Мои "музыкальные" уроки

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Всем известно, что в России с 1991 года отмечается сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. За 10 лет их количество уменьшилось почти на 20%. Ряд стадионов и других спортивных объектов используется не по назначению. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-спортивных объединений. В последние годы в России ухудшилось состояние здоровья населения, в том числе и детей. Увеличилось количество принимающих наркотики подростков и детей. Ежегодно в России признаются инвалидами до 1 млн.человек. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются регулярно 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира эти показатели достигают 40-60%. Наиболее острой и требующей кардинального решения является проблема слабой физической подготовки и физического развития учащихся и дошкольников.

Здоровье – бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровье давно перестало быть личным делом человека и стало категорией социально- экономической. Государство закрепило в законе “Об образовании” приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.

В образовательных учреждениях следует не только укреплять и сохранять здоровье детей, но и учить их тому, как быть здоровыми. Деятельность педагогов и медицинского персонала образовательных учреждений в этом направлении следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер.Кроме того, ребенка следует вовлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья, т.е. в здравотворческую деятельность. Результатом такой работы должна быть личная культура здоровья ребенка, которую следует понимать как часть культуры личности.

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Основные усилия должны быть направлены на повышение ответственности родителей за здоровье детей. Семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, основную, долговременную и важную роль. Родители должны пропагандировать здоровый образ жизни на своем примере, проводя больше времени со своими детьми на детских площадках, ходить на стадионы, участвовать в различных соревнованиях, кататься на велосипедах, коньках, бегать на лыжах, ходить в туристические походы, заниматься закаливающими процедурами. Тогда у малыша с самого детства сложится мнение, что заниматься физкультурой это замечательно, очень интересно, а главное – полезно; ребенок не попадает под влияние уличной среды, у него не остается времени на приобретение вредных привычек. Он все свое свободное время будет посвящать своему любимому занятию – физкультуре. У нас не хватает спортивных площадок во дворах, мало пригодны детские площадки для спортивных игр, но сейчас правительство РФ активно занимается этой проблемой, и я надеюсь, что в скором будущем она исчезнет. Наша задача – воспитателей физической культуры – также активно работать в этом направлении, вырабатывать привычку у школьника заниматься физкультурой каждый день.

Много на земле различных профессий, каждая из них – важна, необходима людям. Но все-таки есть профессия, которую без преувеличения можно назвать особой. Это профессия – учитель. Учитель, образно говоря, тот же садовник. В доверчиво распахнутую душу ребенка он сеет зерна светлого, разумного, доброго. И от того, каковы эти зерна, каким вниманием и заботой окружены затем молодые всходы, во многом будет зависеть вся дальнейшая жизнь воспитанника, его нравственные и деловые качества. Труд учителя всем своим содержанием, всей своей сутью устремлен в будущее. Воспитанники, которые сегодня пытливо смотрят в глаза учителю, жадно ловят каждое его слово, в самостоятельную жизнь вступят на пороге третьего тысячелетия. Им совершенствовать, развивать науку, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, какими они будут, - забота сегодняшнего дня. Не зря народная мудрость гласит: рассчитываешь на год – засевай поле, рассчитываешь на десятилетие – сажай фруктовый сад, рассчитываешь на столетия – воспитывай детей. Труд учителя – это труд, рассчитанный на столетия. Эту работу не назовешь легкой, она требует большого напряжения, полной самоотдачи. Душа ученика очень чутка к малейшей неискренности, едва заметному раздражению или допущенной ошибке, несправедливости. Поэтому все время надо быть предельно внимательным, собранным, ровным. В профессии учителя меня привлекает то, что воспитатель – это исследователь. Он наблюдает, изучает сложный духовный мир ребенка и стремится сделать его более богатым, воспитать настоящего гражданина своей страны, заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, удовлетворяя их потребности в новых впечатлениях, в интересной, содержательной деятельности, поддерживая в них бодрое, жизнерадостное настроение. Прежде всего человек должен любить детей. Без любви к детям учитель немыслим. “Детей должны воспитывать люди, - говорил А.М.Горький, - которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам”. Личность учителя невозможна без эрудированности. Приобрести знания за год-два невозможно, это дело всей жизни.

Завоевать любовь детей – насущнейшая забота учителя, ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества. Методы, приемы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому эффективными. Нельзя говорить об эффективных методах воспитания и обучения, если неизвестно главное: каков человек педагог, который будет пользоваться этими методами, какая у него душа и какое сердце.

Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право в обязанность взрослых, не утешаться верой в счастливое детство наших детей.

Серьезным недостатком школьного и дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей.

Физическое воспитание – есть основа основ воспитания. Оно создает хорошее самочувствие, “заряжает” ребенка хорошим настроением и энергией.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей младшего школьного возраста на основе формирования у них потребности в движениях и положительных эмоциях.

Физическое воспитание подрастающего поколения ныне является одной из важнейшей задач, стоящих перед нашим обществом. Действительно, без физически развитых и здоровых людей любые преобразования будут затруднены. Однако именно в наше время наиболее ярко проявляются противоречия между декларативными заявлениями о необходимости физического воспитания и практикой. Свидетельство этому – тревожные данные об ухудшении состояния здоровья и снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста (Ю.К.Чернышенко). Поэтому необходимость коренного изменения системы физического воспитания школьников на основе переосмысления некоторых аспектов педагогического процесса становится все более актуальной.

Если еще десять лет назад целью физического воспитания было совершенствование движений, формирование определенных навыков, развитие силы, ловкости и т.д., то сегодня физическое воспитание рассматривают прежде всего как формирование у детей здорового образа жизни на основе использования всех средств физического воспитания (упражнения, режим труда и отдыха, питание, гигиена одежды и обуви, эколого-природные факторы и т.д.).

Основной формой работы являются физкультурные занятия. Проблемы их эффективной организации привлекали и привлекают внимание многих педагогов и психологов (А.И.Быкова, А.В.Запорожец, Л.В.Карманова, Э.Я.Степаненкова и др.) О значении занятий как средства повышения двигательной активности детей писала М.А.Рунова. Разработкой методов оценки эффективности занятий и физической подготовленности детей дошкольного возраста занимались Е.Н.Вавилова, Э.С Вильчковский, С.М.Громбах, Л.В.Карманова.

Современные исследователи (М.П.Асташина, А.Н.Зимонина, В.В.Мельник, О.Л.Осадчук, Т.В.Попова, Т.В.Скобликова, С.Б.Шарманова, Ш.Ю.Шихшабеков, Н.А.Фомина и др.) отмечают, что для формирования всесторонне развитой личности средствами физической культуры необходимо выполнение ряда условий. Так, например, наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, физкультурные досуги, спортивные праздники и турпоходы) необходимо использовать такие средства физического воспитания, как ритмическая и художественная гимнастика, занятия на тренажерах, фито- и психотерапия, аутотренинг, физиопроцедуры и массаж, хореография (возможно обращение и к таким оздоровительным системам, как ушу и хатха-йога), игры с элементами спорта, использование музыки на занятиях физической культурой.

Занятия по физической культуре должны доставлять радость ребенку, пробуждать интерес и способность к творческой активности, удовлетворять естественную – биологическую – потребность в движении. Для решения этих задач особое значение имеет характер общения детей со взрослым и сверстниками: они нуждаются в своевременной помощи, поддержке, поощрении. Одним из факторов, способствующих уменьшению психической напряженности детей, является музыка. В вводной части и во время выполнения ритмических движений музыкальное сопровождение повышает эмоциональный тонус, используется для развития внимания, чувства ритма и т.д.; в конце занятия становится средством снятия возбуждения и усталости.

С целью развития и поддержания интереса детей к разным занятиям по физической культуре важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор физкультурного оборудования, его обновление путем смены и чередования его деталей, внесение новых пособий, их перестановка – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).

В своей работе я систематически использую “музыкальные” уроки. Музыкально-ритмические упражнения провожу с целью воспитания у занимающихся чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений. В процессе занятий наряду с задачами общего физического развития решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми, все более сложными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности. Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит человеку удовлетворение, радость. Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.

Такие занятия имеют педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности. Твердый, регламентированный порядок занятий дисциплинирует воспитанников, приучает их внимательно относиться к процессу музыкально-ритмического воспитания.

Такие занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Такой педагогический процесс требует планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и воспитанников.

Учащиеся должны научиться правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности, а преподаватель должен организовать и вести обучение движениям.

В процессе обучения решаются следующие основные задачи:

  • Содействие всестороннему, гармоничному развитию воспитанников, укрепление их здоровья;
  • Воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития воспитанников;
  • Формирование профессионально-педагогических навыков и умений проводить упражнения под музыку;
  • Воспитание эстетических, моральных, волевых качеств.

Помимо основных задач обучения музыкально-ритмическим упражнениям, в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями музыкального произведения, структурой и содержанием упражнений, уровнем подготовленности воспитанников, условиями и направленностью обучения.

Процесс обучения условно можно разделить на три этапа:

  • 1 этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;
  • 2 этап – углубленное разучивание;
  • 3 этап – закрепление и совершенствование упражнений.

Музыкальное сопровождение упражнений – одна из особенностей уроков физической культуры и внеклассных физкультурных мероприятий. Поэтому выбор музыкальных произведений и их использование являются важным условием правильной организации всего педагогического процесса. Наиболее приемлема музыка танцевального характера, можно применять музыку детского репертуара.

Учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста, каждое разработанное занятие, по возможности, должно подчиняться определенному сюжету.

В свою очередь, каждое упражнение комплекса должно иметь название и выполняться под “свой” музыкальный эпизод.

Выбор музыкального сопровождения определяется характером упражнений, а также уровнем эстетической подготовленности детей. Важно, чтобы музыкальное сопровождение удачно “вливалось” в сюжет. Запись должна быть чистой, с четко выраженным ритмом.

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям младших школьников, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Музыкальное сопровождение занятий со школьниками должно быть доступно восприятию ребенка. Важно, чтобы музыкальное сопровождение вызывало у ребенка моторную реакцию, было удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности для выполнения упражнений, музыкальные произведения должны быть удобными по темпу, с четкой и ясной фразировкой, необходимо учитывать музыкальный размер.

Итак, музыкальное сопровождение обогащает занятие по физической культуре, делает его насыщеннее, интереснее, повышает эмоциональное состояние воспитанников. Воздействие музыки многогранно. Во-первых, правильно подобранная музыка содействует эстетическому воспитанию детей, формированию положительных эмоций. Во-вторых, она воспитывает ритм движений, музыкальный слух. В-третьих, при использовании музыки повышается плотность урока. Учитель, освобождаясь от ведения счета, может больше внимания уделить детям, качеству выполнения упражнений. В-четвертых, воспитанники стремятся выполнять упражнения в сочетании с музыкой, а это повышает культуру движений, работоспособность организма. Следовательно, танцевальные и ритмические упражнения, музыкальное сопровождение разнообразят урок физической культуры, повысят его эстетическое содержание. Танцевальные и ритмические упражнения будут способствовать формированию у детей правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и координации движений. Такие занятия приносят удовлетворение, радость мне и, главное, - моим воспитанникам. Думаю, что спорт и музыка сотворят чудо и помогут нам стать счастливее!

Список литературы

  1. И.Н.Баженова “Педагогический поиск” М, 1989
  2. Г.И.Щукина “Педагогика школы” М, 1999
  3. Я.Л.Коломимнский “Учитель и дети” М, 1999
  4. С.В.Кондратьев “Учитель-ученик” М, 1998
  5. С.В.Кондратьева “Основа индивидуального подхода к учащимся” М, 1999
  6. В.А.Сухомлинский “Избранные педагогические сочинения” М, 1973
  7. И.Е.Синицына “Педагогический такт и мастерство учителя” М, 1987
  8. Т.Т.Ротерс “Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика” М, 1989
  9. Т.И.Осокина “Физическая культура в детском саду” М, 1978
  10. Е.А.Бабенкова “Как помочь детям стать здоровыми” М, 2003
  11. Н.Бочарова “Физкультурно-спортивные праздники в детском саду” “Дошкольное воспитание” 2004, №1
  12. В.Кудрявцев “Физическая культура и развитие здорового ребенка” “Дошкольное воспитание” 2004, №1
  13. М.Рунова “Особенности организации занятий по физической культуре” “Дошкольное воспитание” 2002, №9
  14. Н.Голиков “Забота о здоровье детей – задача общая” “Дошкольное воспитание” 2005, №6
  15. Н.Кожухова “Каков он – инструктор по физической культуре” “Дошкольное воспитание” 2006, №2
  16. Т.И.Богина “Современные методы оздоровления дошкольников” М, 2001
  17. Н.Ефименко “Театр физического развития и оздоровления для детей дошкольного и младшего школьного возраста” М,1999
  18. “Детский фитнес” М, 2006