Пояснительная записка
Программа литературного пушкинского клуба адресована учащимся 6-х классов, желающим расширить представления о личности поэта, его жизни и творчестве, развить свои творческие способности, овладеть навыками общения.
Данная программа в 2003/04 уч. гг. прошла экспериментальную проверку в лицее № 230 города Заречного Пензенской области, получила положительные оценки и была рекомендована Методическим Советом школы для дальнейшего использования. В лицее № 230 реализуется концепция “Пушкинский лицей”, ежегодно проводятся мероприятия в рамках “Пушкинского проекта”. С 2007 года программа “Литературного пушкинского клуба” имеет рецензию Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Пензенской области. (Рецензент – Московкина И.И., доцент кафедры филологического образования, кандидат педагогических наук.)
Предлагаемая программа рассчитана на 1 год. Количество часов в год – 68 (2 часа в неделю).*
Цель данного курса – приобщение учащихся к пушкинскому наследию; развитие и совершенствование творческих способностей, а также общеучебных умений и навыков; воспитание и поддержка у учащихся интереса к личности и творчеству поэта; повышение культуры общения учащихся.
Программа занятий клуба имеет познавательно-воспитательную направленность и призвана решить следующие задачи:
- познавательные: расширить и углубить знания учащихся о жизни А.С. Пушкина;
- развивающие: совершенствовать общеучебные умения и навыки учащихся, связанные с анализом художественного текста, выразительным чтением, монологической речью; развить умение работать с дополнительной литературой; привлечь к научно-исследовательской работе; выявить и развить у учащихся творческие способности, эстетический вкус;
- воспитательные: вызвать у учащихся устойчивый интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина, сформировать навыки общения (через совместную творческую деятельность); сделать досуг учащихся интересным, познавательным.
Содержание курса представляется необходимым соотнести с общеобразовательным курсом литературы 6-го класса. Так, в 6-м классе на уроках литературы речь идёт о лицейских годах Пушкина. (Программа по литературе / Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2002.) Соответственно лейтмотивом занятий клуба в 6-м классе являются детские и лицейские годы А.С. Пушкина.
Работа строится на биографическом, мемуарном и литературном материале. Клубные занятия позволяют обратиться к огромному материалу, который остаётся за рамками учебника, значительно расширить представления ребят о жизни поэта, его окружении, познакомиться с литературными произведениями, которые не входят в школьную программу.
Работа в клубе выстраивается по трём направлениям:
1. Изучение биографического, литературного материала.
Оно осуществляется на заседаниях клуба через различные формы работы: микролекции, беседы, выразительное чтение произведений А.С. Пушкина и о Пушкине, инсценирование и др. Заседания могут быть закрытыми (присутствуют только члены клуба) и открытыми (приглашаются все желающие, интересующиеся жизнью и творчеством поэта). Открытые заседания проводятся 2 раза в год и приурочены к пушкинским праздникам в лицее: 19 Октября (Дню Лицея) и 10 февраля (Дню памяти Пушкина). Это могут быть, например, литературно-музыкальные композиции, читательские конференции и др.. Готовясь к открытым заседаниям, выступая, учащиеся имеют возможность творчески реализовать себя.
2. Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе.
Учащиеся, проявляющие особый интерес к творчеству поэта, готовят рефераты исследовательского характера пушкинской тематики, с которыми выступают на ежегодной лицейской научно-практической конференции для учащихся среднего звена “Шажок в науку”. Также члены клуба принимают участие в ежегодной заочной пушкинской олимпиаде, проводимой в лицее, в творческих конкурсах.
3. Организация культурно-познавательного досуга учащихся.
Программой предусмотрены часы для экскурсий, встреч с интересными людьми, посещений спектаклей, выставок.
Структура программы определяется содержанием курса и направлениями работы: в основной части курса каждого года обучения предусмотрены 3 раздела, что отражает указанные направления работы клуба. В разделе “Изучение биографического, литературного материала” указаны темы клубных занятий.
Методика изучения курса наряду с традиционными приёмами (беседа, слово учителя, анализ художественных произведений и т.д.) включает исследовательскую и творческую деятельность учащихся, участие в пушкинской олимпиаде, встречи с местными поэтами.
Требования к уровню знаний и умений учащихся:
- учащиеся должны иметь представление о биографическом, литературном материале, обозначенном в рамках курса, что связано с расширением сведений, получаемых на уроках литературы;
- учащиеся должны овладеть навыками научно-исследовательской деятельности; навыками общения и совместной творческой деятельности;
- учащиеся должны осознать уникальность личности Пушкина, его произведений.
К программе прилагаются темы рефератов по творчеству А.С. Пушкина (для учащихся среднего звена).
*Примечание. Количество отведённых часов, содержание и объём изучаемого материала могут корректироваться по усмотрению учителя.
Содержание программы. 6 класс68 часов (2 часа в неделю).
“Детские и лицейские годы А.С. Пушкина”.
Введение.
Организационное занятие “Добро пожаловать в литературный пушкинский клуб!” Традиции клуба, эмблема. 2 часа.
Основной курс.
I раздел.
Изучение биографического, литературного материала*.
Тема 1. Детство Пушкина. “На утре дней…” Родители. Семья. Поэтическая атмосфера в доме. Летние месяцы в Захарове. Отражение детских воспоминаний в стихотворении “Послание к Юдину”(1815). 2 часа.
Тема 2. Няня в жизни поэта. Судьба А.Р. Яковлевой. Портретное изображение няни. Отношение Пушкина к няне. Стихи, посвящённые няне (“Ах! Умолчу ль о мамушке моей…”, “Подруга дней моих суровых” и др.) 2 часа.
Тема 3. “В начале жизни школу помню я…” Создание лицея, учебного заведения нового типа. Открытие. Герб и устав лицея. Система обучения. 2 часа.
Тема 4. Будни лицея. “В садах лицея…”. Жизнь Пушкина и его друзей в стенах лицея. Распорядок дня лицеистов. Классы. 3 часа.
Тема 5. ”Мой первый друг, мой друг бесценный…”Друзья Пушкина-лицеиста. Пушкин и Пущин: история их дружбы. Судьба Пущина после окончания лицея. Приезд Пущина к Пушкину в Михайловское во время ссылки. Пущин на каторге. Работа Пущина над “Записками о Пушкине”. Стихотворения, посвященные Пущину. (“К Пущину”, ”В альбом Пущину”, “Мой первый друг…”). 2 часа.
Тема 6. Пушкин и А. Дельвиг. Внешность и черты характера А.Дельвига. История взаимоотношений А. Пушкина и А. Дельвига. Причастность Дельвига к публикации первого стихотворения Пушкина. Дельвиг – автор лицейской “Прощальной песни”. Судьба Дельвига после окончания лицея. Стихотворение ”К Дельвигу”. 2 часа.
Тема 7. Пушкин и В.Кюхельбекер. Внешность и черты характера В.Кюхельбекера. Прозвища. История взаимоотношений Пушкина и Кюхельбекера. Эпиграммы Пушкина на Кюхельбекера, стихотворения, посвящённые Кюхельбекеру (“К другу стихотворцу” (1814 г.), “Поэты” (1820 г.)). Стихотворение Кюхельбекера, написанное на лицейскую годовщину. Судьба Кюхельбекера после лицея. 2 часа.
Тема 8. ”Наставникам, хранившим юность нашу, всем честию…”Лицейские наставники А.С. Пушкина. В.Малиновский, Е.Энгельгардт, А.Куницын, Н. Кошанский, А.Галич и другие, их влияние на лицеистов. Пушкинские строки, обращенные к преподавателям (“Моему Аристарху”, ”Послание к Галичу”, ”К Галичу” и др.). Отзывы преподавателей о Пушкине. 2 часа.
Тема 9. ”Под сенью дружных муз…” Лицейское братство. (Скотобратцы). Творчество и досуг лицеистов. Рукописные журналы. Эпиграммы и карикатуры. Национальные песни. Спектакли. 2 часа.
Тема 10. Лицей в “грозу двенадцатого года”. Жизнь лицейская во время Отечественной войны 1812 года: чтение реляций, известие о пожаре Москвы, приготовления на случай отъезда, неудавшейся побег лицеистов в Москву. Стихотворения “Вы помните: текла за ратью рать…”, “Полководцу”. 2 часа.
Тема 11. ”Являться муза стала мне…”Обретение Пушкиным дара поэта. Пушкин на уроках Н. Кошанского. Первые публикации пушкинских стихотворений. ”Благословение” Державина на публичном экзамене. 2 часа.
Тема 12. Царскосельские встречи Пушкина. В.Жуковский, К.Батюшков, П. Чаадаев, Н.М. Карамзин – старшие наставники Пушкина, их роль в становлении юного поэта. Пушкин и его дядя В.Л. Пушкин. 2 часа.
Тема 13. ”Но я был счастлив 5 минут…” Первая любовь в жизни поэта – увлечение Е Бакуниной. Стихотворения Пушкина: “Живописцу”, “Осеннее утро”, “Певец”, “Уныние”, “Месяц”, “Желание”. Стихотворение А.Илличевского “От живописца”. 1 час.
Тема 14. ”Разлука ждет нас у порога…”Судьба первого лицейского выпуска. История лицейских годовщин. Стихотворения Пушкина: “Разлука” (”Опять я ваш, о юные друзья!..”), “Товарищам”, “19 октября”. 2 часа.
Тема 15. Образ Пушкина-лицеиста в изобразительном искусстве XIX–XX вв. Изобразительная Пушкиниана. Репродукции картин И.Репина, Н.Кузьмина, В.Фаворского, Н.Рушевой. 2 часа.
Литературно-музыкальные композиции, посвящённые няне поэта (“Ах, умолчу ль о мамушке моей…”) и лицейским будням (“Лицейский день”).** 16 часов (подготовка и проведение).
II раздел.
Научно-исследовательская деятельность учащихся. Написание рефератов исследовательского характера пушкинской тематики, выступление на ежегодной лицейской научно-практической конференции для учащихся среднего звена “Шажок в науку”. (Примерные темы: “Образ няни в творчестве Пушкина”, “Изображение зимы в поэзии Пушкина”, “Образ И. Пущина в пушкинских стихотворениях” и др.)
Подготовка и участие в ежегодной заочной пушкинской олимпиаде, проводимой в лицее. Участие в творческих конкурсах. 10 часов.
III раздел.
Встречи с интересными людьми, пензенскими поэтами. 4 часа.
Заключение.
Заключительное заседание. Подведение итогов работы клуба (присвоение звания “Лучший пушкиновед ”; обращение к летописи клуба и др..) 2 часа.
Резерв – 2 часа.
Примечания.
* Изучение биографического, литературного материала осуществляется на закрытых заседаниях клуба.
** Литературно-музыкальные композиции проводятся на открытых заседаниях клуба.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темы рефератов по творчеству А.С. Пушкина (для учащихся среднего звена).
1. Индивидуальное и фольклорное в характерах героев “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях”.
2. Сопоставление чернового и окончательного вариантов текста стихотворения А.С. Пушкина “Зимняя дорога”.
3. Образ няни в творчестве А.С. Пушкина.
4. Образ И. Пущина в пушкинских стихотворениях.
5. Образы низшей мифологии в поэзии А.С. Пушкина.
6. Роль диалога в повести А.С. Пушкина “Барышня-крестьянка”.
7. Изображение зимы в стихотворениях А.С. Пушкина.
8. Наблюдение за использованием А.С. Пушкиным художественно-изобразительных средств в стихотворениях об осени.
9. А.С. Пушкин и Пензенский край.
Литература
1. Авенариус В.П. Отроческие и юношеские годы Пушкина. Исторические романы. М.: Вече, 1999 г.
2. Басина М. В садах лицея. Л.: Детская литература, 1988 г.
3. Берестов В. Пушкин рассказывает о своём детстве. // Октябрь. 1994 г., № 6, с.180–184.
4. Богданова А.И. “Ах! Умолчу ль о мамушке моей…” // Читаем, учимся, играем. 1999 г., № 1, с. 90–98.
5. Венок Пушкину. Альманах библиофила. М.: Книга, 1987 г.
6. Вербицкий А. “На утре дней” // Встреча. 1999 г., № 5–6, с. 58–59.
7. Декабристы и Сибирь. М.: Советская Россия, 1988 г.
8. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. М.: Правда,1987 г.
9. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 1999 г.
10. Пушкин. Серия “Семья художника”. Альбом. Л.: 1999 г.
11. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах, т.1–3. М.: Художественная литература, 1985 г.
12. Пушкин. А.С.: Школьный энциклопедический словарь/Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 1999 г.
13. Пушкинский край. Специальный выпуск, посвящённый няне Пушкина.1988 г., № 91.
14. Пушкинская энциклопедия.1799–1999.М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999 г.
15. Пущин И.И. Записки о Пушкине. М.: Детская литература, 1984 г.
16. Терентьева Н.П. Внеклассная работа по литературе. 5–8-е классы. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. – М.: ВЛАДОС, 1999 г.