Урок математики во 2-м классе на тему: "Единицы счета. Путешествие на планету чисел"

Разделы: Начальная школа


Тема: Единицы счета.

Задачи:

1)познакомить с укрупненными единицами счета: коробками, ящиками, пачками и.т.д., учить их складывать и вычитать;

2)закрепить умение решать текстовые задачи, и уравнения;

3) отрабатывать навыки быстрого и стабильного счета в пределах 9;

4) развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: магнитофон, таблицы, рисунок на ватмане с изображением планеты чисел, рисунок с изображением автомобиля и ключей к нему, вырезанные из бумаги зверюшки, на которых записаны примеры с ответами, вырезанные из бумаги цифры, карточки настроений.

Участники: ученики 1 класса

Программа: развивающая

Действующие лица: девочка Бетти, маленький профессор математики, цифры: единица, восьмерка, тройка, девятка.

1.Оргмомент: (звучит веселая музыка)

Учитель: - Представьте себе, что однажды, проснувшись утром, вы обнаружили, что все числа на свете просто исчезли. Теперь никто не сумеет сказать вам, сколько яблок брать с собой школу или сколько монеток отдать за билет в автобусе.

Жизнь превратилась в настоящий кошмар, и никто вам не поможет пока вы не уговорите числа вернуться домой.

-Скажите так не бывает?

-Но ведь именно это случилось с девочкой Бетти. Вот как это было.

(Сценка)

Бетти сидит за столом, перед ней раскрытый учебник математики.

Бетти:

- Как всё это надоело! Почему я должна каждый день заниматься математикой. Не люблю числа, не люблю математику! От них только голова болит, и я только злюсь. (И зевая, засыпает)

Единица:

- Как! Наши маленькие друзья нас не любят и даже ненавидят!

Восьмерка:

- Давайте сделаем что-нибудь интересное.

Тройка:

- Давайте спрячемся так, чтобы нас никто не нашел.

Девятка:

-Пусть поищут нас!

Появляется маленький профессор математики.

Профессор:

- Вставайте, вставайте! Почему вы спите? Вы сделали домашнее задание?

Бетти:

- Ты, маленький профессор? А куда делись все числа? Какой сегодня день? Который час?

Профессор: - Не бойся! Я отличный учитель. Пойдемте искать числа. Их можно вернуть. Давайте отправимся на планету чисел.

Учитель: - Ребята, давайте поможем Бетти во всем разобраться и полюбить математику. И тогда все числа вернуться к нам.

(Дети садятся за парты)

2.Актуализация опорных знаний.

1)Учитель: Чтобы отправиться на планету чисел, нам нужен особенный корабль. Он состоит из разных геометрических фигур. Чтобы этот корабль взлетел, мы должны назвать название фигур, из которых он состоит, и определить фигуры какого цвета не хватает.

-Друзья, выберите ту форму, о которой говорится в вопросе.

-Ребята, вперед. Мы отправляемся в волшебную страну.

2) -Итак, мы на планете чисел. Начинаем путешествие.

( На доске вывешивается рисунок Бетти и профессора (рис.1,2) и планета чисел (на ватмане)).

-Как много здесь удивительных зданий.

-Давайте войдем в “ Дом сложения и вычитания”.

(Заранее, вкладываем в тетради некоторых детей, так, чтобы они не знали, вырезанные из бумаги зверюшки, на которых записаны примеры с ответами.)

Учитель: - Ребята, профессор мне сказал по секрету, что числа превратились в удивительных зверей (рис.6) и чтобы их расколдовать, мы должны решить примеры, которые спрятаны в ваших тетрадях.

- Кто найдет такой пример, поднимет руку и выйдет к доске. Затем поставит нужную карточку с цифрой, которая у него получилась в ответе.

7,4,9,6,5,8,3,10

-Назовите числа в порядке возрастания.

-Какое из них лишнее и почему?

(работа с числовым веером)

-Назовите последующее число для числа 7..

-Укажите предыдущее число числу 10.

-На сколько 5 меньше 8? Как узнали?

-Уменьшаемое 7,вычитаемое 5.Чему равна разность?

-Первое слагаемое 4,второе 2 .Чему равна сумма?

-Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 1. Какое это число?

3) -Итак, мы побывали в доме сложения и вычитания.

Давайте теперь заглянем в “ Дом задач”.

-Чтобы отыскать числа нам надо по схемам составить условия задач и решить их. (Схемы на доске)

Что известно? (части) - Что известно? (целое и часть)

-Что нужно найти? (целое) - Что нужно узнать? (часть)

Составьте условие задачи. - Составьте условие задачи.

Каким действием решим задачу? - Каким действием решим задачу?

Обобщение: Как найти целое? Как найти часть?

Физ-ка:

Ракета.

А сейчас мы с вами дети
полетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре,
Вот летит ракета ввысь!

3.Постановка проблемы. Открытие нового.

Счет укрупненными единицами.

-Мы учимся уже почти 3 четверти, а освоили только десять цифр. Если мы и дальше каждое число будем обозначать новым значком, то до конца года в лучшем случае освоим счет до 15,а к концу 3-его класса счет до 100. Надо что-то предпринять.

-Давайте войдем в “Дом фигур” и посмотрим, что в нем приготовили для нас числа. Попробуем придумать способ обозначения больших количеств известными нам цифрами.

( Далее на глазах у детей высыпаю счетные палочки из двух коробок)

-У меня на столе рассыпаны счетные палочки. Сколько их? (много).

-А сколько шашек на рисунке в №1 с. 34 (6коробок).

-Сколько домино? (4 коробки)

-Попробуйте выразить в коробках число моих палочек.(2 коробки)

-Что для этого нам надо сделать? (сложить в коробки)

Дети высказывают свои предположения

-Давайте проверим, правы ли мы?

-Как удалось так много палочек выразить таким маленьким числом? (собрали в коробки и сосчитали, сколько коробок)

-А кто высказал правильную мысль? Молодцы!

-Кто сможет сказать какая сегодня у нас с вами тема урока? ( Единицы счета)

-До настоящего времени мы считали количества как? (отдельными предметами “штуками”)

-Когда предметов много, их объединяют в группы и считают более крупными мерками.

-Приведите примеры подобных мерок? (ящики, пачки, воинские подразделения, батальоны)

-Укрупненные единицы счета записывают либо как именованные величины, либо изображают графически.

Несколько рассмотренных примеров чисел, выраженных в укрупненных единицах счета, дети должны записать в тетради в клетку:(4 коробки спичек,3 батальона солдат)

4.Первичное закрепление.

1)(Работа с учебником) №2 с. 34

-Какая единица счета используется в задаче?

-Сколько же карандашей осталось? (устно)

-А как мы поступим, если все предметы не укладываются в коробки?

-Тогда их считают коробками и штуками. Если коробки (ящики, пачки и.т.д.) обозначить квадратами или другими фигурами, а предметы точками, то число предметов в новых измерениях можно записать так:2 ящ. 5шт.= (рис.5)

2)Решение задач с укрупненными единицами счета.

-Ребята, числа рассказали нам много нового, но они еще не хотят возвращаться на нашу планету, пока не убедятся, что вы умеете самостоятельно справляться с задачами.

-Попробуйте самостоятельно решить задачу №4(а)

-Как узнать, сколько консервов на двух полках? (сложить число консервов на 1-ой и 2-ой полках)

-Почему? (ищем целое).

-Какая здесь укрупненная единица счета? (ящик)

- Какие числа надо сложить?(3 ящика 5 банок и 2 ящика 1 банку)

-Как их сложить? (к ящикам прибавить ящики, а к банкам - банки.)

-Сделайте рисунок в тетради и найдите ответ.

№4(б)

-Как узнать, сколько осталось букварей? (надо из всех букварей вычесть буквари, которые раздали).

-Какая здесь укрупненная единица счета? (пачка)

-Выполните вычитание самостоятельно.

-Какой ответ?(1 пачка и 5 букварей)

-Как вычитали? (из пачек вычитали пачки, из букварей буквари)

5.Повторение и закрепление пройденного.

(звучит веселая музыка, Бетти и профессор выходят к доске).

Бетти:

- Профессор, теперь я думаю, мы сможем вернуться домой. Я все поняла. Без чисел нам в жизни никак не обойтись. Я думаю, теперь числа захотят вернуться домой. Ведь мы выполнили столько трудных заданий.

Профессор:

-Чтобы вернуться домой мы должны завести волшебный автомобиль, но у меня от него несколько ключей, и только один их них подойдет к нашему автомобилю. Для этого нам надо решить уравнения. (Рис.3)

1) №5 с.35(решают уравнения в тетради в клетку)

-Какой же ключ заведет нашу машину? Какой это корень уравнения?

2)Решение круговых примеров..-№8 с. 35

-Ну, вот и дорога домой. Цифры будут появляться и возвращаться домой, если мы правильно решим круговые примеры. (С комментированием).

6.Итог.

-Ну, вот и закончилось наше путешествие.

-Что узнали нового? Какие задания вызвали затруднения?

Какое из заданий вам больше всего понравилось?

Возьмите, выберите то настроение, которое осталось у вас после нашего урока (настроения прикрепляются на боковую сторону парты) и прикрепите их на доску.