Научно-методическое совпровождение инновационной деятельности образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


В современной образовательной практике педагогическая инноватика, как создание педагогических новшеств, их освоение и использование, является одним из самых популярных направлений. Известно, что инновации как многомерное явление в области образования, имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности и как результат, повышение качества образования.

Понимание необходимости реформирования системы образования привело к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем “инновационном поле” - после создания и, самое главное, освоения конкретного новшества. Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

Инновационная деятельность школы – это не только веяние времени, но жизненная необходимость для выживания, и тем более для развития структуры образования в целом.

Ключевые понятия в инноватике – инновационный процесс и инновационная деятельность.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическая идея превращается в образовательное нововведение.

Инновационная деятельность рассматривается как комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса:

- содержания образования;

- форм;

- методов;

- технологий;

- средств обучения;

- системы управления.

Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства является одним из главных направлений в образовательной политике нашей школы.

Базой преобразовательной и инновационной деятельности является все образовательное учреждение.

Методическая тема школы: “Оптимизация учебно-воспитательного процесса при переходе на профильное обучение”

С 1997 года в школе организованы группы с углубленным изучением математики, биологии, химии, физики.

С 2001 года – федеральная площадка по “Совершенствованию содержания и структуры общего образования”. Образовательное учреждение перешло из режима функционирования в режим развития и с 2003 года осуществляет предпрофильное и профильное обучение. В школе реализуется химико0биологический профиль, где профилирующими предметами являются химия, биология, математика.

В ходе эксперимента по организации профильного обучения и предпрофильной подготовки отработана система работы, состоящая из следующих этапов:

- предпрофильная подготовка;

- организация выбора;

- формы организации профильного обучения;

- реализация учебного плана 2004 года;

- подбор и расстановка кадров;

- организация профильного обучения;

- мониторинг результативности профильного обучения.

Отработана система организации профильного обучения в условиях сельской школы и создаются условия для реализации индивидуальных учебных планов учащихся на старшей ступени образования.

Участие в экспериментах позволило выявить у выпускников не только уровень ЗУН, но и овладения ключевыми компетентностями, позволяющими успешной самореализации: 2003 – в ВУЗы и ССУЗы поступили 90%, 2004 года – 95%, 2005 – 100%

В рамках инновационной деятельности школа реализовала следующие целевые программы:

- организация профильного обучения в условиях сельской школы;

- Организация исследовательской работы под руководством кафедры химии Кемеровского сельскохозяйственного института.

- организация предпрофильной подготовки;

- организация дополнительного образования, как фактора жизненного самоопределения личности;

- проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства.

Образовательные услуги, предоставляемые школой:

на первой ступени – по развивающей программе “Школа 2100”, ведение иностранного языка со 2-го класса, и информатики в рамках учебного предмета “технология”.

на первой и второй ступенях обучения – психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении;

предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов, работают 14 предпрофильных курсов, каждый курс заканчивается выставкой творческих работ, созданием проектов, общим коллективным делом;

профильное обучение на третьей ступени обучения, которое определяется как система специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе реальных потребностей рынка труда.

программа “Развитие школьной прессы и творческих возможностей учащихся”,

проект “Норд”- туристический центр направлен на изменение отношения к природе;

проект “Школьный музей”, направлен на различные исследования по краеведению, истории, культуре села и школы.

сеть дополнительного образования для внеурочной деятельности школьников.

В связи со стремлением педагогов в совершенствованию образовательного процесса большую значимость приобретает их инновационная деятельность, понимаемая как внедрение инновации, проходящей сложный путь от идеи до традиции и требующих к себе определенного отношения, в первую очередь, особого управленческого обеспечения. Наиболее эффективно Осуществление поставленных задач по внедрению инноваций в учебный процесс осуществляется в форме методических объединений, задачей которых является повышение профессиональной компетентности каждого педагога. В школе работают следующие методические объединения, представленные на слайде.

Управление любой инновационной деятельностью – это особый тип управления, в котором предпочтение отдается ориентации педагогов на успех и самореализацию.

Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации и роста профессионального мастерства педагогов. В школе 41 педагог, 15 педагогов высшей квалификационной категории, 20 – первой, 5 – второй.

Все учителя (100%) прошли обучение по информационным технологиям, в целях активизации познавательной деятельности практикуются различного рода учебные занятия с привлечением дидактических игр, вводятся упражнения занимательного характера, игровые ситуации, активно внедряются в практику инновационные технологии: создание проектов, использование медиапроекторов на уроках, здоровьесберегающих технологий, технология мастерских, интегративные уроки и т.д.

Следует отметить, что инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.

Поэтому педагоги школы внедряют новшества:

- через специально выделенные уроки в конце каждой темы;

- материал может быть рассредоточен небольшими добавками по всему курсу;

- интегративные уроки по двум или нескольким предметам.

Все вышеизложенное позволяет констатировать, что в школе сложилась такая система создания, внедрения и освоения педагогических новшеств, которые ведут к качественным изменениям нашей системы образования и способов обеспечения её эффективности, стабильности, жизнеспособности и являются мощным ресурсом повышения качества образования.

Приложение.