Цель : расширять и углублять знания учащихся по русскому языку;
развивать русскую речь и самостоятельное мышление;
воспитывать самостоятельность, активность детей.
Оборудование: маршрутная карта, загадки, кроссворды, игры, разные игрушки.
Ход урока.
I . Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас внеклассное занятие по русскому языку. Мы с вами будем отгадывать загадки, решим кроссворды, поиграем, научимся правильно писать, поэтому будьте внимательны .На доске маршрутная карта. Мы будем путешествовать по волшебной стране.
II 1.Отгадывание загадок, построение кроссворда из полученных ответов.
Сейчас отправимся в страну загадок и отгадаем загадки. А загадки на столе.
Задания слушайте внимательно. Все посмотрели на доску. Видите кроссворды? Чтобы заполнить кроссворд, надо отгадать загадки. Сейчас желающие выходят, берут загадки, отгадают и правильные ответы пишутся в кроссворд. Кто правильно отгадает , получит фишку.
- Кто начнет?
- Кто смелее?
Загадки:
- Сама мелковата
- Было покрывало
- Два конца, два кольца,
- Шапка набекрень
- Длинные ноги,
А хвост богатый
С ветки на ветку скок – поскок
Орешек за орешком щелк – пощёлк
(белка)
На земле лежало,
Лето пришло,
Оно все сошло.
(снег)
а в середине гвоздик.
(ножницы)
Спрятался за пень
Кто проходит близко,
Кланяется низко.
(гриб)
Длинный нос –
По болоту ходит
(журавль)
Ребята сейчас внимательно посмотрите. Если вы все загадки отгадали правильно, тогда в кроссворде получится слова..
- Получилось?
- Да.
Давайте все вместе прочитаем это слово.
КНИГА.
Чтобы книжки не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил:
- Берите книжку чистыми руками.
- Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.
- Не кладите в книгу карандаши и другие предметы.
- Не загибайте страницы , пользуйтесь закладкой.
- Не читайте книгу во время еды.
- Чтобы книга и учебник дольше служили , оберните их.
Запомнили эти правила? А теперь когда вы знаете, как обращаться с книгой, и доказали на деле , как бережно вы храните учебники, книги, тогда мы продолжаем путь.
1.1 . Ответы на вопросы, викторины.
Сейчас проверим ваше повседневного общение. Это у нас викторина. Какие волшебные слова вы знаете?
(ответы учащихся).
Внимательно слушайте!
1. Какие выражения вы используете при встрече?
- Мальчик , вежливый и развитый
Говорит , встречаясь (здравствуйте)
- Здравствуйте?
- Доброе утро!
Зеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день)
- Добрый день!
-Добрый вечер!
(повторяем хором)
2. Выразите просьбу по – русски в пяти вариантах
- разрешите
- будьте любезны
когда нас бранят за шалости
говорим (пожалуйста)
- пожалуйста
- будьте добры
- можно
(повторяем вместе хором)
3. Выразите извинение по – русски в трёх вариантах
- извините
- прошу извинить
- простите
4. У нас ещё есть некоторые волшебные слова. Давайте подумаем.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
- Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо)
- И в городе , и в деревне на прощанье говорят (до свидания)
Молодцы, ребята. А сейчас немножко отдохнем. Все красиво встали.
Физкультминутка
Раз, два, топаем
3, 4 – хлопаем,
5, 6 – руки вверх
7,8 - руки вниз.
9, 10 – тихо сесть.
(повторяем ещё раз)
Внимательно послушайте стихотворение А Антонова “ Вежлив Витя или нет?”
Малыша обидел Витя,
но пред школою в строю
Витя спросит:
“ Извините , я ошибку признаю”
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал
Следом Витя:
“Извините , я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.
- Как вы считаете? Вежлив Витя или нет? (ответы детей)
2. Следующее задание называется “Пишите правильно”. Это конкурс грамотеев. Все внимательно посмотрите на доску. На доске написаны некоторые слова. Вместо точек нужно вставить правильные буквы.
Спрошу у тех, кто красиво поднимет руку.
( на каждое слово один ученик)
во . дух до . ждь
дя . тел зая .
п . чта соб . ка
3. Теперь немножко поупражняем наш речевой аппарат – язык и губы. Сейчас я
читаю скороговорки. Кто из вас их быстрее запомнит?
1 Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка
На подносе принес.
(повторяем хором)
- Кто хочет повторять?
2. Люди с базара,
а Назар с базар.
(повторяем хором)
4. Пчела летит и жужжит ж- ж – ж
Пароход плывет и гудит у- у- у
Лопнувший мячик шипит ш- ш – ш
- Молодцы, ребята.
4.1. Проведение игры “Летит-летит”
Теперь с вами поиграем одну игру. Игра на внимание, которая называется “Летит, летит” Сейчас я поднимаю различные вещи и говорю “Летит, летит, самолет летит!”. Если действия правильно , то вы поднимаете руки и повторяете. А кто ошибается , тот выбывает из игры. Кто самый внимательный , тот останется.
4.2 Продолжаем игру. Задание такое: назвать слова – перевертыши, которые читаются одинаково слева направо и справа налево: т .е. с начала и с конца.
Например: шалаш, казак.
-Кто больше найдет?(ответы учащихся)
- Игра “Топай – хлопай” ( под музыку)
Если в слове есть звук (а) – хлопают, если нет топают.
Начали игру под музыку: роща, оса, роза, окунь, береза, оценка, парта, колокольчик, иней, вода, класс, мороз, зима, урок, портфель, доска, мел и др.
Последнее задание.
5.Вот вам ещё одно испытание. Доскажите имя литературного героя.
Красная (Шапочка ), доктор (Айболит), почтальон (Печкин), Соловей (Разбойник), Баба (Яга), крокодил (Гена), Вини (Пух), Дед (Мороз), папа (Карло), Кот (в сапогах, Леопольд) , Кощей (Бессмертный), пес (Шарик).
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
– Ребята, мы что делали на уроке?
- Чему научились? (ответы учащихся).
Сейчас посчитаем фишки, у кого их больше , этот ученик – победитель. Победителю приз. Все красиво встали. Урок окончен. До свидания.