6. - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! 7. Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31. Какое число я задумала? 8. Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25 9. Найди периметр треугольника со сторонами 12, 14, 15 см . 10. Мальчик прошел по дороге 7 км, а на велосипеде проехал 27 км. Сколько всего километров прошел и проехал мальчик? |
Устный счет №3 1.К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и 15. 2.Переведи в см 2дм1см 3.Первый множитель 9, второй 3. Чему равно произведение? 4. От числа 76 я отняла число 28. Какое число я получила? 5. На сколько 100 больше 25? 6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? 7. Запиши число, в котором 9 десятков и 2 единицы; 8. Запиши число, которое при счете следует за числом 80. 9.Найди периметр квадрата со стороной 15 см. 10. На яблоне было 53 яблока, а груш на 47 меньше. Сколько всего было груш и яблок? |
Устный счет №2 1. На сколько 59 больше 32? 2. Назови самое большее двузначное число. 3. Найди произведение чисел 2 и 4. 4. Какое число надо увеличить на 58, чтобы получить 80? 5. Сколько ушей у трёх мышей? 6. Первое слагаемое 39, а второе на 17 больше. Чему равно второе слагаемое? 7. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность? 8. Если от 99 отнять задуманное мною число, то получится 37. Какое число я задумала? 9. Для школы привезли сначала 37 парт, потом еще 23 и еще осталось привезти 20 парт. Сколько парт должны были привезти для школы? 10. На лугу было 36 лошадей, коров на 27 больше. Сколько коров и лошадей было на лугу |
Устный счет №4 1.Делимое 6, делитель 3. Найди частное 2. 9м2дм переведи в дм. 3. Первое число 15, а другое на 12 больше. Чему равна сумма этих чисел? 4. Первое слагаемое 27, второе 19. Чему равна сумма? 5.Любит рыбку кот Василий, Может съесть он в день 4. Сколько съест он за 5 дней? Посчитай-ка поскорей. 6. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность? 7.Из числа 40 вычти разность чисел 23 и 15. 8.Сколько будет 100 без 72? 9. Фермер посеял 39 гряд лука, а моркови на 17 гряд больше, огурцами засеял столько, сколько луком и морковью вместе. Сколько гряд было засеяно огурцами? 10.Найдите периметр четырехугольника со сторонами 12 и 13 см. |
Второй вид задания можно проводить как письменно, так и устно. Детям раздают заранее подготовленные карточки, в которых записаны вопросы или учитель проговаривает их устно. Нужно записать ответ “Да” или “нет”.
Устный счет (Да или нет) 1. 18 больше 9 на 9? 2. Сумма чисел 54 и 50 равна 4? 3. 69 меньше 96? 4. За числом 74 следует число 73? 5. 97 меньше 60 на 37? 6. Если к 51 прибавить 9, получится 60? 7. Разность чисел 78 и 30 равна 40? 8. 52 больше 30 на 22? 9.Если 24 разделить на 3, получиться 6? 10.В ряду чисел 12,18, 24, 30, 36 число 36 является лишним? |
Устный счет (да или нет) 1.Если число 27 разделить на 3, получится 8? 2.Если из 57 вычесть 29, получится 29? 3.Произведение чисел 6 и 9 равно 54? 4.Значение выражения 6х7 равно значению выражения 16+7? 5.Число 24 делится на 6? 6.Если к 57 прибавить 34, получится 92? 7.Числа 3,5,7,9 все нечетные? 8.Число18 делится на 2, но не делится на 4? 9.Частное чисел 36 и 9 равно 4? 10.Разность чисел 45 и 26 равна 18? |
Третий тип заданий “Заполнение пропусков” проводится письменно.
Устный счет. Тест “Заполнение
пропусков” 1. Значение произведения чисел 9 и 7 рано___ 2. Число 9 меньше 54 в___ раз. 3.Если число 6 увеличить в 8 раз, получится ___. 4.Если число 24 разделить на ___, получится 8. 5.Частное чисел 81 и 9 равно ___. 6.Число 24 больше 6 в ___ раз 7.Число 45 больше 5 в ____ раз. 8.Число 56 больше 8 в ____ раз. 9. Произведение чисел 7 и 6 равно ___. 10.Если число 49 разделить на 7, получится ___. |
Устный счет. Тест “Заполнение
пропусков” 1.Произведение чисел 3 и 6 равно______. 2.Если разность чисел 23 и 19 увеличит в 8 раз, получится _____. 3.Если число_____ умножить на 8, получится 40. 4.Если из 56 вычесть 37, получится ______. 5. 75 больше 25 на ______. 6.Частное чисел 42 и 6 равно ____. 7.Первое слагаемое 45, второе ____, сумма равна 68. 8.Если число _____ умножить на 7, получится 21. 9.Число _____ делится и на 3, и на 5. 10.Произведение чисел 4 и 9 равно _____. |
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.