Оборудование: интерактивная доска, учебник, сборник для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.
Структура урока:
- Устный счет с использованием интерактивной доски.
- Актуализация опорных знаний с использованием интерактивной доски.
- Решение задач под руководством учителя.
- Применение знаний в новой ситуации.
- Выступления представителей групп по обмену решениями.
- Итог урока (выставление отметок).
- Дифференцированное задание на дом.
Цель: обучение решению задач на концентрацию арифметическим и алгебраическим способом.
Ход урока:
- Устный счет с использованием интерактивной доски
- Актуализация опорных знаний с использованием интерактивной доски
- Нахождение процентов от заданной величины(чтобы найти х% от А, нужно А . 0,01х
- Цены на товар снижены на 8%. Определите сумму уценки.
Соотнесите проценты и соответствующие им дроби:
15% 32% 90% 2,9% 0,65% 380%
3,8 0,0065 0,15 0,32 0,9 0,029
Наименование товара |
Старая цена |
Сумма уценки |
Бензин |
20 руб. |
|
Телефон |
150 руб. |
|
Торшер |
х руб. |
1. Решение задач
а) Сколько граммов воды надо добавить к 50 г раствора, содержащего 8% соли, чтобы получить 5%-й раствор?
- Решаем задачу арифметическим способом под руководством учителя
Объем соли в растворе не меняется, а процентное содержание соли в растворе уменьшается в 8/5 раз: 50 . 8/5 = 80 (г). Т.о., 80 – 50 = 30 (г).
Ответ: 30 грамм.
- Разбор алгебраического решения задачи по учебнику (пример 3, стр. 51).
б) Задача № 220:
Сколько граммов воды надо добавить к 180 г сиропа, концентрация сахара в котором 25%, чтобы получить сироп с концентрацией сахара 20%?
- Решаем задачу арифметическим способом:
Объем сахара в растворе не меняется, а процентное содержание сахара в растворе уменьшается в 25/20 = 5/4 раз. Увеличим объем раствора в 5/4 раза: 180 . 5/4 = 225 (г). Т.о., 225 – 180 = 45 (г).
Ответ: 45 грамм.
- Решаем задачу алгебраическим способом:
Пусть х г – количество воды, которое надо добавить.
180 г – исходное количество раствора.
(180 + х) г – новое количество раствора.
Количество сахара в исходном растворе составляет 25% от 180г, т.е. 180 . 0,25 = 45г
Количество сахара в новом растворе составляет 20% от 180г, т.е. (180 + х) . 0,2
Так как количество сахара в исходном растворе и в новом при добавлении воды не изменилось, составим уравнение: 45 = (180 + х) . 0,2. Решая его, получим, х = 45.
Ответ: 45 грамм.
2. Применение знаний в новой ситуации
Класс делится на группы и каждой группе предлагается решить задачу на “выпаривание” любым способом.
Задача № 202: Сколько граммов воды надо выпарить из 80г 6%-го раствора соли, чтобы получить раствор, содержащий 10% соли?
- Решаем задачу арифметическим способом:
Объем соли в растворе не меняется; а процентное содержание соли в растворе увеличивается в10/б=5/3 раз. Уменьшим объем раствора в 5/3 раз: 80:5/3=48(г).Т.о. 80-48=32 (г).
Ответ: 32 грамма
- Решаем задачу алгебраическим способом:
Пусть х г-количество воды, которое надо выпарить
80 г - исходное количество раствора
(80 - х) г- новое количество раствора
Количество соли в исходном растворе составляет 6% от 80 г, т.е. 80 . 0,06=4,8 г
Количество соли в новом растворе составляет 10% от (80 - х) г; т.е. (80 - х) . 0,1 г Так как количество соли в исходном растворе и в новом при выпаривании воды не изменилось, составим уравнение: 4,8 = (80 - х) . 0,1 решая его, получаем: х=32
Ответ: 32грамма
3.Выступления представителей групп по обмену решениями
4. Итог урока (выставление отметок)
5. Задание на дом:
-
для обучающихся продвинутого уровня №203
(разобрать по учебнику) и решить задачу № 7.1 стр.145
из сборника для к итоговой аттестации в 9 классе
- остальным - № 7.30 (б) стр144 из сборника для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл.