Любой ребенок, незрячий или слабовидящий с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом. Он должен стать оптимально развитой личностью. Целенаправленное педагогическое воздействие на детей, вовлечение их в разные виды деятельности в тесной связи с требованиями жизни способны развить познавательный интерес, обеспечить овладение знаниями, формировать умения, навыки, поднять их до уровня понимания социальной значимости учебной и трудовой деятельности. [2]
Придя работать в первый класс, я столкнулась с трудностью у незрячих и слабовидящих воспитанников, которая делает проблематичным успешное овладение детьми знаниями и умениями. И вот почему…
Дети, поступающие обучаться в 1-й класс школы-интерната III вида, имеют, в той или иной степени, выраженные психические и психологические проблемы. Причины этих проблем различны. Рассмотрим их. Во-первых, полное или частичное нарушение функции зрения влечет за собой появление вторичных дефектов как психологического, так и физического характера. Во-вторых, большинство детей имеют диагноз ЗПР, нервозы или нервозоподобные состояния, органическое поражение центральной нервной системы и т.д. В-третьих, имеет значение воспитание, которое дети получили в дошкольном возрасте. Зачастую в дошкольный период дети были окружены от гиперопеки со стороны взрослых до полного безразличия. Это приводит, как правило, к полному отсутствию элементарного социального и бытового опыта, который требуется от детей, поступающих в первый класс.
Как следствие этих проблем у детей возникает раздражительность, неадекватность поведения, безразличие к окружающему, инертность, недисциплинированность, импульсивность, двигательная расторможенность. Все это осложняет организацию учебно-воспитательного процесса. Решение этих проблем мы видим в том, чтобы научить детей управлять собой, своим поведением, т.е. помочь им сформировать и развить произвольное поведение. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития : развивается произвольная память и мышление, произвольным становится организация деятельности.
Многие воспитатели считают, что послушание и дисциплинированности следует добиваться строгостью и требовательностью. Но дело в том, что приказами, наказанием и строгостью можно добиться лишь подчинения, но нельзя научить ребенка управлять собой, своим поведением. Мы часто читаем ребенку нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, даем инструкции, убивая самостоятельность. Так как же помочь детям овладеть своим поведением и развить произвольность?
Сам ребенок, в каких бы замечательных и комфортабельных условиях он не находился, никогда не сможет научиться управлять своими действиями и никогда не почувствует необходимость в этом. Всему этому он может научиться только с взрослыми, в общении, в совместной деятельности. Именно педагог должен помочь детям осознать себя и своё поведение, учить ставить элементарные цели и достигать их, управлять собой. [4]
Основное средство формирования и развития произвольного поведения – игра. Игра рассматривается как своеобразная форма общения детей с взрослыми, их совместная деятельность. Каждая игра имеет правила, которые организуют и регулируют действия. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанность, импульсивность, ситуативность поведения. Согласно правилам, играющие действуют произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по их доброй воле, поскольку в игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро убеждаются в том, что нарушение правил идет во вред, поэтому постепенно привыкают следить за своим поведением, управлять своими движениями. Естественному усвоению правил способствует так же то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражательность одного играющего другим играющим и педагогу помогает детям быстро освоить требования. К тому же, чувствуя поддержку сверстников, ребенок начинает смотреть на себя как бы их глазами, что, конечно же, облегчает его усилия, делает их осмысленными и нужными для всех.
Так как игра, помимо средств решения многих других задач, является и основным средством формирования и развития произвольного поведения, то при планировании воспитательной деятельности по авторской воспитательной программе для воспитанников I ступени обучения “Цветик-семицветик” (данная программа имеет гриф “Допущено министерством общего и профессионального образования Ростовской области”, приказ № 2109 от 29.09.2006), мы постарались максимально использовать игровые формы работы [3]:
- игры на развитие психических процессов в помещении и на свежем воздухе;
- дидактические игры;
- игры-ситуации;
- игры-практикумы;
- игры-экранизации;
- игры диагностического характера.
В процессе создания программы был “открыт” курс “Психогимнастики” М.И. Чистяковой, элементы курса стали составной частью программы “Цветик-семицветик”. Этот курс оказался очень эффективным средством развития произвольности психической регуляции у детей. Курс состоит из занятий, которые включают в себя приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов и элементов групповой психотерапии. Занятия состоят из упражнений, объединенных в группы и направленных на развитие умения произвольной регуляции в разных сферах психики. Группы упражнений направлены на развитие движений, эмоций, общения, поведения. [1] Пример такого занятия представлен ниже.
Важным направлением в преодолении ситуативности и непроизвольности может стать организация жизни детей во времени. В разговорах с детьми следует обращать внимание на то, что было вчера, сегодня, т.е. подводить их к мысли, что жизнь – не случайный набор, разрозненных эпизодов, а связанный процесс взаимообусловленных событий, которые они сам планируют. Именно через речевую формулировку этих событий, которую может дать толь педагог, ребенок начинает осознавать свою жизнь во времени, преодолевая в своем сознании границы настоящего момента. А это необходимое условие для самостоятельного планирования собственных действий и овладение своим поведением.
Это можно осуществлять как в повседневном обучении бытовым навыкам, так и в ходе различных тематических воспитательных мероприятий, приведенных в разделе “Планирование воспитательной деятельности” в авторской воспитательной программе для воспитанников I ступени обучения “Цветик-семицветик”. Рефлексия (подведение итогов дня, мероприятий, бесед и т.д.), должна присутствовать максимально в процессе общения детей с взрослыми.
Итак, авторская программа воспитательной деятельности для воспитанников I ступени обучения “Цветик-семицветик” решает, помимо других, задачу формирования и развития произвольности поведения, что является основой воспитательного процесса в начальном звене коррекционных учебных учреждений.
Насколько успешно в реальных условиях решается эта задача можно судить по выпускникам начальной школы. К концу 4-го класса у детей сформировано произвольное поведение. Но в силу психических и психологических отклонений у детей, развитие произвольности поведения необходимо продолжать и в среднем звене обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. К этому времени дети в меру своих интеллектуальных возможностей овладели учебным материалом, т.к. умение контролировать себя дало им повышение произвольного внимания, усидчивости, полезной активности, мотивации, познавательного интереса. У детей, имеющих неврозоподобные приступы, они стали реже, и, что самое главное, контролирующимися самими детьми, т.е. у таких детей приступы стали менее агрессивны, они сами могут успокоиться, взять себя в руки.
По результатам диагностики к концу 4-го класса у детей наблюдается положительная динамика уровня воспитанности. А, следовательно, это и есть результат воспитательной работы, проводимой с детьми в начальной школе по формированию и развитию произвольности поведения.
Как мы уже упоминали выше, работа по развитию произвольного поведения детей с ограниченным возможностями здоровья будет продолжаться воспитателем и в среднем звене. Дети взрослеют, у них появляются другие, более значительные для них, проблемы. Необходимо продолжать учить детей решать эти проблемы, опираясь на социальный опыт детей. В возрасте 11–14 лет у детей появляется потребность занять свое место в коллективе, ориентировка на оценку сверстников, возникает потребность личности в самооценке. На этом этапе произвольность поведения будет несколько другого характера и зависит главным образом от того, на сколько дети знают свой внутренний мир, умеют им управлять, насколько они усвоили моральные нормы поведения. [5]
Описание занятия
Занятие эффективно проводить в течение 30 минут (примерно 5 минут).
Магазин игрушек
( Дети сидят в кругу на стульях или на ковре.) Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из нас, например у Кати? (Дети называют игрушки, пробуя угадать любимую у каждого по очереди.) (1–2 минуты)
А теперь вспомним, какие любимые игрушки есть у нас в комнате. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать, например: … (Ведущий имитирует звук самолёта, мотоцикла, а дети угадывают.) (1–2 минуты)
А теперь каждый будет своей любимой игрушкой. Побежим наперегонки от стены к стене. Чья любимая игрушка быстрее бегает: заяц, самолёт, кукла или котёнок? (1–2 минуты)
А теперь – чья игрушка выше прыгнет? (1–2 минуты)
Пока мы здесь прыгаем, магазин может закрыться. Все мы игрушечные машинки, поторопимся в магазин игрушек, пока он не закрыт. Поехали!!! Скорее подойдем к витрине магазина, посмотрим, кто там есть?
Все становятся за спинки своих стульев, лицом в круг. (1–2 минуты)
Руки раскрытыми ладонями приставим к вискам, наподобие больших ушей, наклоняем голову влево и вправо, вперёд, улыбаясь как бы в приветствии.
- Кто это, дети? Правильно, Чебурашка.
- Что он хочет нам сказать? Здравствуйте (вперед головой)! Идите к нам (назад вбок – влево и вправо). Не хотите (из стороны в сторону)? Без вас скучно.
Пока детей не было в магазине, продавец заснул. Он уронил голову на грудь, и она у него болтается, как на верёвочке. Шейка расслаблена. Голова тяжёлая, никак не удержать: падает, туда-сюда, никак её не удержишь.
Вытянем руки в стороны, прямые, ровные, напряжённые: “У-у-у”. Что это? Конечно, самолёт! Полетели!
Передвигаемся свободно во всех направлениях. (Педагог гудением задаёт и изменяет темп: медленно, быстро, ещё быстрее.) Руки не двигаются, напряжены, руки – железные крылья. Вот такие самолёты есть в магазине. Полетели к себе на полку: “У-у-у…”
А что это за игрушки? Руки в замок, руки переплетены, делаем волнообразные движения. Сплетаются, распрямляются в разные стороны, вытягиваются, как верёвочка.
Через эту верёвочку можно даже скакать. Крутим руками, согнутыми в локтях, потом прямыми, крутим, ускоряя движение, как если бы держали скакалку. Догадались, что это? Скакалка! Конечно! Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на двух – в разном темпе.
Руки прижаты к телу по бокам. Всё тело напряглось, не шевелится, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из стороны в сторону: “тик-так, тик-так”. А теперь покачаемся взад-вперёд. Вот вы настоящие ваньки-встаньки. Ноги тяжелые, будто прилипли к полу, не дают вам упасть, только качаемся, покачиваемся. (В парах: дети и Ваньки. Дети толкают Ванек, те качаются в разные стороны. Меняются ролями.)
Посмотрим, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вверх-вперёд, сомкнём над головой полукругом. Мы воздушные шарики.
Давайте будем надуваться – больше и больше. Вот мы становимся всё легче и легче, всё тело лёгкое, невесомое. Вот нас сдунул ветерок, и мы полетели! Летим! Натыкаемся на стульчики, отталкиваемся друг от друга, от стены, но только очень легко, мягко подпрыгивая. Ветер нас закружил, мы вращаемся и летим. Опустились на землю. Сели.
Эмоция удивления (лягушки)
Посмотрите, кто это здесь сидит, глаза на нас таращит? Садимся на корточки, колени врозь, руки в упоре впереди, голову вытягиваем вверх, приподнимаясь. Выпучивая глаза от удивления, надувая щёки. “Ква-ква”, “ква-ква”.
Да они ещё и прыгают! Это, конечно, лягушки! Очень удивляются, даже рот раскрывают от удивления: “Ква-ква”. Никогда не видела таких лягушек. Посмотрите друг на друга. Удивитесь: “Ква-ква”.
Эмоция страдания и боли
Кто это сидит с таким страданием на лице? ( Педагог садится на пол, ноги вперёд, слегка в стороны, руки расслаблено висят вдоль тела.)
“Ме-ме-ме”. Что случилось с козлёнком? (Педагог поднимает по очереди руки и ноги и роняет их расслаблено. Дети повторяют.)
Проявления сочувствия, сострадания
Оторвались у козлика ручка и ножка, на одной ниточке висят, ну-ка, покажите? “Ме-ме”… Хочет козлёнок шевельнуть ручкой – только локоток шевелится, ножкой – только пальчик большой сгибается. (В парах дети проверяют у партнеров-козликов, как у них расслаблены ручки и ножки, поднимая их и опуская. Меняются ролями.)
Пусть Саша будет козликом. Смотрите, как ему больно. Он стонет, жалобно зовёт: “Ме-ме”. Как козлику помочь:
- отвезём его в больницу?
- не будем шуметь, у него болит голова?
- очень осторожно возьмём его на руки, станем поудобнее, козлик вскрикивает, значит, мы резко его подняли?
- погладим то место, где причинили козлику боль?
- успокоим его, скажем что-нибудь ласковое?
Так мы облегчим ему боль, чтобы он меньше страдал. (Затем дети переносят ещё одного – двух “козликов”, тех, кто захочет повторить эту роль)
Теперь повезём больного “козлика” в больницу на поезде. Станем в цепочку, возьмём друг друга за локти, руки согнём – и поехали, изображая руками движение колёс поезда, мелко переступая ногами, по всему залу.
Ведущий скандирует стихотворение Хармса “Поезд”.
Дети повторяют только рефрен: “Тук-тук-тук, чух-чух-чух”.
Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Машинист во всю хлопочет, Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой, Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Для детей вагон второй. Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится вдоль полей, Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Эй, цветы водой полей. Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится тёмным лесом, Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
В гости едет к нам профессор, Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится всё вперёд, Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
А толстяк всё ест и пьёт. Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Наша поездка подошла к концу. Какое у вас настроение? Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Что запомнилось? (Дети делятся впечатлениями) До свидания, дети! До следующей встречи!
Форму описанного занятия и отдельные элементы можно использовать для развития произвольности на любом внеклассном занятии, на переменах и т. д. [4]
Литература
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология. М.. 1969.
- Некрасова М.Ю. Программа “Цветик-семицветик”. Сборник авторских программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III вида, Новочеркасск, 2006.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”. М., 2005.