Открытый урок литературного чтения по теме "Н. Артюхова. «Трусиха»"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  • совершенствовать навыки чтения (способ чтения от слогового к целому слову, правильность, беглость, выразительность);
  • формировать и совершенствовать навыки работы с текстом (учить определять идею, тему, тип речи); делить текст на логически законченные части, проводить подробный языковой анализ;
  • формировать и совершенствовать монологическую форму ответа, связную речь, логическое мышление;
  • учить языку данного писателя, прививать любовь к родному языку, к чтению;
  • обогащать и расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать сознательную дисциплину;
  • вести учет и контроль знаний учащихся;
  • воспитывать решительность, смелость, храбрость.

ХОД УРОКА.

I. Оргмомент.

II. Тема урока.

-Продолжим работу над текстом Артюховой “Трусиха”.

III. Проверка домашней работы.

Выразительное чтение текста.

-Что значит читать выразительно?

(Целыми словами, громко, правильно, без ошибок, отчетливо, с интонацией).

-Правильная интонация показывает, как мы понимаем прочитанный текст и как относимся к событиям и героям.

3 ученика на чтение текста (оценки комментируют учащиеся).

IV. Структурный анализ.

-Давайте еще раз назовем тему текста. О чем этот текст?

-Этот текст о том, как все ребята испугались Лохмача, бросились врассыпную, оставив на куче песка маленького Андрюшку, а Валя смело бросилась спасать его, рискуя своей жизнью.

-Какого типа речи текст? Докажите.

-Текст повествовательный.

-1 предложение: Валя была трусиха. Готовит к развитию действий. Слова и предложения указывают на смену действий: “Она боялась, ребята играли, послышались крики, Валя побежала, Валя крикнула, сторож бежал …”

-Последнее предложение: “Просто я очень испугалась”. Указывает на законченность действий.

-Заголовок “Трусиха” предупреждает о предстоящем действии.

V. Составление плана текста.

-Установим сколько частей в тексте?

-О чем сначала говорится в тексте?

-1 часть – сначала говорится о том, что Валя была трусиха и ее не принимали играть в войну.

-А дальше?

-2 часть – о том, как сорвался с цепи Лохмач, все разбежались, оставив Андрюшу в песочнице.

-О чем говорится дальше?

-3 часть – о том, как Валя бросилась спасать брата.

-О чем говорится в конце?

-4 часть – сторож уводит Лохмач, и все опять вместе.

-Сколько частей получилось?

-4 части.

-Давайте найдем и докажем границы частей.

-О чем 1 часть?

-Будем читать, и где закончится описание этого момента, остановимся.

Читаем.

-Давайте обсудим, правильно ли он остановился?

-Читаем следующее предложение. Оно не относится к 1 части.

-О чем эта часть?

Тип речи – повествование.

Идея части – Валя-трусиха.

Озаглавим эту часть, помня об идее части.

1 часть. Валя была трусиха.

-Переходим ко 2 части.

-О чем 2 часть?

-Тип речи – повествование.

-Идея – страх.

-Озаглавим.

2 часть. Андрюша в опасности.

-О чем 3 часть?

-Тип речи – повествование.

-Идея – защитить брата.

3 часть. Защитница.

-Тема 4 части –

-Тип речи – повествование.

-Идея – опасность миновала.

4 часть. Опасность миновала.

(План за шторой).

-Назовите заголовок текста.

-Заголовок нам рассказывает тему текста?

-Соответствует ли здесь заголовок теме текста?

-И да, и нет.

-А как бы вы озаглавили текст?

-Храбрая девочка. Надежный друг.

-Какова же идея текста?

-Суметь преодолеть страх и спасти малыша, рискуя жизнью.

-Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

VI. Подробный языковой анализ.

-Сегодня на уроке будем учиться у писателя точно выбирать слова и строить предложения таким образом, чтобы раскрыть идею текста.

-Язык писателя для нас образец.

-1 абзац. О чем говорится? Кто такой Лохмач?

-Заменим одним предложением.

-Однажды колхозный сторожевой пес сорвался с цепи.

-2 предложение. “Бросились врассыпную”. Как сказать иначе?

-Разбежались, метнулись.

-Почему автор написал врассыпную?

-Он взял ведь лучшее, точнее.

-Идея части – страх, они разбежались, не думая, куда, это связано лучше с идеей.

-Прочитать, передавая страх.

-3 предложение. “Вбежала” – влетела, заскочила. Почему лучше писательское слово?

-“Вбежала” – более литературное слово (во внутрь и с целью).

-Надо ли слово “И”? Оно указывает на законченность действий.

-“Захлопнула” – закрыла; быстрота действий.

-4 предложение. “На куче песка остался” – был один, безысходность. Только – усиливает страх за судьбу мальчика.

-“Маленький” – мы представляем маленького мальчика.

-У писателя все конкретно, каждое слово необходимое, ничего лишнего, мы учимся этому.

- Надо ли дополнение – “на четвереньках” – значит “не уйти далеко”, “очень маленький”.

-“Он”, а не Андрюша, чтобы не повторялось.

-Почему “в песочной крепости”? Она не защитит.

-“Ревел” - плакал, с криком, от страха.

-“А” - надо ли? Прочитаем без него. Это противопоставление.

-“Грозный враг” - показать страх.

-“Шел на приступ” - “бежал на приступ” не подходит, враг итак грозен, что ему и бежать не надо.

-Прочитать еще раз 2 часть. Запоминаем.

VII. Пересказ текста. Анализ пересказа.

1.Структурный (Получился ли тип речи, все ли понятно, нет ли лишнего, не упущено ли что-то важное?).

2.Языковой (Удачно ли пользовался авторским словом, выразительно ли рассказывал?).

VIII. Домашнее задание.

Подготовить дома пересказ текста. Подобрать пословицы из устного народного творчества к тексту. IX. Итог урока.