Тема: Можно ли преодолеть экологический кризис.
Цели:
1. Определить влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, прогрессирующее загрязнение природы на примере Восточно-Сибирского региона.
2. Выяснить особенности современной экологической ситуации. Проанализировать с учащимися возможные пути разрешения (смягчения) экологических проблем.
3. Развитие познавательной деятельности учащихся, защита экологических проектов.
4. Воспитание нравственного отношения к природе, значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Оборудование урока: Учебник Боголюбова “Введение в обществознание”, карта Иркутской области, атласы Иркутской области, Конституция Российской Федерации, статьи местных газет, проекты учащихся по защите окружающей среды.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока.
План:
- Вводная беседа;
- Работа с документом (Конституцией РФ);
- Знакомство с бесхозяйственной деятельностью человека через: анализ статей, работа с картой Иркутской области, атласами, схемами экологического вестника.
- Защита экологических проектов.
I. Вводная беседа:
Можно ли преодолеть экологический кризис? Этот вопрос волнует все человечество.
Дайте определение экологическому кризису? ( это такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку)
Что, по-вашему, привело к ухудшению экологической обстановке?
Вопрос отношения человека и природы волнует нас давно. Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что мир находится на краю экологической катастрофы. Это показало необходимость вмешательства в проблемы экологии закона.
II. Работа с документом (Конституция РФ)
Статьи: 41 п.3; 42, 58.
-О каком праве идет речь?
Какие обязанности рассматривает ст. 58 Конституции РФ?
Соблюдаются ли наши конституционные права на благоприятную экологическую обстановку?
III. Бесхозяйственная деятельность человека.
Работа с картой Иркутской области и атласами Иркутской области (с.41).
Приведите примеры из статей газет о бесхозяйственной деятельности человека.
- Почему в нашей области сложилась неблагоприятная экологическая обстановка?
- Какие отрасли промышленности наиболее развиты у нас в области? (Энергоемкие производства: металлургическая, химическая, теплоэнергетика и т.д.)
По данным областного комитета природы предприятия г.Усолье-Сибирского выбрасывают в воздух большое количество примесей влияющих на здоровье человека.
Анализ таблицы: данные из экологического вестника Иркутской области 1994 г.
Краткая эколого-гигиеническая характеристика воздействия примесей, выбрасываемых в атмосферу г.Усолье-Сибирское, на человека.
По данным Государственного доклада Экологическая обстановка в Иркутской области 1994.
Примесь | Класс опасности | Характеристика влияния на человека |
1 .Двуокись азота |
|
Воздействие на органы дыхания, слизистую оболочку, пищевой тракт. |
2.Серы двуокись |
|
Поражение органов дыхания, изменение состава крови, нарушение обмена. |
3.Углерода окись |
|
Связывает гемоглобин крови и мешает снабжению кислородом тканей и органов. |
4.Пыль неорганическая |
|
Поражение органов дыхания, слизистых оболочек. |
5.Пыль органическая |
|
Поражение органов дыхания. Аллерген. |
6. Формальдегид |
|
Поражение центральной нервной системы, органов зрения, печени, почки, аллерген, мутаген. |
7.Диоксины |
|
Воздействуют на печень, нервную систему. |
8.Сульфаты |
|
Воздействуют на органы дыхания, желудок, кишечник. |
9.Ртуть |
|
Токсична, мутогенна, имеет способность накопления в организме. |
10.Свинец |
|
Токсичен, мутоген, накапливается в организме. |
11 .Хлор и его соединения | Общетоксичен. Поражает: слизистую, органы дыхания, многие жизненно важные органы. |
IV. Защита экологических проектов.
Что вы можете предложить, как защитить природу?
Учащиеся представляют свои проекты.
Вывод: Очень приятно, что вы задумались над этой проблемой, попытались пофантазировать. А что реального вы можете предложить? ( не мусорить, не загрязнять лес, водоемы, не жечь костры и т. д.)
Подведение итогов:
- Какого высказывания вы придерживаетесь?
1. Экологический кризис можно приостановить лишь в том случае, если он будет восприниматься как вопрос жизни и смерти”
2. Торопиться некуда. Природа- саморегулирующаяся, самовосстанавливающаяся система?
Все наши природоохранные проекты, очистные сооружения, безотходные технологии, несмотря на лучшие намерения, не дадут должного эффекта, пока мы не изменим взгляд на самих себя.
Выставление отметок.