Тема: Домашние животные.
Цели урока:
- Образовательные: закрепление понятия “домашние животные”, узнавание домашних животных изображённых в рисунках, повторение названий частей тела домашних животных.
- Коррекционно-развивающие : дифференцировать понятия “домашние животные” и “домашние птицы”; развивать умение отгадывать загадки с опорой на наглядный материал; развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, кратковременную память, фразовую речь.
- Воспитательные : воспитывать интерес к занятиям, желание слушать взрослого, точно выполнять задание взрослого.
Оборудование: каркасная фигура автобуса, магнитофон с записями звуков деревни (мычание, хрюканье, мяуканье, лай). Рисунки и плоскостные изображения домашних животных (лошадь, корова, свинья, баран, собака, кот, петух), а также изба, бабушка и дедушка. Недорисованные картинки: собака без уха; кот, без ушей; лошадь без хвоста; корова без рогов.
Словарь: мычит, лает, мяукает, хрюкает, домашние, свинья, баран.
Ход занятия
I. Оргмомент
Совместная игра “Поездка в автобусе” с песней.
Автобус приглашает нас отправиться в путешествие. Поедем? Садитесь в автобус. Чтобы нескучно было в пути споём песенку друзей. Поется один куплет “Песенка друзей”. Приехали, выходите из автобуса.
Послушайте внимательно, что это за звуки? Включается запись “Звуки деревни”. Куда привёз нас автобус? (Мы в деревне.)
II. Основная часть
Правильно. Мы в деревне. Вот и изба, а во дворе ходят бабушка и дедушка. Дефектолог обращает внимание детей на плоскостные фигуры.
А) Узнавание по звуку домашнее животное. Отвечать на вопрос: что делает?
Послушайте, кто ещё ходит во дворе? Звучит мычание коровы.
Кто это? Что делает корова? (Это корова. Корова мычит.) Звучит хрюканье свиньи.
Кто это? Что делает свинья? (Это свинья. Свинья хрюкает.) Звучит лай собаки.
Кто это? Что делает собака? (Это собака. Собака лает.) Звучит мяуканье кошки.
Кто это? Что делает кошка? (Это кошка. Кошка мяукает.)
Б) Отгадывание загадок с опорой на наглядный материал. На доске выставляются картинки (кошка, корова, свинья, собака, баран).
Отгадайте мои загадки:
Мохнатенькая,
Усатенькая, молочко пьёт,
Песенки поёт.
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кошка.)
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца. (Свинья.)
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молока даёт. (Корова.)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый
Даже завитком рога. (Баран.)
Правильно отгадали. Это всё домашние животные.
В) Развитие кратковременной памяти и внимания.
Домашние животные предлагаю поиграть в прятки. Закрывайте глаза. Дефектолог убирает одну картинку с доски. Открывайте глаза, кто спрятался?
Последний раз выставляется картинка петух. Какая картинка новая появилась? Петух спрашивает, чем он отличается от других животных?
Вспомним про петушка пальчиковую гимнастику:
Петушок, петушок складывается из
пальцев одной руки фигура “Петушок”;
Золотой гребешок, вытягиваем пальцы,
имитирующие гребешок петушка;
Маслина головушка, поглаживаем руку – петушка;
Шёлкова бородушка. поглаживаем руку – петушка;
Покормим петушка? петушок клюёт вторую руку по
ладошке.
Ф.М.
Утром я проснулся сам,
Утром я оделся сам,
А потом умылся сам,
Съел свой завтрак тоже сам.
Днём я прогулялся сам
И домой вернулся сам.
Г) Недорисованные картинки. Развитие фразовой речи.
Один мальчик гостил у бабушки в деревне. Он нарисовал домашних животных. Посмотрите его рисунки. Что забыл нарисовать мальчик?
Собака без уха.
Кот без ушей.
Лошадь без хвоста. Сколько у лошади должно быть
хвостов?
Корова без рогов. Сколько у коровы должно быть
рогов?
Д) Составление предложений по увиденному сюжету.
Учитель-дефектолог выставляет на стол плоскостные фигурки. Дети составляют предложения.
У бабушки живёт корова. У бабушки живут
корова и кошка.
У дедушки живёт собака. У дедушки живут баран и
свинья.
III. Итог
Почему домашних животных называют домашними? Кто за ними ухаживает? Как ухаживает хозяин за своими животными? Мы побывали у бабушки и дедушки в деревне, пора возвращаться в детский сад.