ЦЕЛИ УРОКА:
- совершенствовать навыки чтения (способ чтения от слогового к целому слову, правильность, беглость, выразительность);
- формировать и совершенствовать навыки работы с текстом (учить определять идею, тему, тип речи); делить текст на логически законченные части, проводить подробный языковой анализ;
- формировать и совершенствовать монологическую форму ответа, связную речь, логическое мышление;
- учить языку данного писателя, прививать любовь к родному языку, к чтению;
- обогащать и расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать сознательную дисциплину;
- вести учет и контроль знаний учащихся;
- воспитывать решительность, смелость, храбрость.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент.
II. Тема урока.
-Продолжим работу над текстом Артюховой “Трусиха”.
III. Проверка домашней работы.
Выразительное чтение текста.
-Что значит читать выразительно?
(Целыми словами, громко, правильно, без ошибок, отчетливо, с интонацией).
-Правильная интонация показывает, как мы понимаем прочитанный текст и как относимся к событиям и героям.
3 ученика на чтение текста (оценки комментируют учащиеся).
IV. Структурный анализ.
-Давайте еще раз назовем тему текста. О чем этот текст?
-Этот текст о том, как все ребята испугались Лохмача, бросились врассыпную, оставив на куче песка маленького Андрюшку, а Валя смело бросилась спасать его, рискуя своей жизнью.
-Какого типа речи текст? Докажите.
-Текст повествовательный.
-1 предложение: Валя была трусиха. Готовит к развитию действий. Слова и предложения указывают на смену действий: “Она боялась, ребята играли, послышались крики, Валя побежала, Валя крикнула, сторож бежал …”
-Последнее предложение: “Просто я очень испугалась”. Указывает на законченность действий.
-Заголовок “Трусиха” предупреждает о предстоящем действии.
V. Составление плана текста.
-Установим сколько частей в тексте?
-О чем сначала говорится в тексте?
-1 часть – сначала говорится о том, что Валя была трусиха и ее не принимали играть в войну.
-А дальше?
-2 часть – о том, как сорвался с цепи Лохмач, все разбежались, оставив Андрюшу в песочнице.
-О чем говорится дальше?
-3 часть – о том, как Валя бросилась спасать брата.
-О чем говорится в конце?
-4 часть – сторож уводит Лохмач, и все опять вместе.
-Сколько частей получилось?
-4 части.
-Давайте найдем и докажем границы частей.
-О чем 1 часть?
-Будем читать, и где закончится описание этого момента, остановимся.
Читаем.
-Давайте обсудим, правильно ли он остановился?
-Читаем следующее предложение. Оно не относится к 1 части.
-О чем эта часть?
Тип речи – повествование.
Идея части – Валя-трусиха.
Озаглавим эту часть, помня об идее части.
1 часть. Валя была трусиха.
-Переходим ко 2 части.
-О чем 2 часть?
-Тип речи – повествование.
-Идея – страх.
-Озаглавим.
2 часть. Андрюша в опасности.
-О чем 3 часть?
-Тип речи – повествование.
-Идея – защитить брата.
3 часть. Защитница.
-Тема 4 части –
-Тип речи – повествование.
-Идея – опасность миновала.
4 часть. Опасность миновала.
(План за шторой).
-Назовите заголовок текста.
-Заголовок нам рассказывает тему текста?
-Соответствует ли здесь заголовок теме текста?
-И да, и нет.
-А как бы вы озаглавили текст?
-Храбрая девочка. Надежный друг.
-Какова же идея текста?
-Суметь преодолеть страх и спасти малыша, рискуя жизнью.
-Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
VI. Подробный языковой анализ.
-Сегодня на уроке будем учиться у писателя точно выбирать слова и строить предложения таким образом, чтобы раскрыть идею текста.
-Язык писателя для нас образец.
-1 абзац. О чем говорится? Кто такой Лохмач?
-Заменим одним предложением.
-Однажды колхозный сторожевой пес сорвался с цепи.
-2 предложение. “Бросились врассыпную”. Как сказать иначе?
-Разбежались, метнулись.
-Почему автор написал врассыпную?
-Он взял ведь лучшее, точнее.
-Идея части – страх, они разбежались, не думая, куда, это связано лучше с идеей.
-Прочитать, передавая страх.
-3 предложение. “Вбежала” – влетела, заскочила. Почему лучше писательское слово?
-“Вбежала” – более литературное слово (во внутрь и с целью).
-Надо ли слово “И”? Оно указывает на законченность действий.
-“Захлопнула” – закрыла; быстрота действий.
-4 предложение. “На куче песка остался” – был один, безысходность. Только – усиливает страх за судьбу мальчика.
-“Маленький” – мы представляем маленького мальчика.
-У писателя все конкретно, каждое слово необходимое, ничего лишнего, мы учимся этому.
- Надо ли дополнение – “на четвереньках” – значит “не уйти далеко”, “очень маленький”.
-“Он”, а не Андрюша, чтобы не повторялось.
-Почему “в песочной крепости”? Она не защитит.
-“Ревел” - плакал, с криком, от страха.
-“А” - надо ли? Прочитаем без него. Это противопоставление.
-“Грозный враг” - показать страх.
-“Шел на приступ” - “бежал на приступ” не подходит, враг итак грозен, что ему и бежать не надо.
-Прочитать еще раз 2 часть. Запоминаем.
VII. Пересказ текста. Анализ пересказа.
1.Структурный (Получился ли тип речи, все ли понятно, нет ли лишнего, не упущено ли что-то важное?).
2.Языковой (Удачно ли пользовался авторским словом, выразительно ли рассказывал?).
VIII. Домашнее задание.
Подготовить дома пересказ текста. Подобрать пословицы из устного народного творчества к тексту. IX. Итог урока.