Подготовка детей в семье к обучению в школе

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н. Толстой)

В шестилетнем возрасте ребёнка ждёт первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Как подчёркивал Д.Б.Эльконин, в это время происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. В школе начинает действовать система отношений “ребёнок-учитель”, которая начинает определять отношения ребёнка к родителям и отношения ребёнка к детям. Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, И.С.Славица показали это экспериментально. По мнению А.К.Марковой, система “ребёнок-учитель” становится центром жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо.

Огромное значение в работе с младшими школьниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями. Спонтанные и плохо организованные консультации - родительские собрания, встречи с семьями, индивидуальные беседы - ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей. Мы считаем, что в своей работе учителя должны придерживаться мнения В.А.Сухомлинского: “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” - и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения - это уродливое воспитание.

Свои встречи-консультации с родителями, и детьми начинаем задолго до поступления в школу - в детском саду. Тема первой групповой консультации “О психологических особенностях детей. 6-7-летнего возраста”. Цель консультации: не только познакомить родителей с психофизиологическими особенностями 6-7-леток, но и дать рекомендации как правильно развивать познавательные процессы у детей. В этот момент для родителей слово учителя имеет большее значение, чем слово воспитателя. Обычно на эту консультацию приходят и родители, которые уже точно решили отдать ребёнка в 1 класс, и те родители, которые ещё находятся в ситуации обдумывания. После такой, встречи бывает очень много вопросов относительно каждого ребёнка индивидуально. В связи с этим совместно с воспитателем мы намечаем план дальнейшей работы на год, посещение занятий в детском саду, индивидуальные беседы, совместные уроки и праздники в школе.

Последняя встреча с родителями до поступления ребёнка в школу проходит в конце мая. Это - подведение итогов работы за год, последние рекомендации на лето и, конечно, обсуждение содержания “портфеля” будущего школьника. Это очень важная часть, так как здесь имеет место здоровьесберегающий фактор.

С поступлением детей в школу у родителей возникает много вопросов и проблем. Здесь родителям пришлось бы очень тяжело без помощи педагога. На первом родительском собрании вручаем своим родителям “Дневник связи семьи и школы”. На первой страничке дневника родители заполняют анкету, в которой среди прочих есть вопрос: о чём бы вы хотели поговорить на родительском собрании и на индивидуальной встрече с учителем. После анализа анкет составляем план индивидуальных и групповых консультаций.

Уже в сентябре начинаем проводить индивидуальные консультации. На такую консультацию приглашаем: родителей по собственной инициативе, изучив результаты обучения в детском саду и понаблюдав за ребёнком первые дни в школе. Эта консультация носит обучающий характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. В ходе первоначальной консультации стараемся выявить особенности здоровья ребёнка, его любимые игры, увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивацию учения; моральные ценности семьи.

Описанная ниже индивидуальная консультация проводилась в МОУ “Авсюнинская средняя общеобразовательная школа”. В классе оказался ребёнок, который не посещал до школы детский сад. Было решено, что для родителей этого мальчика индивидуальная консультация необходима больше других (с остальными родителями велась работа в течение года в детском саду).

Мама и папа Димы с удовольствием пришли на встречу в назначенное, удобное для них, время. В ходе индивидуальной консультации родителям было предложено заполнить следующую анкету:

“Мой ребёнок”

  1. Когда он родился, то...
  2. Самым интересным в первые годы жизни в моём ребёнке было то, что он...
  3. О здоровье моего ребёнка я могу рассказать следующее...
  4. Моему ребёнку нравиться, когда...
  5. Моему ребёнку не нравиться, когда...
  6. Его положительными качествами является то, что он...
  7. Его отрицательными качествами является то, что он может...
  8. Трудности в воспитании нашего ребёнка связаны с тем, что...
  9. Я хотел бы, чтобы учитель обратил внимание на его способности...
  10. Мы надеемся, что с помощью учителя мы сможем развить в своём ребёнке следующие качества...
  11. И преодолеть следующие качества...

Во время беседы педагог должен своим поведением способствовать тому, чтобы родители охотно рассказывали о своем ребёнке как можно больше. Заранее определяем вопросы, которые требуют внимания, например:

  • с положительной или отрицательной стороны

родители начинают характеризовать своего ребёнка?

  • противоречат ли родители друг другу, когда говорят о ребёнке?
  • прогнозируют ли родители будущее своего ребёнка, какие аргументы приводят в мотивацию своего прогноза? - какое мнение о школе у родителей уже сложилось?
  • как оценивают родители положение ребёнка в его собственной семье?
  • что ребёнку в семье можно делать и что нельзя?
  • какая помощь нужна родителям от школы?
  • какие поручения в классе мог бы выполнять их ребёнок?

По окончании консультации родителям вручили рекомендации в письменной форме. Для родителей первоклассников этот вариант весьма полезен.

Рекомендации первой консультации выглядели так:

Ваш малыш стал школьником!

Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет лёгкой, и Вы не устанете в пути.

Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

Пусть законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!

Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка.

Закон 2. Не унижайте своего ребёнка.

Закон 3. Не угрожайте ребёнку. Это порождает враньё, приводит к боязни и ненависти.

Закон 4. Не налагайте запретов. Запретный плод сладок!

Закон 5.. Не опекайте ребёнка там, где можно обойтисьбез опёки.

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора.

Закон 8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.

Закон 10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой.

Помните, что самое большое родительское счастье, - видеть состоявшuxся, умных и благодарных детей! Желаем вам успеха!

В текущем учебном году возникла необходимость проведения тематической групповой консультации на тему “Если ребенок левша!”, т.к. в классе оказалось сразу несколько детей-“левшей”. Родители леворуких детей выразили необходимость в консультации на эту тему. После того как мы выбрали удобное для родителей время, такая консультация была проведена.

В ходе её родителей познакомили со статистикой детской леворукости по школе, с выставкой работ и результатами учебной деятельности детей-левшей из класса и из школы. Удалось убедить родителей, что леворукость ребёнка - не патология, а один из вариантов нормы, что леворукий ребёнок имеет свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым, и, что среди леворуких детей, достаточно талантов и гениев,возможно, ваш ребёнок - один из них.

Мы убеждены, что если каждый педагог так чётко и планомерно, как описано выше, будет организовывать свою работу с родителями детей, поступающих в 1 класс, то в будущем можно будет избежать разногласий, возникающих иногда между учителем и родителями по вопросам обученияи воспитания детей.