I. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:
- год от года возрастают учебные нагрузки;
- досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и
компьютерным играм.
Всё это приводит к гиподинамии, нарушениям осанки, зрения. о росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, о проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится.
Рост патологии у школьников – характерная тенденция последнего десятилетия.
Согласно исследованиям 2000 года практически здоровыми ( по данным Минздрава РФ) оказались лишь 9,5% городских и 3% сельских учащихся. За время обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 4% до 12%.
- одна из самых частых патологий школьников – нарушение остроты зрения, составляет в некоторых районах до 30 – 40%;
- патология опорно – двигательного аппарата относится к числу наиболее распространённых и возросла с 4% до 16%;
- пищеварительной системы – с 6,6% до 13%;
- сердечно – сосудистой с 10% до 18%.
Результаты исследования здоровья учащихся школы практически подтвердили статистическую информацию в целом по России:
Учебные годы |
2004/2005 |
2005/2006 |
2006/2007 |
2007/2008 I четверть |
Практически здоровые уч-ся | 28% |
28% |
28% |
40% |
Учащиеся, имеющие отклонения: |
||||
ОДС | 39% |
25% |
30% |
25% |
Зрение | 28% |
16% |
12% |
9% |
Заболевание ЛОР | 24% |
13% |
10% |
10% |
Заболевание органов пищеварения | 3% |
5% |
5% |
6% |
I группа здоровья | 30% |
35% |
27% |
42% |
II группа здоровья | 41% |
38% |
41% |
26% |
III группа здоровья | 37% |
35% |
31% |
32% |
Возложение на школу и учителя, такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами:
- во – первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Это касается и здоровья. Именно в школе под присмотром учителей школьники проводят значительную часть времени. Если придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача;
- во – вторых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье.
В последние годы произошла некоторая мифологизация представлений о здоровьесберегающих технологиях как о чём – то таинственном и чудодейственном. Это обязательно должно быть что – то необычное, яркое.
Например, красиво оформленный фитобар – это здоровьесберегающие технологии, а чистота и порядок в туалетах – это просто санитарно – гигиеническое состояние. Или открытый в школе кабинет физиотерапии – это здоровьесберегающая технология, а грамотно составленное расписание уроков и используемые учителями приёмы увеличения двигательной активности или нейтрализации стрессов – это повседневная, общественная работа школы.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не хаотичностью наборов методов, а системной работой по всем направлениям.
В школе используются практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников члена – корр. РАО М.М. Безруких и проф. В.Д. Сонькина.
II. Модель работы школы по сохранению и укреплению здоровья.
Модель состоит из следующих блоков:
I блок – здоровьесберегающей инфраструктуры включает:
- обеспечение оптимальных гигиенических условий;
- наличие медицинского кабинета, осмотр учащихся
врачами – специалистами;
- организация горячего питания (охвачено 100% учащихся);
- витаминизация кислородным коктейлем (2 раза в год);
- проведение летней трудовой практики на пришкольном участке;
- оформление интерьера школы руками учащихся и озеленение школы
и близлежащей территории.
II блок – рациональной организации учебного процесса.
- использование альтернативного графика каникул (через 5,6 учебных недель – неделя отдыха);
- проведение ежедневной утренней зарядки в 1 – 4 кл (зарядку проводят “дежурные по здоровью” перед началом уроков в 810 – 820)
- проведение уроков продолжительностью 45 мин, 5 мин выделяется на проведение физкультпауз, офтальмологических, динамических пауз, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- проведение уроков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся на основе дифференцированного подхода;
- организация преподавания всех учебных предметов с интеграцией вопросов, связанных с охраной здоровья;
- использование второго комплекта учебников в 1 классе учащимися, имеющими значительные отклонения в работе о/д системы;
- соблюдение норм объёма учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания).
III блок – организация физкультурно – оздоровительной работы.
- проведение уроков физкультуры по принципу “Физкультура без освобождённых”;
- участие в районных спортивных соревнованиях;
- организация работы кружков: “Спортивная гимнастика”,
“Подвижные игры”, “Волейбол”, “Баскетбол”, “Флор-бол”
- проведение общешкольных Дней Здоровья разной направленности:
“ Президентские состязания”
“Легкоатлетическое многоборье”;
“Полоса препятствий”;
“Весёлые старты”;
“ Конкурс ледовых фигур”;
“Лыжные эстафеты”;
“Спортивные игры”;
Игры: “Песни у костра” и др.
- организация физкультурно – оздоровительной работы в классах (походы, лыжные прогулки, поездки в бассейн, экскурсионная работа);
- организация физкультпауз на уроках, игр в рекреации н/ школы во время перемен;
- проведение традиционных соревнований оп ОФП и турниров в кружке “Спортивная гимнастика”;
- проведение традиционного праздника “Папа, мама, я – спортивная семья”;
- профилактические прививки;
IV блок – просветительско – воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности и здорового образа жизни.
- включение в систему работы школы программы “Здоровье”, направленной на укрепление здоровья обучающихся, с учётом их возрастных, психофизических особенностей. Программа “Здоровье” составлена на основе междисциплинарной программы “Здоровье” под редакцией д.м.н. Касаткина В.Н.
Основные разделы:
- “Самопознание” - знание своего тела;
- “Я и другие” - правила межличностного общения;
- “Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний” - гигиена тела, полости рта, труда и отдыха, профилактика информационных заболеваний;
- Питание и здоровье;
- Основы личной безопасности и профилактика травматизма;
- Культура потребления медицинских услуг; Предупреждение употребления ПАВ.
- работа в классах – лекции, беседы, классные часы по проблемам сохранения и укрепления здоровья согласно классным программам “Здоровья”, составленным на основе школьной программы;
- работа экологического музея – беседы, лекции, заочные экскурсии по проблемам сохранения и защиты окружающей среды – одного из главных факторов, оказывающих непосредственное влияние на здоровье человека.
- включение в систему работы школы программы “Все цвета, кроме чёрного” М.М. Безруких Москва “Вентана-Граф” 2002 г. (последовательное включение, начиная со 2 класса)
V блок – организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями, направленная на повышение квалификации работников и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.
- лекции, семинары, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и заседаниях ШМО классных руководителей;
- проведение общешкольных родительских собраний по данной тематике с приглашением специалистов;
- приобретение необходимой научно – методической литературы;
- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению дней Здоровья, спортивных соревнований;
- организация методической копилки “В помощь классному руководителю”.
VI блок – профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья.
- регулярный анализ и обсуждение на ШМО, педсоветах, совещаниях данных о состоянии здоровья школьников;
- внесение данных диспансерного обследования учащихся в медицинские карты;
- ведение карты здоровья школы (определение индекса здоровья);
- привлечение медицинских работников к работе по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению родителей (совместный план работы по здоровьесберегающей деятельности учащихся МОУ “Мишутинская с.о.ш.” - МУЗ “Мишутинская амбулатория”);
- использование классными руководителями тест – анкет для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.
- контроль пропусков уроков по болезни учащимися класса (осуществляют кл. руководители);
- контроль за состоянием здоровьесберегающей деятельности в классах (осуществляет зам. дир. по ВР).
III. Работа по предложенной модели, коллектив школы вместе с учащимися и их родителями создаёт здоровьесберегающее пространство.
По откликам родителей и из анализа работы школы за 6 лет альтернативный график каникул (недельные каникулы после каждых 5 – 6 недель обучения) позволяет в значительной степени нивелировать издержки учебного процесса, снизить его утомляющее воздействие.
Такой график каникул способствует сохранению адаптационных возможностей детей в конце года, их эмоциональной устойчивости, позволяет снизить острую заболеваемость.
В результате индекс здоровья учащихся школы (количество неболеющих детей по отношению к общему количеству учащихся) составляет:
2002 – 2003 учебный год – 52%
2003 – 2004 учебный год – 54%
2004 – 2005 учебный год – 54%
2005 – 2006 учебный год – 68%
2007 – 2008 учебный год I четверть – 74%.