Каждый творчески работающий учитель не просто проводит урок по теме в учебнике или по разработке в методичке, а старается так подобрать материал, чтобы его ученикам было предельно понятно и интересно объяснение или закрепление любой темы.
В традиционной школе, на мой взгляд, рассмотрение и подача задач дана разрозненно, разбросанно. Дети не успевают усвоить один тип задач, как им подаётся новый, а прежний несколько уроков не вспоминается. Сложно уложить в памяти типы, способы решения задач.
Я попробовала объединить изучение задач одного типа, а затем постепенно расширять его и углублять от простого к сложному. За основу я взяла методику П. М. Эрдниева “Укрупнение дидактических единиц” и методику С. Н. Лысенковой “Опорные схемы и алгоритмы”.
“ Укрупнение дидактических единиц – пишет П. М. Эрдниев, - это путь повышения сознательности усвоения знаний посредством разумного сочетания логической (словесной) и образной (рисуночной) подачи одного и того же содержания.
Достоинства укрупнённой структуры знаний объясняются системным подходом и психофизиологическими представлениями о резервах эффективного обучения (ассиметричность мозга, матрицирование знаний, взаимосвязь сознательных и подсознательных механизмов в усвоении учебной информации.)
Согласно данным специалистов АПН СССР при последовательном применении системы УДЕ усвоение программных знаний достигается с экономией учебного времени, доходящей до 14 % против годовых норм.
Эффективное обучение, понимаемое как экономное по расходу времени должно обеспечить при этом одновременно достижение качественного скачка в развитии мышления.
Сущность УДЕ сводится, таким образом, к объединению знаний во времени (урок, лекция) или в пространстве (разворот учебника и тетради). Элементы знания, разведенные ранее по разным разделам и годам обучения, объединяются и образуют тем самым целостный сплав структурно – новых знаний.
Укрупнение дидактических единиц – это специфическое отображение в дидактике объективной тенденции всей современной науки к интеграции знаний, ведущей к углублению обобщения в познавательных процессах и способствующей освоению людьми возрастающего объёма информации за меньшее, чем прежде время”.
Классификация простых задач (в 1 действие)
на сложение и вычитание.
Всё разнообразие задач на сложение и вычитание можно представить в виде трёх циклов по три задачи в каждом цикле.
Основу системы задач составляет первый цикл – задачи на нахождение суммы и неизвестного слагаемого; второй цикл – это задачи на нахождение разности, уменьшаемого и вычитаемого; третий (основной) цикл – задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и на разностное сравнение чисел.
Указанные три цикла задач (всего 9 видов) являются задачной основой изучения действий (операций) в первые годы обучения. Каждая тройка задач выступает как некоторая укрупнённая единица усвоения. Окончательное освоение всех разновидностей задач в одно действие осуществляется в теме второй десяток.
Используемая литература
- Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. «Теория и методика обучения математике в начальной школе».
- С. Н. Лысенкова «Когда легко учиться».
- Статья К. А. Пестеровой « Система работы над задачей». журнал «Начальная школа» №11, 12 1998 г.