Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках зимы, об изменениях в живой и неживой природе, о зависимости изменений живой и неживой природы от изменений в неживой природе, о сезонных изменениях в труде людей.
- Учить находить и разрешать противоречивые свойства предметов и явлений.
- Продолжать учить придумывать рассказы (сказки, приключения) на заданную тему с использованием элементов ТРИЗ: выкладывать свое сочинение элементами - фигурками для отражения сюжета, передавать портреты героев, их чувства и настроение; описывать место и время действия, красоту природы.
- Закреплять умение правильно строить предложения, используя разные типы.
- Развивать творческую активность, логическое мышление, воображение, фантазию, память.
- Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Активизация словаря: КВН, жюри, разминка, балл, капитаны, названия птиц и животных, пословицы, поговорки, символы, белокоса, белолица, скакуны, серебро; названия зимних месяцев, названия зимних видов спорта; газообразное, жидкое, твердое состояние; схема.
Демонстрационный материал: картины о зиме, календари погоды и природы, иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, картины с изображением птиц и животных, план-схема для составления рассказов, магнитофон, кассета, два циферблата со словами.
Раздаточный материал: фигурки, эмблемы.
Индивидуальная работа: активизировать Язилю, Данияра; воспитывать выдержку у Юлии, Насти.
Предварительная работа: наблюдения на экскурсиях, прогулках, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений о зиме, пение песен, рассматривание картин, иллюстраций, работа с календарем погоды, чтение рассказов о зиме, о жизни животных, птиц, слушание музыки. Составление конспекта, изучение методической литературы.
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, ответы, уточнения, сравнения, дополнения, обобщения, анализ, художественное слово.
- Наглядные: рассматривание картин, репродукций о зиме, наблюдения из окна.
- Практические: выкладывание фигурок-символов при составлении рассказов, физкультминутка, работа капитанов у доски.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Загадка о зиме.
- Вопросы.
- Игра “Когда это бывает?”
- Игра “Хорошо - плохо”.
- Конкурс капитанов.
- Музыкальная пауза.
- Пословицы, поговорки о зиме.
- Домашнее задание: “Составление рассказов о зиме”.
- Физкультурная пауза.
- Подведение итога членами жюри.
- Анализ игры КВН.
ХОД КВН:
Воспитатель: Всем доброе утро! Сегодня мы рады встрече 2-х команд на нашей игре КВН “Льдинки” и “Снежинки”, где игроки смогут показать свои знания о зиме, проявить смекалку, сообразительность, память.
- Прошу капитанов представить свои команды. Работу наших команд будет оценивать компетентное жюри (представляю членов жюри).
- У нас будет несколько заданий. За правильный ответ команда получает 1 балл. Вы готовы? Тогда начнем нашу игру с разминки. Отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сиди царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?
- А тройка скакунов - что это?
Воспитатель: Тема нашей игры “Зима”. Начинаем с разминки.
- Как мы называли зиму?
- Назовите характерные признаки зимы.
- На сколько периодов мы делили зиму?
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- О каком месяце говорят: “Году - начало, зиме - середина”?
- Чем занимаются колхозники зимой?
- Молодцы! Хорошо! Давайте присядем! (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Первое задание - игра “Когда это бывает?”. Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди. Отвечать нужно быстро. Начнем с команды “Льдинка”.
Вопросы:
- Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку.
- Назовите животных, которые запасают на зиму корм.
- Как называется явление природы, когда идет снег?
- В какое время года бывает ледоход?
- Какой месяц “Год кончает, а зиму начинает?”
- Месяц кривых дорог это - .... (февраль).
- У кого из животных появляются зимой детеныши?
- У каких птиц зимой появляются птенцы?
- В каких странах нет зимы?
- Где самая холодная, суровая зима?
- Кто убирает снег на улицах города?
- В какое время года у животных бывает линька?
- Вопрос для обеих команд: “Какие зимние виды спорта вы знаете?” Чья команда назовет их больше.
Воспитатель: Обеим командам было задано одинаковое количество вопросов.
Жюри подсчитывает очки, а мы продолжаем КВН.
Поиграем в игру “Хорошо - плохо”.
Начинает команда “Снежинка”. За одну минуту она должна будет привести как можно больше доказательств о том, что зима - это хорошо.
Затем, также за 1 минуту команда “Льдинка” приведет как можно больше примеров о том, что зима - это плохо. Будьте внимательны, 2 раза ответы не повторяйте - они не будут засчитываться. (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы!
А сейчас конкурс капитанов.
Первое задание: на циферблатах этих часов спрятаны 2 погодных явления. Найдите их!
(Приложение 1).
Второе задание: рассказать стихотворение или спеть песню о зиме. Молодцы капитаны.
Музыкальная пауза:. Играют обе команды. Под музыку все дети танцуют. С остановкой музыки - изображают интересную фигуру.
Воспитатель: Задание № 4. Проверим знания детьми пословиц, поговорок, примет о зиме. Чья команда назовет их больше. Начинает команда “Льдинка”. Просим жюри посчитать. Хорошо! Молодцы!
Воспитатель: Дети, много вы знаете о зиме пословиц, поговорок, стихов, мы много беседовали о зиме, проводили наблюдения, опыты. Сейчас вы должны придумать небольшой рассказ или сказку о зиме. Нужно, чтобы в вашем произведении были начало, середина и конец.
Составление детьми рассказов о зиме по плану. (Приложение 3).
Использование фигурок (Приложение 2).
Воспитатель: Заслушаем по 1 - 2 рассказа от каждой команды. Рассказывание рассказов детьми.
Воспитатель: А пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в Маленьких человечков, которые живут везде и находятся в разных состояниях - твердом, жидком, газообразном.
- Как ведут себя маленькие человечки в тумане (в льдинке, в капле дождя, в паре,
кирпиче, в соке)?
- Молодцы! Спасибо! Садитесь!
Воспитатель: А сейчас наступает самый приятный и волнующий момент. Предоставляем слово жюри.
Жюри объявляет итоги, обосновывает их, объявляет команду победителя.
Воспитатель: Поздравляем победителей! Все сегодня старались! Молодцы!
- Вам понравилась игра?
- Что понравилось больше всего?
- Какие задания были трудными?
Воспитатель: Вы показали хорошие знания о зиме. Какое время года придет ей на смену?
Вспомните рассказ о мальчике, который весной желал, чтобы только весна была.
А летом, чтобы лету конца не было. Какой вывод мы можем сделать? Каждое время года по-своему прекрасно.