Тема: Единицы счета.
Задачи:
1)познакомить с укрупненными единицами счета: коробками, ящиками, пачками и.т.д., учить их складывать и вычитать;
2)закрепить умение решать текстовые задачи, и уравнения;
3) отрабатывать навыки быстрого и стабильного счета в пределах 9;
4) развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: магнитофон, таблицы, рисунок на ватмане с изображением планеты чисел, рисунок с изображением автомобиля и ключей к нему, вырезанные из бумаги зверюшки, на которых записаны примеры с ответами, вырезанные из бумаги цифры, карточки настроений.
Участники: ученики 1 класса
Программа: развивающая
Действующие лица: девочка Бетти, маленький профессор математики, цифры: единица, восьмерка, тройка, девятка.
1.Оргмомент: (звучит веселая музыка)Учитель: - Представьте себе, что однажды, проснувшись утром, вы обнаружили, что все числа на свете просто исчезли. Теперь никто не сумеет сказать вам, сколько яблок брать с собой школу или сколько монеток отдать за билет в автобусе.
Жизнь превратилась в настоящий кошмар, и никто вам не поможет пока вы не уговорите числа вернуться домой.
-Скажите так не бывает?
-Но ведь именно это случилось с девочкой Бетти. Вот как это было.
(Сценка)
Бетти сидит за столом, перед ней раскрытый учебник математики.
Бетти:
- Как всё это надоело! Почему я должна каждый день заниматься математикой. Не люблю числа, не люблю математику! От них только голова болит, и я только злюсь. (И зевая, засыпает)
Единица:
- Как! Наши маленькие друзья нас не любят и даже ненавидят!
Восьмерка:
- Давайте сделаем что-нибудь интересное.
Тройка:
- Давайте спрячемся так, чтобы нас никто не нашел.
Девятка:
-Пусть поищут нас!
Появляется маленький профессор математики.
Профессор:
- Вставайте, вставайте! Почему вы спите? Вы сделали домашнее задание?
Бетти:
- Ты, маленький профессор? А куда делись все числа? Какой сегодня день? Который час?
Профессор: - Не бойся! Я отличный учитель. Пойдемте искать числа. Их можно вернуть. Давайте отправимся на планету чисел.
Учитель: - Ребята, давайте поможем Бетти во всем разобраться и полюбить математику. И тогда все числа вернуться к нам.
(Дети садятся за парты)
2.Актуализация опорных знаний.
1)Учитель: Чтобы отправиться на планету чисел, нам нужен особенный корабль. Он состоит из разных геометрических фигур. Чтобы этот корабль взлетел, мы должны назвать название фигур, из которых он состоит, и определить фигуры какого цвета не хватает.
-Друзья, выберите ту форму, о которой говорится в вопросе.
-Ребята, вперед. Мы отправляемся в волшебную страну.
2) -Итак, мы на планете чисел. Начинаем путешествие.
( На доске вывешивается рисунок Бетти и профессора (рис.1,2) и планета чисел (на ватмане)).
-Как много здесь удивительных зданий.
-Давайте войдем в “ Дом сложения и вычитания”.
(Заранее, вкладываем в тетради некоторых детей, так, чтобы они не знали, вырезанные из бумаги зверюшки, на которых записаны примеры с ответами.)
Учитель: - Ребята, профессор мне сказал по секрету, что числа превратились в удивительных зверей (рис.6) и чтобы их расколдовать, мы должны решить примеры, которые спрятаны в ваших тетрадях.
- Кто найдет такой пример, поднимет руку и выйдет к доске. Затем поставит нужную карточку с цифрой, которая у него получилась в ответе.
7,4,9,6,5,8,3,10
-Назовите числа в порядке возрастания.
-Какое из них лишнее и почему?
(работа с числовым веером)
-Назовите последующее число для числа 7..
-Укажите предыдущее число числу 10.
-На сколько 5 меньше 8? Как узнали?
-Уменьшаемое 7,вычитаемое 5.Чему равна разность?
-Первое слагаемое 4,второе 2 .Чему равна сумма?
-Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 1. Какое это число?
3) -Итак, мы побывали в доме сложения и вычитания.
Давайте теперь заглянем в “ Дом задач”.
-Чтобы отыскать числа нам надо по схемам составить условия задач и решить их. (Схемы на доске)
Что известно? (части) - Что известно? (целое и часть)
-Что нужно найти? (целое) - Что нужно узнать? (часть)
Составьте условие задачи. - Составьте условие задачи.
Каким действием решим задачу? - Каким действием решим задачу?
Обобщение: Как найти целое? Как найти часть?
Физ-ка:
Ракета.
А сейчас мы с вами дети
полетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре,
Вот летит ракета ввысь!
3.Постановка проблемы. Открытие нового.
Счет укрупненными единицами.
-Мы учимся уже почти 3 четверти, а освоили только десять цифр. Если мы и дальше каждое число будем обозначать новым значком, то до конца года в лучшем случае освоим счет до 15,а к концу 3-его класса счет до 100. Надо что-то предпринять.
-Давайте войдем в “Дом фигур” и посмотрим, что в нем приготовили для нас числа. Попробуем придумать способ обозначения больших количеств известными нам цифрами.
( Далее на глазах у детей высыпаю счетные палочки из двух коробок)
-У меня на столе рассыпаны счетные палочки. Сколько их? (много).
-А сколько шашек на рисунке в №1 с. 34 (6коробок).
-Сколько домино? (4 коробки)
-Попробуйте выразить в коробках число моих палочек.(2 коробки)
-Что для этого нам надо сделать? (сложить в коробки)
Дети высказывают свои предположения
-Давайте проверим, правы ли мы?
-Как удалось так много палочек выразить таким маленьким числом? (собрали в коробки и сосчитали, сколько коробок)
-А кто высказал правильную мысль? Молодцы!
-Кто сможет сказать какая сегодня у нас с вами тема урока? ( Единицы счета)
-До настоящего времени мы считали количества как? (отдельными предметами “штуками”)
-Когда предметов много, их объединяют в группы и считают более крупными мерками.
-Приведите примеры подобных мерок? (ящики, пачки, воинские подразделения, батальоны)
-Укрупненные единицы счета записывают либо как именованные величины, либо изображают графически.
Несколько рассмотренных примеров чисел, выраженных в укрупненных единицах счета, дети должны записать в тетради в клетку:(4 коробки спичек,3 батальона солдат)
4.Первичное закрепление.
1)(Работа с учебником) №2 с. 34
-Какая единица счета используется в задаче?
-Сколько же карандашей осталось? (устно)
-А как мы поступим, если все предметы не укладываются в коробки?
-Тогда их считают коробками и штуками. Если коробки (ящики, пачки и.т.д.) обозначить квадратами или другими фигурами, а предметы точками, то число предметов в новых измерениях можно записать так:2 ящ. 5шт.= (рис.5)
2)Решение задач с укрупненными единицами счета.
-Ребята, числа рассказали нам много нового, но они еще не хотят возвращаться на нашу планету, пока не убедятся, что вы умеете самостоятельно справляться с задачами.
-Попробуйте самостоятельно решить задачу №4(а)
-Как узнать, сколько консервов на двух полках? (сложить число консервов на 1-ой и 2-ой полках)
-Почему? (ищем целое).
-Какая здесь укрупненная единица счета? (ящик)
- Какие числа надо сложить?(3 ящика 5 банок и 2 ящика 1 банку)
-Как их сложить? (к ящикам прибавить ящики, а к банкам - банки.)
-Сделайте рисунок в тетради и найдите ответ.
№4(б)
-Как узнать, сколько осталось букварей? (надо из всех букварей вычесть буквари, которые раздали).
-Какая здесь укрупненная единица счета? (пачка)
-Выполните вычитание самостоятельно.
-Какой ответ?(1 пачка и 5 букварей)
-Как вычитали? (из пачек вычитали пачки, из букварей буквари)
5.Повторение и закрепление пройденного.
(звучит веселая музыка, Бетти и профессор выходят к доске).
Бетти:
- Профессор, теперь я думаю, мы сможем вернуться домой. Я все поняла. Без чисел нам в жизни никак не обойтись. Я думаю, теперь числа захотят вернуться домой. Ведь мы выполнили столько трудных заданий.
Профессор:
-Чтобы вернуться домой мы должны завести волшебный автомобиль, но у меня от него несколько ключей, и только один их них подойдет к нашему автомобилю. Для этого нам надо решить уравнения. (Рис.3)
1) №5 с.35(решают уравнения в тетради в клетку)
-Какой же ключ заведет нашу машину? Какой это корень уравнения?
2)Решение круговых примеров..-№8 с. 35
-Ну, вот и дорога домой. Цифры будут появляться и возвращаться домой, если мы правильно решим круговые примеры. (С комментированием).
6.Итог.
-Ну, вот и закончилось наше путешествие.
-Что узнали нового? Какие задания вызвали затруднения?
Какое из заданий вам больше всего понравилось?
Возьмите, выберите то настроение, которое осталось у вас после нашего урока (настроения прикрепляются на боковую сторону парты) и прикрепите их на доску.