Экологическое воспитание младших школьников, или Один день из школьной жизни

Разделы: Начальная школа


Слово “экология” и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному.

В переводе с греческого языка “экология” - это наука о доме, жилище (“ойкос – дом, “логос” - наука). Возникнув еще в прошлом столетии как часть зоологии, экология определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

В последние годы бурно развиваются новые направления экологии – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология (или охрана природы), экология человека и другие. От проблемы “организм – среда” экология подошла к проблеме “человек – природа”.

Существование различных направлений экологии должно учитываться и при отборе содержания экологического образования дошкольников и младших школьников.

Обычно под “экологическим воспитанием” понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое.

Под экологическим воспитанием мы понимаем прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для глаз. Но как это сделать?

Дети – будущее нашей планеты. От того, какими они вырастут, зависит выживание человечества.

Уже у младших школьников должны быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями природы. Эти представления развиваются у учащихся в начальной школе в курсах природоведения, окружающий мир. Дети вместе с учителем наблюдают, изучают явления природы, и у ребят формируется бережное отношение к ней. Ключевая идея работы учителя – воспитание у ребенка чувства прекрасного, чувства гармонии человека и природы, сопричастности его окружающему миру.

Учителя формируют оценочные суждения, умение прогнозировать отношения в системе “природа – человек – общество”, воспитывают чувство сопричастности природе, другим людям, содействуют становлению гражданской зрелости у учащихся.

Цель школьного экологического воспитания – сформировать высокую культуру поведения человека в окружающей среде, ответственное отношение к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами.

Работа по экологическому воспитанию осуществляется в нашем учреждении уже несколько лет по трем направлениям: учебная, воспитательная, по интересам.

Учебная работа – это уроки, учебные экскурсии, практические работы.

Работа по интересам – это, в основном, научные исследования:

  1. изучение охраняемых растений своего края;
  2. изучение загрязненных водоемов вблизи места жительства;
  3. изучение птиц Подмосковья;
  4. выявление памятников природы, требующих охраны.

Подготовка вечеров, праздников – это тоже работа по интересам.

Воспитательная работа осуществляется учителями постоянно: на уроках, при организации и проведении внеклассных мероприятий по краеведению, охране природы, КВН по экологии, заочные экологические путешествия, практическая работа в микрорайоне, выпуск экологических газет, листовок, плакатов, походы, экскурсии экологической направленности, работа с родителями.

Хочется подчеркнуть, что экологическое образование и воспитание учащихся достигнет цели, если в этом направлении будут работать все члены учительского коллектива.

Мы предлагаем вам один день из нашей школьной жизни, которому предшествовала большая творческая работа учащихся, родителей, педагогов. В этот день мы пригласили много гостей, чтобы поделиться накопленным материалом. Присоединяйтесь. Утро. Заглянем на зарядку. Примерные комплексы для утренней гимнастики:

Ребята хором вместе с учителем говорят слова и делают движения, которые показывает учитель: Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

Инсценировка стихотворений (может быть изображение действий):

Больше всего
мне понравилась
ванная.

Вода в кране –
холодная крайне.
Кран другой –
не тронешь рукой.

Сидишь
и моешься
долго, долго.
Словом,
сидишь,
пока охота.

И уж распаришься,
разжаришься уж!
Тут –
вертай ручки:
и каплет
прохладный
дождик-душ
из дырчатой
железной тучки. (В.Маяковский)

Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –
По домам пошла сама!
А бывало с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!
А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой –
И вода бежит рекой!
Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой! (С.Маршак)

Игра Н.Пикулевой “Что растет в родном краю”.

Учитель: “Я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут в Подмосковье. Если растут, подпрыгни, если нет, приседай.

Яблоня.
Груша.
Малина.
Мимоза.
Ель.
Саксаул.
Облепиха.
Береза.
Вишня.
Черешня.
Лимон.
Апельсин.
Липа.
Клен.
Баобаб.
Мандарин.
Слива.
Осина.
Каштан.
Кофе.
Рябина.
Платан.
Дуб.
Кипарис.
Алыча.
Тополь.
Сосна.
Каланча!

Все становятся в круг и поют песню Д.Львова-Компанейца на слова В.Викторова:

Шире круг, шире круг,

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дети идут от центра круга,

взявшись за руки назад.

Идут по кругу вправо.

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан,

Дружат люди разных стран.

Поднимают руки, покачивают ими.

Опускают руки,

покачивают ими.

Кладут руки на плечи друг другу.

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли.

Покачиваются в такт музыке.

Идут по кругу влево.

Сходятся к центру.

Держась за руки, поднимают их вверх.

 

 Шире круг, шире круг…

А теперь можно начинать уроки. В каждом из четырех классов в этот день были уроки экологической направленности: в 1-ом классе – урок трудового обучения по теме “Аппликация из бумаги “Несуществующие виды птиц”, во 2-ом классе – урок литературного чтения по теме “Птицы России. Научная и художественная литература о перелетных птицах”, в 3-ем классе – урок математики по теме “ИКС – педиция к Математическому полюсу”, в 4-ом классе – урок-экскурсия по окружающему миру по теме “Птицы родного края”.