Здоровьесберегающая деятельность школы в процессе обучения и воспитания

Разделы: Администрирование школы


I. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.

В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:

- год от года возрастают учебные нагрузки;
- досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.

Всё это приводит к гиподинамии, нарушениям осанки, зрения. о росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, о проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится.

Рост патологии у школьников – характерная тенденция последнего десятилетия.

Согласно исследованиям 2000 года практически здоровыми ( по данным Минздрава РФ) оказались лишь 9,5% городских и 3% сельских учащихся. За время обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 4% до 12%.

- одна из самых частых патологий школьников – нарушение остроты зрения, составляет в некоторых районах до 30 – 40%;

- патология опорно – двигательного аппарата относится к числу наиболее распространённых и возросла с 4% до 16%;

- пищеварительной системы – с 6,6% до 13%;

- сердечно – сосудистой с 10% до 18%.

Результаты исследования здоровья учащихся школы практически подтвердили статистическую информацию в целом по России:

Учебные годы

2004/2005

2005/2006

2006/2007

2007/2008

I четверть

Практически здоровые уч-ся

28%

28%

28%

40%

Учащиеся, имеющие отклонения:

ОДС

39%

25%

30%

25%

Зрение

28%

16%

12%

9%

Заболевание ЛОР

24%

13%

10%

10%

Заболевание органов пищеварения

3%

5%

5%

6%

I группа здоровья

30%

35%

27%

42%

II группа здоровья

41%

38%

41%

26%

III группа здоровья

37%

35%

31%

32%

Возложение на школу и учителя, такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами:

- во – первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Это касается и здоровья. Именно в школе под присмотром учителей школьники проводят значительную часть времени. Если придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача;

- во – вторых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье.

В последние годы произошла некоторая мифологизация представлений о здоровьесберегающих технологиях как о чём – то таинственном и чудодейственном. Это обязательно должно быть что – то необычное, яркое.

Например, красиво оформленный фитобар – это здоровьесберегающие технологии, а чистота и порядок в туалетах – это просто санитарно – гигиеническое состояние. Или открытый в школе кабинет физиотерапии – это здоровьесберегающая технология, а грамотно составленное расписание уроков и используемые учителями приёмы увеличения двигательной активности или нейтрализации стрессов – это повседневная, общественная работа школы.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не хаотичностью наборов методов, а системной работой по всем направлениям.

В школе используются практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников члена – корр. РАО М.М. Безруких и проф. В.Д. Сонькина.

II. Модель работы школы по сохранению и укреплению здоровья.

Модель состоит из следующих блоков:

I блок здоровьесберегающей инфраструктуры включает:

- обеспечение оптимальных гигиенических условий;

- наличие медицинского кабинета, осмотр учащихся

врачами – специалистами;

- организация горячего питания (охвачено 100% учащихся);

- витаминизация кислородным коктейлем (2 раза в год);

- проведение летней трудовой практики на пришкольном участке;

- оформление интерьера школы руками учащихся и озеленение школы

и близлежащей территории.

II блок – рациональной организации учебного процесса.

- использование альтернативного графика каникул  (через 5,6 учебных недель – неделя отдыха);

- проведение ежедневной утренней зарядки в 1 – 4 кл (зарядку проводят “дежурные по здоровью” перед началом  уроков в 810 – 820)

- проведение уроков продолжительностью 45 мин, 5 мин  выделяется на проведение физкультпауз,   офтальмологических, динамических пауз, способствующих  эмоциональной разгрузке и повышению двигательной  активности;

- проведение уроков с учётом возрастных и психологических  особенностей учащихся на основе дифференцированного  подхода;

- организация преподавания всех учебных предметов с  интеграцией вопросов, связанных с охраной здоровья;

- использование второго комплекта учебников в 1 классе учащимися, имеющими значительные отклонения в работе о/д  системы;

- соблюдение норм объёма учебной и внеучебной нагрузки  (домашние задания).

III блокорганизация физкультурно – оздоровительной работы.

- проведение уроков физкультуры по принципу “Физкультура  без освобождённых”;

- участие в районных спортивных соревнованиях;

- организация работы кружков: “Спортивная гимнастика”,

“Подвижные игры”, “Волейбол”, “Баскетбол”, “Флор-бол”

- проведение общешкольных Дней Здоровья разной направленности:

“ Президентские состязания”
“Легкоатлетическое многоборье”;
“Полоса препятствий”;
“Весёлые старты”;
“ Конкурс ледовых фигур”;
“Лыжные эстафеты”;
“Спортивные игры”;
Игры: “Песни у костра” и др.

- организация физкультурно – оздоровительной работы в  классах (походы, лыжные прогулки, поездки в бассейн,  экскурсионная работа);

- организация физкультпауз на уроках, игр в рекреации н/ школы во время перемен;

- проведение традиционных соревнований оп ОФП и турниров в кружке “Спортивная гимнастика”;

- проведение традиционного праздника “Папа, мама, я – спортивная семья”;

- профилактические прививки;

IV блок – просветительско – воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности и здорового образа жизни.

- включение в систему работы школы программы “Здоровье”, направленной на укрепление здоровья обучающихся, с учётом их возрастных, психофизических особенностей. Программа “Здоровье” составлена на основе междисциплинарной программы “Здоровье” под редакцией д.м.н. Касаткина В.Н.

Основные разделы:

  1. “Самопознание” - знание своего тела;
  2. “Я и другие” - правила межличностного общения;
  3. “Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний” - гигиена тела, полости рта, труда и отдыха, профилактика информационных заболеваний;
  4. Питание и здоровье;
  5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма;
  6. Культура потребления медицинских услуг;
  7. Предупреждение употребления ПАВ.

- работа в классах – лекции, беседы, классные часы по проблемам сохранения и укрепления здоровья согласно классным программам “Здоровья”, составленным на основе школьной программы;

- работа экологического музея – беседы, лекции, заочные экскурсии по проблемам сохранения и защиты окружающей среды – одного из главных факторов, оказывающих непосредственное влияние на здоровье человека.

- включение в систему работы школы программы “Все цвета, кроме чёрного” М.М. Безруких Москва “Вентана-Граф” 2002 г. (последовательное включение, начиная со 2 класса)

V блокорганизации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями, направленная на повышение квалификации работников и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.

- лекции, семинары, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и заседаниях ШМО классных руководителей;

- проведение общешкольных родительских собраний по данной тематике с приглашением специалистов;

- приобретение необходимой научно – методической литературы;

- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению дней Здоровья, спортивных соревнований;

- организация методической копилки “В помощь классному руководителю”.

VI блокпрофилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья.

- регулярный анализ и обсуждение на ШМО, педсоветах, совещаниях данных о состоянии здоровья школьников;

- внесение данных диспансерного обследования учащихся в медицинские карты;

- ведение карты здоровья школы (определение индекса здоровья);

- привлечение медицинских работников к работе по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению родителей (совместный план работы по здоровьесберегающей деятельности учащихся МОУ “Мишутинская с.о.ш.” - МУЗ “Мишутинская амбулатория”);

- использование классными руководителями тест – анкет для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.

- контроль пропусков уроков по болезни учащимися класса (осуществляют кл. руководители);

- контроль за состоянием здоровьесберегающей деятельности в классах (осуществляет зам. дир. по ВР).

III. Работа по предложенной модели, коллектив школы вместе с учащимися и их родителями создаёт здоровьесберегающее пространство.

По откликам родителей и из анализа работы школы за 6 лет альтернативный график каникул (недельные каникулы после каждых 5 – 6 недель обучения) позволяет в значительной степени нивелировать издержки учебного процесса, снизить его утомляющее воздействие.

Такой график каникул способствует сохранению адаптационных возможностей детей в конце года, их эмоциональной устойчивости, позволяет снизить острую заболеваемость.

В результате индекс здоровья учащихся школы (количество неболеющих детей по отношению к общему количеству учащихся) составляет:

2002 – 2003 учебный год – 52%
2003 – 2004 учебный год – 54%
2004 – 2005 учебный год – 54%
2005 – 2006 учебный год – 68%
2007 – 2008 учебный год I четверть – 74%.