Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста.
Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, выражение художником своего отношения к картине.
При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.
Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.
С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.
При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.
Исходя, из данной актуальности была выбрана тема творческой работы:
Тема: “Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с различными жанрами живописи”
Целью, которой является формирование эмоционально – целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
- Учить понимать замысел произведения, его содержание.
- Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
- Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
Основные направления творческой работы с дошкольниками:
Знакомство с :
- Натюрмортом
- Пейзажем
- Портретом
Литература:
- Знакомим с натюрмортом. Н.А.Курочкина.
Санкт – Петербург, 2001.
- Знакомство с пейзажной живописью. Н.А.Курочкина.
Санкт – Петербург, 2001.
- Дети и пейзажная живопись. Времена года. Н.А.Курочкина.
Санкт – Петербург, 2004.
- Дошкольникам о живописи. Р.М. Чумичева, Москва, 1992.
- И учеб и игра. Изобразительное искусство. М.В.Трофимова Ярославль, 1997
Этапы проведения занятий:
- Подготовка к занятию (предварительная работа совместно с родителями и педагогами группы)
- Рассматривание и составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины.
- Составление наброска простым карандашом с соответствии с тематикой картины
- Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.
Предварительная работа по подготовке к занятиям:
1.Работа родителей с детьми:
- Поиск информации о картине, художнике.
- Рассматривание картины с ребенком.
- Составление рассказа по картине вместе с ребенком (передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям).
2. Работа воспитателей с воспитанниками:
- проведение дидактических игр; игровых упражнений.
- Разучивание стихотворений о жанрах живописи.
- Наблюдение за изменениями в природе; поведением людей.
3.Работа руководителя по изобразительной деятельности с дошкольниками:
- Составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи.
- Рисование отдельных элементов картины вне занятий.
- Рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий.
- Посещение выставок, картинных галерей (по возможности)
Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова “Зима”.
1. Проведение дидактических игр:
“Найди картину по палитре ”
“Собери пейзаж”
2.Домашнее задание:
составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова “Зима”
3.Разучивание стихотворения о пейзаже из книги М.В.Трофимовой “И учеба и игра. Изобразительное искусство” М.В.Трофимовой.
4.Рассматривание учебное - методическое пособия “Дошкольникам об искусстве” Т.Н.Дороновой; учебно-методическое пособие Н.А.Курочкиной “Знакомство с пейзажной живописью”
5.Рассматривание и составление описательных рассказав по картинам:
- И.Э. Грабаль “Февральская глазурь”
- К.Ф. Юон “Зимнее солнце”
- “Русская зима”
- И.И.Шишкин “На севере диком”
6.Рассматривание наглядно – методического пособия “Деревья в картинках” из серии “Знакомство с окружающим миром и развитие речи”.
Конспект занятия в подготовительной группе.
Тема: “Составление описательных рассказов по картине
А.К. Саврасова “Зима”.
Используемые слова:
- жемчужный, серебристый, искрится, сверкает, нежно – голубые, кремовый, белоснежный, соломенная крыша, покосившиеся хата, побеленная известью, взъерошенная крыша, мохнатый дым, морозный воздух, красногрудые снегири, корявый ствол, усыпанная снегом, гибкие березы, пейзаж, полотно, репродукция, живописец.
Пейзаж – это французское слово, предметом которой является изображение природы в разное время года. Это могут быть изображены – леса, поля, луга, реки, озера, моря.
Программное содержание:
- Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (пейзаж).
- Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (белоснежный, жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый), эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция).
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Используемая литература:
1.Дети и пейзажная живопись. Времена года. Н. А.Курочкина, Санкт-Петербург, 2004.
2.Дошкольникам о живописи. Р.М. Чумичева, М., 1992.
3.Знакомим с пейзажной живописью. Н.А.Курочкина, Санкт-Петербург, 2001.
4.Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985.
Динамическая пауза:
Ох, зима! Ох, зима!
Сколько снега намела!
Реки все
Сковала льдом.
В снежной шапке
Каждый дом.
Иней на деревьях
И на проводах.
Мы катаемся с горы – Ах!
Материал:
- лирическая музыка;
- мольберт;
- репродукция картины А.К. Саврасова “Зима”;
- репродукции картин И.И.Шишкина “На севере диком..”, В.В.Переплетчиков “Зимой в лесу”; Н.А.Пластов “Первый снег”.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в изостудию.
В: Предлагаю вашему вниманию четыре картины известных художников, (дать детям время рассмотреть картины). Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом.
Скажите, каким словом можно назвать картины?
Д: Картины называются пейзажем.
В: Почему вы решили, что они называются пейзажем? А кто знает, что такое пейзаж?
Д: Пейзаж – это картины, на которых художники рисуют природу.
В: Когда художники рисуют природу на картине – это пейзаж. Пейзаж – это французское слово, предметом которой является изображение природы в разное время года. Это могут быть изображены – леса, поля, луга, реки, озера, моря.
Ребята, выберите для себя пейзаж, который больше всех нравится.
В: Таня, какой пейзаж тебе нравится? Что ты чувствуешь, когда смотришь на весенний пейзаж? Какое возникает настроение?
Д: Я чувствую запах весны. Мне хочется медленно танцевать.
В: Маша, а тебе картина с каким пейзажем нравится? Глядя на летний пейзаж, что тебе хочется сделать?
Д: Мне хочется собирать цветы, загорать на солнце.
В: После лета наступает осенняя пора. Кому, ребята, нравится осенний пейзаж? Саша, что интересного можно делать осенью?
Д: Осенью можно собирать грибы, составлять букет из осенних листьев.
В: На смену осени приходит зима. Картины, на которых художники рисуют зиму, называются зимним пейзажем. Скажите, какая бывает зима?
Д: Зима бывает ветреной, вьюжной, метельной, унылой, печальной, морозной.
В: Зимой очень много снега. Каким может быть снег?
Д: Снег может быть холодным, скрипучим, хрустящим, белоснежным, грязным.
В: Где зимой можно увидеть снег?
Д: Зимой снег лежит на крышах домов, на ветках деревьев и кустах, снег покрывает поля.
В: Какие оттенки красок встречаются зимой?
Д: Зимой встречаются оттенки синего, фиолетового, голубого, белого цвета.
В: Как вы думаете, кто еще кроме художников может нам рассказать про зиму в своих произведениях?
Д: Могут рассказать поэты, композиторы.
В: Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму по разному, ее настроение, и рассказывают нам о зиме в своих произведениях.
Поэты – в стихах, композиторы – в музыке, а художники – в картинах.
Предлагаю вам присесть на стульчики и рассмотреть картину А.К Саврасова “Зима” и внимательно послушать стихотворение.
“На обочине дороги
В серебристой – белой мгле
Ель, усыпанная снегом
Наклонилась к земле.
Вот изба стоит вдали
Крыша, крытая соломой,
На деревьях снегири
Свиристят своей знакомой.
Из далека прилетели,
Отдохнуть на ветки сели.
В небо дым с трубы идет.
И береза распушила,
Крону белую свою,
Снегом ей припорошило
Ствол и ветку каждую.
Все зима заколдовала
Жемчугом и серебром,
Рукавом своим махнула
И природа вся уснула”.
В: О чем нам рассказали художник и поэт в своем произведении?
Д: Художник и поэт рассказали о зимней природе.
В: Что удивило и порадовало художника?
Д: Художника удивило то, что снег сверкает и искрится на солнце. Ель и березы усыпаны снегом.
В: Как вы думаете, какой главный объект изображен на полотне?
Д: Главный объект на картине – это изба (хата).
В: Расскажите, какую избу нарисовал художник.
Д: Художник изобразил избу с соломенной крышей, из трубы идет белый дым.
Д: Хата побелена известью. Солома на крыше взъерошена.
В: Что еще вы увидели на репродукции А.К. Саврасова?
Д: На репродукции нарисованы березы и ель.
В: Опишите, какие березы нарисованы на картине.
Д: На картине изображены тонкие, гибкие березы, все в снегу.
В: Что покорило художника в нарисованной им ели?
Д: Покорила стройная ель, укутанная серебристым снегом.
В: Какой живой объект присутствует на репродукции?
Д: На репродукции изображены красногрудые снегири. Они застыли на ветках, как румяные яблоки.
В: Опишите снег, изображенный на полотне.
Д: Снег на полотне белоснежный, скрипучий, серебристый. Местами нежно-голубой, голубовато-розовый.
В: Какие чувства вызывает у вас картина А.К. Саврасова?
Д: Возникает чувство легкости, чувство восхищения.
Д: Глядя на картину, кажется, что находишься внутри ее.
В: Вы рассмотрели картину, немного про нее рассказали. Предлагаю вам послушать мой рассказ про полотно А.К. Саврасова “Зима”. Прежде чем вы его послушаете, предлагаю немного отдохнуть. Для этого вам нужно встать возле стульчиков и выполнять движения под мои слова.
“Ох, зима! Ох, зима!
Сколько снега намела!
Реки все
Сковала льдом.
В снежной шапке
Каждый дом.
Иней на деревьях
И на проводах.
Мы катаемся с горы – Ах!”
В: Присаживайтесь на стульчики и внимательно послушайте мой рассказ.
“Живописец А.К.Саврасов на своем полотне изобразил старую покосившуюся хату с взъерошенной соломенной крышей, по краям которой свисают острые, прозрачные сосульки. Над хатой вверх поднимается струйка мохнатого дыма и растворяется в холодном зимнем воздухе. Вокруг побеленной известью хаты, сплетен забор из старых, сухих, крупных веток – это плетень.
Рядом с хатой художник изобразил тонкие, высокие, гибкие березы. Кажется, что мороз окутал их голые ветки жемчужным покрывалом.
Не обошла зима и стройную ель, стоящую неподалеку от берез. Ель укутана в легкую снеговую шубу, на ветках – пуховые варежки. На старом, корявом дереве застыли красногрудые снегири. Они замерли в ожидании приближающего зимнего чуда.
Снег на картине изображен разными оттенками белого цвета: от нежно-голубого до кремового; местами он серебристый, белоснежный, жемчужный.
Морозный, свежий воздух чувствуется в высоких нежно-голубых облаках, в неярком свете солнца и в холодных серых тенях на снегу.
Глядя на картину, кажется, что попадаешь в зимнею сказку, в которой правит волшебница зима”.
В: Вы внимательно прослушали мой рассказ. Предлагаю вам составить свои рассказы, но так чтобы рассказы не повторялись, не были похоже друг на друга.
За красивый и полный рассказ предлагаю взять одну снежинку и приклеить ее на цветной лист, сделать хоровод из снежинок.
Педагог предлагает детям составить рассказы, хвалит их (рассказ получился похожим на зимнею сказку, необычный рассказ составила Маша, красивые слова использовал Денис в своем рассказе).
В: Ребята, что сегодня на занятии вам было трудно сделать; что удалось легко; чей рассказ вам понравился и почему.
Предлагаю вам на следующем занятии нарисовать рисунок по картине А.К. Саврасова “Зима”.