Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми, у которых речевые нарушения сочетаются с отклонениями в развитии осанки и стопы, врожденной патологией. Установлено, что функциональные возможности таких дошкольников имеют более низкие значения по сравнению с детьми, посещающими обычные группы. Наиболее значимые различия выявлены по показателям функциональных резервов внешнего дыхания, нервно-мышечной системы, психоэмоционального состояния, уровня физической подготовленности. Проведение речевых физкультминуток, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность. Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение, речевые игры.
В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны отвечать следующим требованиям:
- быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;
- включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);
- эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);
- связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты – быть доступными детям.
Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.
Исходя из опыта логопедической работы, целесообразно выделить два вида физкультминуток: фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь) и лексические (на усовершенствование имеющегося словаря). Учитывая принцип известной последовательности коррекционной работы над звуком, материал для физкультминуток подбирается соответственно четырем этапам: подготовительному для вызывания звука, его автоматизации, дифференциации и введению его в связную речь ребенка.
- На подготовительном этапе развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику, речевое дыхание, учим детей вслушиваться в звуки, слова, слышать составные части слова.
- На втором этапе проводятся физкультминутки для автоматизации звуков в речи ребенка в указанной последовательности. Тексты содержат слова с автоматизируемым звуком (но не содержат звуков, неправильно произносимых ребенком), который в данной физкультминутке встречается в разных позициях : слогах открытых, закрытых, со стечением согласных.
- На этапе дифференциации звуков используются более длинные и сложные тексты, сопровождаемые различными по объему движениями. Для ребенка с нарушениями речи на первый план выступает коррекционно-развивающая задача (коррекция звукопроизношения, умение контролировать свою речь, дифференцировать ее недостатки).
- Четвертый этап является заключительным в работе над звукопроизношением, когда целевые задачи в отработке звука находят свое завершение и правильно произносимый звук вводится в связную речь ребенка.
Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей. Речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части логопедического воздействия, во время проведения подгрупповых или фронтальных занятий логопеда и воспитателя, на общеобразовательных занятиях, на прогулках или как вид домашних заданий, а также для организации детей после сна и др.
Наблюдение за детьми, посещающими группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и имеющими различные речевые нарушения, свидетельствуют о том, что дошкольники во время занятий каждый раз с желанием выполняют физкультминутки, с живым интересом разучивают новые упражнения, сравнительно быстро усваивают их. Систематическое использование речевых физкультминуток на логопедических занятиях помогает быстрее автоматизировать поставленный звук, у детей формируется осознанный самоконтроль звука в связной речи. Занимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые на конкретном занятии звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков. Дети, посещающие группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху логопедической работы по развитию речевой и общей моторики в целом.
Примеры практического материала для речевых физкультминуток. (Приложение)
Список используемой литературы
- Лескова Г., Ноткина Н. “Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей”. Дошкольное воспитание. 1983. № 3.
- Селиверстов В.И. “Игры в логопедической работе с детьми.” – М.: Просвещение, 1987.
- Лопухина И. С. “Логопедия” – М.: Аквариум, 1995.
- Л. Н. Смирнова “Логопедия в детском саду”, Издательство “Мозаика-синтез”, 2005.
- Трибис И.М. “Педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата” - Санкт-Петербург , 2006.
- Е.А. Алябьева “Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения”, Творческий центр сфера, Москва, 2005.