Прилагается презентация, используемая на уроке (Приложение 1).
Образовательные задачи:
- осуществление контроля знаний;
- отработка умений и навыков самостоятельной работы;
- устранение пробелов в знаниях.
Развивающие цели:
- Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, сравнивать, делать выводы;
- Развитие умения применять знания на практике;
- Развитие воли и самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах.
Воспитательные цели:
- воспитание общечеловеческих ценностей;
- содействие профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.
Тип урока: комбинированный с применением компьютера и (или) интерактивной доски StarBoard.
Структура урока:
1. Организационный момент.
- Актуальность темы.
- Постановка задачи.
- Инструктаж по правилам работы – путешествию по стране дробей:
- озеро Ребусное;
- деревня Историческая;
- замок Таинственный;
- сказочный лес;
- горы Мозголомы.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный счет – остановка на Ребусном озере:
- № 1. Расшифровать ребусы и анаграммы.
- № 2. Определить, какая часть квадрата закрашена.
- № 3. Повторить способы записи дробей.
- № 4. Самостоятельно закрасить определенную часть квадрата.
4. Остановка в Исторической деревне – сообщения подготовленные учащимися:
- действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики;
- до сих пор у немцев говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он “попал в дроби”;
- чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби;
- во Франции их ввел в 1579 г. Франсуа Виет;
- в Европе десятичные дроби в 1585 г. ввел голландский математик и инженер Симон Стевин.
5. Способы изображения десятичных дробей: 14,382.
6. Повторение правила нахождения дроби от числа.
- Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.
Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить,
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
- Заполнение таблицы (самостоятельно). Для каждого произведения дробей в столбце, в строке дано ровно одно правильное значение. Укажите его.
23/24 |
3/5 |
62,5 |
10 |
|
1 /2 · 4/7 · 21/10 |
||||
2 /3 от 15 |
||||
50 % от 125 |
||||
1 · 23/24 |
- Решение задачи о лекарстве:
Дяде Боре врач прописал лекарство на три дня. В аптеке ему выдали бутылочку, в которой было всего 90 г лекарства. Дядя Боря, для того, чтобы быстрее вылечиться выпил за один раз 0,6 от всего количества лекарства. Сколько лекарства принял дядя Боря за один прием?
7. Разбор примеров и задач – поход в Сказочный лес.
- № 1. Как-то Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:
1/6 часть суток – чтение умных книг;
3/8 – совершение добрых дел;
1/12 – прием пищи;
5/24 – на занятия спортом; 8 часов на сон.
Сможет ли Незнайка выполнить свой план?
- № 2. Спица на куполе может выдержать вес 4 2/3 кг. Царю подарили петушка массой 3 1/4 кг. Выдержит ли спица, если петушок поправится на 36 %?
8. Динамическая пауза.
9. Посещение Таинственного замка – тест на внимательность, разгадывание кроссворда.
10. Взбирание на горы Мозголомы – решение более сложных задач:
- Что больше 19% числа 15 или 15% числа 19?
- Один из сортов кофейного напитка содержит 50 % кофе, 30 % желудей, 12 % ячменя и немного семени шиповника. Сколько граммов кофе, ячменя, желудей и семени шиповника содержится в 400 граммах кофейного напитка?
- Автомобиль прошел за 4 часа 180 км. За первый час он прошел 4 /15 всего пути, за второй – 5/8 того, что прошел за первый час, в третий – вдвое меньше пройденного за первые два часа вместе, а за четвертый час – остальной путь. Сколько километров прошел автомобиль за четвертый час?
- Работа в парах. На земном шаре обитают птицы –
безошибочные определители прогноза погоды на
лето. Название этих птиц зашифровано в примерах.
Выполняя последовательно умножение, найдите
произведения:
1/3 · 45; 25% от 12,4; 4,2 · 5/21; 36 · 4/9; 21 · 0,01; 6 % от 50; 2/3 от 4/7; 20 % числа 5,5
1 |
3 |
15 |
16 |
8 /21 |
3,1 |
0,21 |
1,1 |
А |
Н |
Ф |
М |
Г |
Л |
И |
О |
Заменив произведения буквами, вы прочтете название птиц-метеорологов.
11. Домашнее задание –
- п. 14, правило;
- дидактические материалы – вариант 3, стр. 66, задачи № 114, 115, 117.
12. Заключение, выводы.
- Как найти дробь от числа?
Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить,
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
- Как найти процент от числа?
Список литературы:
- Учебник “Математика–6” – Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд – М., “Мнемозина”, 2003.
- Дидактические материалы по математике для 6-го класса – А.С. Чесноков, К.И. Нешков, М. “Просвещение”, 2004 .
- Предметные недели в школе. Математика – сост. Л.В.Гончарова, Волгоград, изд. “Учитель”, 2001.
- Математическая смекалка – Б.А. Кордемский, М., ГИТТЛ, 1954.
- Ну-ка, реши! – Н.П. Грицаенко, М., “Просвещение”,1998.
- Задачник – Г. Остер, М., “Росмэн”, 1994.