Литературный ринг по творчеству А.Н. Островского, И.А. Горчарова, И.С. Тургенева (10-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 10


Цели:

  • развитие познавательных интересов учащихся;
  • закрепление знаний по литературе;
  • привитие любви к предмету;
  • развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать свое собственное мнение;
  • умение коллективно решать проблемы, развитие личной инициативы;
  • развитие читательского интереса к книге.

Описание игры:

  1. От каждого класса представлена команда из 6 человек.
  2. Команда имеет капитана, название, девиз.
  3. Ведут ринг двое ведущих.
  4. Жюри из 5 человек: учителя русского языка и литературы.
  5. Литературный ринг состоит из шести конкурсов.
  • портретного;
  • иллюстративного;
  • вопросы-ответы;
  • Ромашка”;
  • конкурса капитанов;
  • создание текста на тему “Библиотека” по опорным словам. (5 текстов);
  • для зрителей (болельщиков).

Оборудование:

  1. Портреты писателей (3).
  2. Плакат: “День, проведенный без книги – потерянный день” (1).
  3. Использование классной доски с заданиями для конкурсов. (Таблички “Портрет”, “вопросы-ответы”, “Ромашка”.
  4. Использование экрана для конкурса “Иллюстрация”, создание текста “Библиотека”.
  5. Жетоны для зрителей (за правильный ответ 1 балл).
  6. “Коробка находок”.

Слайды

ХОД РИНГА

1. Портретный конкурс.

Вопрос: Чей это портрет?

“Это был человек лет 32–33 от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, гулявшими беспечно по стенам, по потолку. Тело его с мягкими, пухлыми руками и плечами казалось слишком изнеженным для мужчины.” (Обломов. Гончаров. “Обломов”.)

“В гостиную вошёл человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые сапожки. Лицо желчное, без морщин, необыкновенно правильное и чистое, являло следы красоты замечательной. (Тургенев “Отцы и дети”. П.П Кирсанов.)

“ На кожаном диване полулежала дама, ещё молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках”. (Тургенев “Отцы и дети”. Кукшина.)

“Женщина высокого роста, в чёрном платье поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана, спокойно и умно глядели светлые глаза, ласковой и мягкой силой веяло от её лица.” (Тургенев “Отцы и дети”. Одинцова А.С.)

“ Сияет как апельсин. Таскает её на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того гляди, наткнётся на кого-нибудь. Кланяется – едва кивает, прежде не слыхать было, а теперь всё я да я, я хочу, желаю.”(Островский “Бесприданница”. Карандышев.)

Подводятся итоги конкурса жюри (правильный ответ оценивается в 3 балла).

2. Иллюстративный конкурс. (Использование мультимедиа).

Вопрос: Каким произведениям посвящаются данные иллюстрации?

Почему вы так считаете?

Первая иллюстрация (рис. 1). “ Под сводами старинной церкви.”

Ответ: А.Н. Островский, “Гроза”.

4 действие. Сцена грозы. Кабанов, Кабанова, Катерина, Кулигин, Варвара, Борис.

Вторая иллюстрация (рис. 2). “ Детство Ильи Обломова.”

Ответ: И.А. Гончаров “Обломов”. Обломовка. Сон.

Третья иллюстрация (рис 3). “Эксперименты Базарова над лягушками”.

Ответ: И.С Тургенев “Отцы и дети” Базаров с дворовыми мальчишками отправился на болото.

Четвертая иллюстрация (рис. 4). “Базаров перед смертью”.

Ответ: И.С. Тургенев “Отцы и дети”.Посещение больного Базарова А.С. Одинцовой.

Пятая иллюстрация (рис. 5). “ Приезд Штольца”.

Ответ: И.А. Гончаров “ Обломов”. Захар, Обломов и Штольц.

Подводятся итоги конкурса жюри (за правильный ответ – 4 балла.). В это время предлагается игра со зрителями.

 3. Игра со зрителями.

Путешествие по литературным музеям.

На экране портрет А.Н. Островского (рис. 6).

Вопрос: “Назовите родовое имение А.Н. Островского?” (Щелыково Костромской области.)

Демонстрация фотографии дома – музея А.Н. Островского в Щелыково (рис. 7), фотография гостиной и столовой в доме – музее А.Н. Островского (рис. 8), фотографии кабинета А.Н. Островского в Щелыково, могилы А.Н. Островского в Щелыково, памятника А.Н. Островскому у Малого театра в Москве (рис. 9)

4. Конкурс “Вопросы – ответы”.

Вопросы по творчеству И.А. Гончарова (ответ оценивается в 1 балл):

“Одно слово, а какое ядовитое”, – говорил Илья Ильич Обломов.

Назовите это слово. (Обломовщина)

“Кто пытается увезти Обломова из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь?” (Штольц)

“Я думала, что я оживлю тебя, что Ты можешь еще жить для меня, – а ты уже давно умер”. Чьи эти слова? Кому они адресованы? (Ольга Ильинская Обломову)

О ком идет речь? “Он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день как каждый рубль” (Штольц)

В чем заключалась последняя просьба И.И. Обломова? (Позаботиться о маленьком сыне Андрее)

Вопросы по творчеству А.Н. Островского (ответ оценивается в 1 балл):

Кому принадлежат эти слова?

“Отчего люди не летают так, как птицы?” (Катерине)

Каким героям пьесы “Гроза” подходит слово “самодуры”? (Кабанова, Дикой)

В доме Хариты Игнатьевны Огудаловой охотно бывают богатые и влиятельные люди города. Почему они не торопятся жениться на хорошенькой барышне Ларисе? (Бесприданница)

После домашних скандалов Лариса Огудалова обещала выйти замуж за первого, кто посватается.

Кто им оказался? (Карандышев)

Борис Григорьевич, молодой образованный человек, вынужден во всём покоряться дяде Дикому. Почему? (Зависит от него материально)

Вопросы по творчеству И.С. Тургенева. (Приведите цитаты из произведения “Отцы и дети”.)

Что сказал Е.Базаров о воспитании? (“Всякий человек сам себя воспитать должен”.)

Как относится Базаров к природе? (“ Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.)

Как Базаров относится к химии? (“ Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта”.)

Что сказал Базаров о нравственных болезнях общества? (“ Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от безобразного состояния общества”. “ Исправьте общество, и болезней не будет”.)

Что говорил Базаров о своем происхождении? (“ Мой дед землю пахал?”.)

Подведение итогов конкурса (правильный ответ оценивается в 2 балла).

5. Продолжение игры со зрителями.

Путешествие по литературным музеям. Дом-музей И.С. Тургенева.

На экране портрет И.С. Тургенева (рис. 10).

Вопрос: Назовите родовое имение И.С. Тургенева. (Спасское-Лутовиново)

Демонстрация фотографий дома-музея И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново (рис. 11), картины Я. Полонского “Спасское-Лутовиново. Поповский пруд” (рис. 12), “Тургенев на охоте” (рис. 13), картины Б.Мясникова “Дуб в Спасском, посаженный И.С. Тургеневым” (рис 14), гостиной и комнаты с охотничьими реквизитами (рис. 15).

Вопрос: Чьим пением и голосом был околдован И.С. Тургенев? (П.Виардо).

Демонстрация портрета Полины Виардо (автор П. Соколов), (рис 16).

6. Конкурс “Ромашка”.

На лепестках ромашки написать названия произведений А.Н. Островского, являющиеся пословицами и поговорками.

(1 балл за каждое название.)

Перечень правильных ответов:

“ Правда-хорошо, а счастье лучше”.

“ На всякого мудреца довольно простоты”.

“ Не было ни гроша, а вдруг алтын”.

“ Не в свои сани не садись”.

“ Бедность не порок”.

“ Без вины виноватые”.

“ Свои люди – сочтемся”.

“ Не так живи, как хочется”.

“ Старый друг лучше двух новых”.

“ Таланты и поклонники”.

“ Волки и овцы”.

7. Продолжение игры со зрителями .

Путешествие по литературным музеям. Дом-музей И.А. Гончарова.

Вопрос: Кто из писателей совершил кругосветное морское путешествие в 1852 году? (И. А. Гончаров)

На экране портрет И.А. Гончарова (рис. 17). Демонстрация фотографий дома-музея И.А. Гончарова в Ульяновске (рис 18), кабинета писателя (рис. 19), личных вещей писателя (рис. 20).

Вопрос: Как назывался фрегат, на котором писатель отправился в кругосветное путешествие? (Фрегат “Паллада”). Демонстрация рисунка фрегата “Паллада” (рис. 21).

Подведение итогов конкурса.

8. Конкурс “Обращение к читателю”. (Конкурс капитанов)

Задание капитанам: по опорным словам составить текст на тему “Библиотека” и обратиться к читателям.

Опорные слова: библиотека, Гончаров, Островский, Тургенев, мир, радость, человек, чтение, тайна, достижение, чувство.

Подведение итогов. Конкурс оценивается по пятибальной системе.

9. Игра со зрителями “Коробка находок”.

Вопрос: Кому принадлежат эти предметы?

На столе учителя “коробка находок”. Ведущий достает из коробки следующие предметы:

  1. Старинная монета XIX века. (“Бесприданница” А.Н. Островский. Кнуров и Вожеватов.)
  2. Лягушка. (“Отцы и дети” И.С. Тургенев. Базаров)
  3. Теплоход “Ласточка”. (“Бесприданница” А.Н. Островский. Паратов.)
  4. Кольцо со сфинксом. (“Отцы и дети” И.С. Тургенев. П.П. Кирсанов и княгиня Р.)
  5. Револьвер. (“ Бесприданница” А.Н. Островский. Карандышев.)

10. Подведение итогов литературного ринга.

11. Награждение команд. (Грамоты и дипломы).

Список использованной литературы:

  1. А.Н. Островский. Избранные пьесы. // Издательство “Художественная литература”. Москва 1970.
  2. И.А. Гончаров. Обломов. // Куйбышевское книжное издательство. 1973.
  3. И.С. Тургенев. Отцы и дети. // Издательство “Художественная литература”. Москва 1982.
  4. Н.Д. Ильина. Предметная неделя литературы в школе. //  Ростов-на-Дону “Феникс”. 2005.