В современной образовательной практике педагогическая инноватика, как создание педагогических новшеств, их освоение и использование, является одним из самых популярных направлений. Известно, что инновации как многомерное явление в области образования, имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности и как результат, повышение качества образования.
Понимание необходимости реформирования системы образования привело к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем “инновационном поле” - после создания и, самое главное, освоения конкретного новшества. Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
Инновационная деятельность школы – это не только веяние времени, но жизненная необходимость для выживания, и тем более для развития структуры образования в целом.
Ключевые понятия в инноватике – инновационный процесс и инновационная деятельность.
Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическая идея превращается в образовательное нововведение.
Инновационная деятельность рассматривается как комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса:
- содержания образования;
- форм;
- методов;
- технологий;
- средств обучения;
- системы управления.
Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства является одним из главных направлений в образовательной политике нашей школы.
Базой преобразовательной и инновационной деятельности является все образовательное учреждение.
Методическая тема школы: “Оптимизация учебно-воспитательного процесса при переходе на профильное обучение”
С 1997 года в школе организованы группы с углубленным изучением математики, биологии, химии, физики.
С 2001 года – федеральная площадка по “Совершенствованию содержания и структуры общего образования”. Образовательное учреждение перешло из режима функционирования в режим развития и с 2003 года осуществляет предпрофильное и профильное обучение. В школе реализуется химико0биологический профиль, где профилирующими предметами являются химия, биология, математика.
В ходе эксперимента по организации профильного обучения и предпрофильной подготовки отработана система работы, состоящая из следующих этапов:
- предпрофильная подготовка;
- организация выбора;
- формы организации профильного обучения;
- реализация учебного плана 2004 года;
- подбор и расстановка кадров;
- организация профильного обучения;
- мониторинг результативности профильного обучения.
Отработана система организации профильного обучения в условиях сельской школы и создаются условия для реализации индивидуальных учебных планов учащихся на старшей ступени образования.
Участие в экспериментах позволило выявить у выпускников не только уровень ЗУН, но и овладения ключевыми компетентностями, позволяющими успешной самореализации: 2003 – в ВУЗы и ССУЗы поступили 90%, 2004 года – 95%, 2005 – 100%
В рамках инновационной деятельности школа реализовала следующие целевые программы:
- организация профильного обучения в условиях сельской школы;
- Организация исследовательской работы под руководством кафедры химии Кемеровского сельскохозяйственного института.
- организация предпрофильной подготовки;
- организация дополнительного образования, как фактора жизненного самоопределения личности;
- проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства.
Образовательные услуги, предоставляемые школой:
на первой ступени – по развивающей программе “Школа 2100”, ведение иностранного языка со 2-го класса, и информатики в рамках учебного предмета “технология”.
на первой и второй ступенях обучения – психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении;
предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов, работают 14 предпрофильных курсов, каждый курс заканчивается выставкой творческих работ, созданием проектов, общим коллективным делом;
профильное обучение на третьей ступени обучения, которое определяется как система специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе реальных потребностей рынка труда.
программа “Развитие школьной прессы и творческих возможностей учащихся”,
проект “Норд”- туристический центр направлен на изменение отношения к природе;
проект “Школьный музей”, направлен на различные исследования по краеведению, истории, культуре села и школы.
сеть дополнительного образования для внеурочной деятельности школьников.
В связи со стремлением педагогов в совершенствованию образовательного процесса большую значимость приобретает их инновационная деятельность, понимаемая как внедрение инновации, проходящей сложный путь от идеи до традиции и требующих к себе определенного отношения, в первую очередь, особого управленческого обеспечения. Наиболее эффективно Осуществление поставленных задач по внедрению инноваций в учебный процесс осуществляется в форме методических объединений, задачей которых является повышение профессиональной компетентности каждого педагога. В школе работают следующие методические объединения, представленные на слайде.
Управление любой инновационной деятельностью – это особый тип управления, в котором предпочтение отдается ориентации педагогов на успех и самореализацию.
Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации и роста профессионального мастерства педагогов. В школе 41 педагог, 15 педагогов высшей квалификационной категории, 20 – первой, 5 – второй.
Все учителя (100%) прошли обучение по информационным технологиям, в целях активизации познавательной деятельности практикуются различного рода учебные занятия с привлечением дидактических игр, вводятся упражнения занимательного характера, игровые ситуации, активно внедряются в практику инновационные технологии: создание проектов, использование медиапроекторов на уроках, здоровьесберегающих технологий, технология мастерских, интегративные уроки и т.д.
Следует отметить, что инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.
Поэтому педагоги школы внедряют новшества:
- через специально выделенные уроки в конце каждой темы;
- материал может быть рассредоточен небольшими добавками по всему курсу;
- интегративные уроки по двум или нескольким предметам.
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что в школе сложилась такая система создания, внедрения и освоения педагогических новшеств, которые ведут к качественным изменениям нашей системы образования и способов обеспечения её эффективности, стабильности, жизнеспособности и являются мощным ресурсом повышения качества образования.