Формирование гражданской позиции учащихся через мотивацию их учебной деятельности на уроках обществознания

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить.

В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс личностных компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненной активности, ориентации на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовности преодолевать жизненные трудности и препятствия, уменьшение тревожности и страха перед ошибкой и неудачей. Путь решения данных проблемы видим через реализацию проекта “Проектирование учебной деятельности как условие развития мотивации учащихся”.

Реализация проекта осуществляется коллективом МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 29” г. Череповца. Проект актуален для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, их родителей, учителей. Мы имели смелость посягнуть на две глобальные проблемы российского образования – снижение учебной мотивации учащихся (дети не хотят учиться) и повышение школьной тревожности (дети боятся учиться).

Главная цель проекта – создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Основные задачи в рамках реализации проекта – повышение учебной мотивации (учить детей так, чтобы им захотелось учиться) и снижение школьной тревожности (дети должны идти в школу с радостью, с желанием получать знания). Наш проект способствует снижению школьных рисков (школьная тревожность, школьный невроз) и по достигнутым результатам является профилактическим.

Основная цель проекта – создание оптимальной образовательной среды, которая в виде модели педагогического процесса могла быть воспроизведенной в любом образовательном учреждении, заинтересованном не только в конечном результате деятельности (качестве знаний учащихся), но и в тех условиях, в которых эта деятельность организуется (высокая учебная мотивация, отсутствие стрессогенной атмосферы).

Успешная учебная мотивация в рамках образовательного учреждения возможна, прежде всего, при действии единой общешкольной системы активного воздействия на мотивы обучения учащихся. Основополагающим компонентом проекта по мотивации учебной деятельности учащихся является изменение структуры учебного процесса, единицей которого становится не урок, а тема – логически законченный раздел содержания учебного предмета. Таким образом, мы отошли от традиционной линейной структуры обучения.

Отдельно взятый урок не может иметь всех особенностей учебного процесса, на уроке могут быть решены лишь отдельные, ограниченные задачи осуществления учебного процесса. Зачастую учебный процесс проходит для ученика (иногда и для учителя) как простая последовательность мало связанных друг с другом уроков. Поэтому структура каждого отдельного урока определяется целью и местом этого урока в системе уроков по изучению учебной темы. Для учебной темы можно указать единую, общую структуру. Она состоит из трех частей (в нашем проекте – трех типов уроков) – этапов учебного процесса изучения каждой темы. Наш подход по организации образовательного пространства технологичен по форме, но индивидуален по сути, что дает возможность творчески развиваться учителю и учащемуся.

1 этап – Вводно-мотивационный (1 тип урока). На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель изучения учебной темы, её место и роль в общем образовании, её практическое и теоретическое значение. Учитель рассказывает историю возникновения и развития понятий, которые будут изучены в теме; указывает, какие знания и умения ранее пройденного материала понадобятся при изучении данной темы. При этом учитывается субъектный опыт учащихся. Учитель сообщает организационную структуру изучения темы, сколько уроков отведено на изучение темы, сроки её завершения, перечисляет основные элементы темы.

2 этап – Операционно-познавательный (2 тип урока). На этом этапе учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками (действиями), входящими в содержание данной темы.

3 этап – Рефлексивно-оценочный (3 тип урока). На этом этапе происходит обобщение изученного материала и подведение итогов работы учащихся по данной теме. Главная цель этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности, самоанализа, способности к обобщению, формированию адекватной самооценки. Термин “неуспевающий ученик”, “неуспеваемость” не употребляются вовсе, они заменяются словосочетанием “выполнил работу”, “сдал тему”. Такая терминология сдвигает оценку с личности ученика (неуспевающий – неспособный) на оценку его работы. Таким образом, мы дифференцируем понятия “отметка” и “оценка”.

На проведение водно-мотивационного этапа урока на усмотрение учителя отводится от 15 до 35 минут. Мы не принимаем обвинения в нерациональном использовании учебного времени, поскольку на практике доказали целесообразность и эффективность мотивации. Цели изучения темы разрабатываются в соответствии с государственным образовательным стандартом – овладение методами научного познания мира. Цели изучения темы ученик получает от учителя в готовом виде или активно их формирует на уроке – все зависит от уровня развития учащихся. Главное, чтобы цели изучения темы были понятны и приняты, став побудительной силой, превратились в мотив. Учитель, мотивируя учащихся на изучение темы, показывает её значимость для получения образования в целом; её место и роль в изучении учебного предмета, других наук; теоретическое и практическое значение учебной темы, возможность использовать свои знания в жизни. Опыт показывает: эта часть самая трудная для подготовки первого типа урока, но и самая продуктивная для формирования учебных мотивов.

Поскольку водно-мотивационный этап урока напрямую связан с рефлексивно-оценочным, ученикам предлагается индивидуальная программа изучения темы, содержащая три уровня заданий (на оценку “3”, “4”, “5”). Во многих российских школах применяется разноуровневый подход в обучении, но мы объединили дифференциацию с целенаправленной, системной мотивацией. Соотношение теоретического и практического материала (контрольных вопросов и контрольных заданий) определяется учителем в зависимости от учебного предмета (естественно, оно не может быть одинаковым, например, на уроках алгебры и труда). Уровень заданий выстраивается по принципу пирамиды: более высокий уровень предполагает обязательное выполнение низкого.

Знакомясь с индивидуальной программой изучения темы, ученик выясняет обязательный минимум содержания (чему он должен учиться), объем максимальной нагрузки (сколько придется учить), и требования к уровню подготовки (что он должен знать и уметь). Все это позволяет учащемуся соотнести свои возможности, уровень притязаний и самооценку с предъявляемыми требованиями учения и самостоятельно выбрать (запланировать) предполагаемый результат в виде определенной оценки. Для закрепления принятия ответственности учащегося на себя заключается письменный контракт в форме контрольного листа с выбранной оценкой по теме, который ученик в конце первого типа урока сдает учителю.

Новая структура изучения темы предполагает фиксированное количество оценок каждого учащегося, при этом учащийся заранее знает требования, предъявляемые за каждую оценку, что приводит к бесконфликтности в оценивании знаний. Организованный таким образом процесс обучения способствует более прочному усвоению знаний учащимися, повышению их ответственности за конечный результат учения. Ученики перестают бояться ответов у доски, самостоятельных и контрольных работ, становятся активными участниками (субъектами) учебного процесса, и, что самое главное, хотят, чтобы учебный процесс проводился подобным образом.

Все учащиеся (100%) тех классов, где реализуется проект, пожелали продолжить инновацию, у 69% учащихся исчезло чувство страха за оценку, 59% научились выбирать оптимальный вариант деятельности при подготовке к самостоятельным и контрольным работам, у 32% повысился интерес к учёбе, 23% качественно улучшили свои результаты. 77% родителей учащихся одобряют новую форму работы с детьми, остальные 23%, хотя и сомневаются, но инновацию не отвергают. По мнению 41% родителей проект способствовал повышению интереса к учебе их детей.

В качестве примера предлагается разработка вводно-мотивационного урока по теме “ Политическая жизнь современного общества” по обществознанию автора статьи, в рамках проекта по мотивации учебной деятельности.

Вводно-мотивационный урок по теме:
“Политическая жизнь современного общества”

Цели урока:

  1. Мотивировать учащихся на изучение темы “Политическая жизнь современного общества ”.
  2. Способствовать становлению у учащихся осознанной демократической, гражданской позиции в обществе.

1 часть. Вводно-мотивационная

Эпиграф на доске:

“…Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной,
Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой…”
Н. А. Некрасов

Учитель озвучивает эпиграф и обращает внимание ребят, что он взят не случайно, т.к. в стихах Н.А.Некрасова высказана определенная жизненная позиция. И просит ребят поделиться своей жизненной позицией.

Мозговая атака (5 минут). Класс делится на 3 рабочие группы.

Задание: На основе уже полученных знаний по обществознанию о человеке и современности сделать вывод о характеристике позиции человека: как индивида (1 группа); как личности (2 группа); как гражданина (3 группа).

Занести записи в таблицу.

  Человек (индивид.) Личность Гражданин
1. Начало формирования и длительность.      
2. Особенности формирования и воспитания.      
3. Для кого существует и развивается      
4. Значимость для общества.      

При подведении итогов, представители каждой группы защищают свою позицию, делают вывод о том, какое позиционирование человека в обществе они считают наиболее важным и актуальным на сегодняшний день для себя и почему? Представители от других групп могут оппонировать и задавать вопросы.

Примерный вариант итоговой, сводной таблицы на доске:

 

Человек (индивид.)

Личность

Гражданин

1. Начало формирования и длительность. С рождения, при условии воспитания в семье Становление в течение всей жизни Становление в течение всей жизни
2. Особенности формирования и воспитания. Главная роль воспитания у семьи. Воспитывает семья и общество Воспитывает семья, и общество, и государство
3.  Для кого существует и развивается. Для себя, семьи Для себя, семьи, проявляет себя в обществе и оценивает общество – значит, для общества. Для общества и государства
4. Значимость для общества. Является составной частью общества. Опора общества, лидеры, активисты. Опора общества и государства, лидеры, активисты.

Учитель выделяет принципиально важные позиции.

Учащиеся делают вывод, что наиболее важно быть в обществе личностью и гражданином.

Комментарий и задание учителя:

Мне приятно, что Вы стремитесь быть личностью и гражданином нашей великой России. Давайте подумаем, что может помочь Вам реализовать свои права как гражданина или сформировать себя как личность и гражданина. (Учитель фиксирует выводы на доске.)

Варианты ответа, данные детьми:

  • свое желание, активность личности;
  • законы, дающие всем право на равенство и справедливость;
  • права и свободы человека и обеспечение их защитой государства;
  • правопорядок или не решенные проблемы в стране;
  • знание обычаев, традиций, законов страны;
  • здоровье, чтобы иметь возможность работать и защищать страну…

Подведение итогов. Учитель предлагает учащимся сформулировать вывод, обращая внимание на эпиграф, и записи выделенные текстом.

Например, он может звучать так:

  1. Человек рождается таким как все – индивидом.
  2. Общество и государство играет основную роль в формировании гражданской позиции личности.
  3. Личность, опираясь на знания обычаев, традиций, основ государства и права получает возможность реализовать свои гражданские права.

Учитель: наш курс обществознания, как раз направлен на то, чтобы вы. Опираясь на знания обычаев, традиций, основ государства и права получили возможность реализовать свои гражданские права. Кроме того, и подготовиться к ЕГЭ по обществознанию по теме “Политическая жизнь современного общества ”.

2 часть. Заключение контракта

Для наилучшего изучения материала темы, я предлагаю Вам, как всегда, заключить со мной контракт.

Вы выбираете уровень изучения на соответствующую оценку и обязуетесь его выполнять, а я со своей стороны помогу реализоваться вашим планам и не буду спрашивать Вас сверх указанного уровня.

Ознакомление с Индивидуальной программой изучения темы “ Современная цивилизация и политическая жизнь” и комментарий учителем теоретических и практических заданий.

Индивидуальная программа изучения.
Тема “ Современная цивилизация и политическая жизнь”
(12+5 часов)

Цели:

1. Изучить современные научные данные о политике и праве. Быть готовым к самостоятельной реализации типичных для рядового гражданина политико-правовых ролей в соответствии с гуманистическими ценностями.

2. Знать важнейшие политические и правовые понятия и нормы.

3.Уметь самостоятельно применять и пополнять их, ориентироваться в политико-правовой действительности.

Теоретическая часть:

“3” “4” “5”
Знать и уметь объяснить! что такое…:

1. Политика и социальная природа полит.власти

2. Структура и функции полит.системы

3. Типы политической системы. Режимы.

Боголюбов Л.Н. “Человек и общество”. 10 класс, ч. 1. Просвещение, 2002 г., п. 21

Знать: 1–3…

4. Сформулировать и доказать на примерах и опираясь на нормативно правовую базу тип политической системы России.

Знать: 1–3…

4. Проанализировать и сравнить на примерах, опираясь на нормативно-правовую базу тип политической системы ведущих стран мира и России, а так же динамику их развития.

Знать и уметь объяснить! что такое…:

1. Признаки правового государства

2. Защита прав человека. Нормативные документы о правах человека

3. Гражданское общество.

4. Местное самоуправление.

Боголюбов Л.Н. “Человек и общество”. 10 класс, ч. 2. Просвещение, 2002 г., п. 22

Знать: 1–4…

5. Общий обзор международных документов по правам человека.

Знать: 1–4,

5. Анализируя российскую действительность, опираясь на политико-правовую базу, докажите наличие элементов гражданского общества в РФ.

Знать и уметь объяснить! что такое…:

1. Право и мораль. Система права

2. Отрасли права и их специфика:

а. конституционное
б. административное
в. уголовное
г. гражданское
д. трудовое

Боголюбов Л.Н. “Человек и общество”. 10 класс. Просвещение, 2002 г. Ч. 1, пар. 7; ч. 2, п. 23

Знать: 1–2…+

3. Обзор законодательных актов, закрепляющих правовое положение личности и несовершеннолетних.

Знать: 1–2–3…+

4. Общая характеристика отраслевых Кодексов как систематизированных законодательных актов для защиты прав несовершеннолетних.

Знать и уметь объяснить! что такое…:

1. Демократия: понятие, принципы, виды.

2. Полит. плюрализм и парламентаризм

Боголюбов Л.Н. “Человек и общество”. 10 класс, ч. 1. Просвещение, 2002 г., п. 24

Знать: 1–2…+

3. Уметь объяснить особенности современной полит. жизни Череповца.

Знать: 1–3…+

4. Анализ динамики развития современных политических тенденций в России и за рубежом.

Знать и уметь объяснить! что такое…:

1. Политический статус личности. Демократическая полит.культура.

2. Сущность ролей избирателя. Лидер и имитатор.

Боголюбов Л.Н. “Человек и общество”. 10 класс, ч. 1. Просвещение, 2002 г., п. 25.

Знать: 1–2…

3. Доказать, в чем сходство и различие между политико-правовым и социальным статусом личности в России.

Знать: 1–3…

4. Уметь сравнивать и анализировать программы п/партий современной России.

Практическая часть

Задание “3” “4” “5”
1. Практическая работа с использованием Конституции РФ 1993 г. Составить схему разделения властей в современной России и органов местного самоуправления в нашем городе. Составить схему разделения властей в современной России и органов местного самоуправления в нашем городе.

Сделайте вывод: о роли местного самоуправления в нашем городе?

Составить схему разделения властей в современной России и органов самоуправления в нашем городе.

Как, по-вашему, происходит ли формирование гражданского общества? Ответ аргументируйте.

2. Лабораторная работа по материалам СМИ.

Подберите из печатных СМИ примеры, иллюстрирующие тенденции развития политических отношений в РФ.

1. Отбор материала в соответствии с темой (2–3 источника)

2. Вывод по теме.

3. Эстетика оформления

1. Отбор материала в соответствии с темой (2–3 разноплановых источника)

2. Выводы

3. Эстетика оформления

1. Отбор материала в соответствии с темой

2. Сделан анализ материалов на возможную тенденциозность.

3. Выводы в сравнении с мировыми тенденциями.

4. Эстетика оформления

3. Практическая работа.

Составьте познавательные задачи по изученным отраслям права.

1. По одной на каждую изученную отрасль с предполагаемым решением

2. Отбор материала в соответствии с темой

3. Эстетика оформления

1. По две на каждую изученную отрасль с предполагаемым решением

2. Отбор материала в соответствии с темой

3. Эстетика оформления

1. С применением различных отраслей права при решении задач.

2. Отбор материала в соответствии с темой

3. Эстетика оформления

4. Зачет по теории. 55–69% 70–89% 90–100%
5. Контрольный тест 55–69% 70–89% 90–100%

Выбор учащимися уровня и оценки, подписывают контракт.

Контракт

Я, ………………………………………………………………………………………………….,

учащийся 11-го …….кл., МОУ “ Средняя общеобразовательная школа № 29” г. Череповца

выбираю уровень …………..

по теме “Политическая жизнь современного общества”

Дата, подпись:

В случае болезни вы самостоятельно изучаете тему и сдаёте все виды контроля. Вы всегда можете рассчитывать на мои дополнительные консультации. Благодарю вас за работу на уроке! Желаю удачи!!