Система разноуровневых вопросов и творческих заданий по музыке для 2 – 4-х классов
2-й класс |
||
“3” |
“4” |
“5” |
Тема 1. Музыкальные образы родного края. Мелодия, аккомпанемент. Композитор – исполнитель – слушатель. |
||
Чем отличаются друг от друга: песня, танец, марш? | Что общего и различного между композитором, исполнителем, слушателем. Как появляется музыка? | Кто такие “три кита”? Расскажи о них легенду. Нарисуй к ней рисунок. |
Тема 2. Песни о России. Гимн – главная песня моей Родины. Фортепиано. |
||
В чём отличие: 1. гимна от песни; 2. запева от припева? |
Почему гимн называют главной песней
Родины? Представь, что ты композитор. Музыку в каком характере ты сочинишь для песни о России? |
Найди в журналах, газетах изображения пианистов. Вырежи и наклей в тетрадь. |
Тема 3. Детские пьесы П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева. Природа и музыка. Прогулка. Песенность. Танцевальность. Маршевость. |
||
Какую музыку по характеру ты сочинишь для утра, а какую для вечера? | Подбери разные краски для изображения рассвета и вечера. Нарисуй утреннюю и вечернюю тишину. | Какие детские пьесы Чайковского и Прокофьева ты знаешь? Составь таблицу. |
Тема 4. Жанры танцев. Танцевальные ритмы. Жанры маршей. Звучащие картины. |
||
Какие танцы и марши ты знаешь? Запиши их в тетради. | Рассмотри иллюстрации на стр.28 – 29 учебника. Как звучит музыка, которую исполняют пианисты на них? | Найди в журналах, газетах изображения танцующих и марширующих людей. Наклей их в свою тетрадь. |
Тема 5. Сказочные образы в музыке. Жанр колыбельных песен. |
||
Какие колыбельные песни ты знаешь? Запиши их в тетради. | Нарисуй свою любимую колыбельную песню. | Сочини свой текст колыбельной песенки. |
Тема 6. Колокольные звоны России. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. |
||
Какие колокольные звоны ты знаешь? Чем они отличаются друг от друга? Запиши их в тетради. | Что тебе известно о Святых Александре Невском и Сергии Радонежском? | Почему колокола называют русским чудом? Нарисуй колокол. Сочини про него сказку. |
Тема 7. Молитва. Музыка в православном храме. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. |
||
Чем молитва отличается от песни? Почему многие люди поют молитвы? | Что тебе больше всего запомнилось из балета-сказки П.И. Чайковского “Щелкунчик”? Почему? | Найди описание рождественских обычаев или традиций. |
Тема 8. Музыка на новогоднем празднике. Обобщение по темам первого полугодия. |
||
Какие новогодние песни ты знаешь? Запиши. | Нарисуй свою любимую новогоднюю песню. | Нарисуй диафильм к песне “В лесу родилась ёлочка”. |
Тема 9. Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Фольклор. Русские народные песни. |
||
Что такое фольклор? Какие русские народные инструменты ты знаешь? | В словаре найди определения инструментов: балалайка, гармонь, ложки, гусли, рожок, трещотка. | Вырежи и наклей в тетради изображения русских народных инструментов. Какие р.н.п. знаешь ты? |
Тема 10. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа. |
||
О какой музыке говорят, что она в народном стиле? | Почему в народных песнях часто повторяются и мелодия, и слова? | Какие народные праздники и их традиции ты знаешь? Нарисуй к одному из них рисунок. |
Тема 11. Детский музыкальный театр. Опера и балет на сказочный сюжет. |
||
В чём сходство и различие между оперой и балетом? | Названия каких опер и балетов ты знаешь? Приведи по 3 примера. | Нарисуй, каким ты представляешь театр оперы и балета? |
Тема 12. Симфонический оркестр. Дирижёр, режиссёр, художник в музыкальном спектакле. Опера “Руслан и Людмила”. Сцены из оперы, увертюра, финал. |
||
Чем увертюра отличается от финала? Кто такой дирижёр? С кем его можно сравнить? | Нарисуй рисунок к опере М.И. Глинки “Руслан и Людмила”. | Почему палочку дирижёра называют волшебной? Сочини про неё сказку. |
Тема 13. Симфоническая сказка. Тембры инструментов. Сюита “Картинки с выставки” М.П. Мусоргского. |
||
Перечисли пьесы из сюиты М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”. Какая из них тебе больше всего понравилась? Почему? | Нарисуй рисунок к пьесе “Балет невылупившихся птенцов” из сюиты М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”. | Нарисуй рисунок к симфонической сказке С.С. Прокофьева “Петя и Волк”. |
Тема 14. Мир музыки В.А. Моцарта. Развитие музыки. |
||
Какие произведения В.А. Моцарта тебе известны? | Что ты знаешь о жизни и творчестве В.А. Моцарта? | Нарисуй афишу к концерту по произведениям В.А. Моцарта. |
Тема 15. Волшебный цветик-семицветик. Орган. Выразительность и изобразительность. |
||
Назови лепестки волшебного цветика-семицветика. Что они обозначают? | Сочини сказку об одном органе, который дружил с органистом. | Составь и оформи программу концерта по произведениям И.-С. Баха и Г.В. Свиридова. |
Тема 16. Жанры музыки. Природа и музыка. Международные конкурсы. Концерт. |
||
Что ты знаешь о Международном конкурсе имени П.И. Чайковского? | Придумай 3 интересных музыкальных вопроса или задания. | Сочини историю (сказку, рассказ) о том, как на свет появилась музыка природы. |
Тема 17. Композитор – исполнитель – слушатель. Обобщение по темам года. |
||
Объясни значения слов: композитор, исполнитель, слушатель. | Фамилии каких композиторов и их произведения тебе известны? Составь и заполни таблицу. | Составь и оформи программу концерта по произведения Чайковского и Прокофьева. Нарисуй афишу к концерту. |
3-й класс |
||
Тема 1. Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в русской музыке и изобразительном искусстве |
||
Что такое мелодия? Что такое песенность? Дай определение романса. | Почему мелодию называют душой музыки? Чем романс отличается от песни? | Найди репродукции картин с изображением природы. Какую музыку ты слышишь, глядя на них? |
Тема 2. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки. |
||
Что такое кант? Что такое кантата? Дай определение оперы. | Расскажи, что ты знаешь о кантах. Какие современные песни о героических событиях истории нашего Отечества ты знаешь? | Ответь на вопрос: “Каким я представляю себе Ивана Сусанина?”. Опера “Иван Сусанин” заканчивается торжественным и ликующим хором “Славься!”, хотя главный герой оперы погибает. Почему? |
Тема 3. Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров. Природа в музыке и изобразительном искусстве. |
||
Объясни выражение “музыкальный пейзаж”? Как ты понимаешь выражение музыкальная живопись? | Сравни “Утреннюю молитву” П.И. Чайковского и “Утро” Э. Грига. Что ты можешь сказать об этих пьесах? | Нарисуй картину утра, настроение которой созвучно настроению пьесы Э. Грига “Утро”. Найди стихи или рассказы и сказки, в которых есть строки о том, как засыпает природа. |
Тема 4. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы. |
||
Что такое музыкальный портрет? Какие детские образы входят в “Детский альбом” П.И. Чайковского? | Какие “картинки” М. П. Мусоргского ты знаешь? Какие из них детские? Почему сюита так называется? | Придумай рассказ к какой-нибудь пьесе П.И. Чайковского из “Детского альбома”. |
Тема 5. Два музыкальных обращения к Богородице. Древнейшая песнь материнства. |
||
Музыкой какого характера ты озвучишь картину Рафаэля “Сикстинская мадонна”? Какими словами можно передать чувства от восприятия стихов и картин, посвящённых Богоматери? | Почему Богородице посвящают очень много своих творений художники, поэты, композиторы? На иконах и картинах художников Дева Мария изображена с младенцем без короны и богатой одежды, а весь мир называет Ёе Царицей Небесной. Почему? | Что общего между стихотворением А. Фета “Ave Maria” и картиной Рафаэля “Сикстинская мадонна”, стихотворением А.С. Пушкина и картиной В.М. Васнецова “Богоматерь с младенцем”? Найди репродукции картин, икон или стихи, которые изображают Деву Марию. |
Тема 6. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. |
||
Найди слова, которые передают чувства к маме. | Найди и приготовь выразительное чтение стихотворения о маме. | Составь небольшой рассказ или напиши сочинение о своей маме (бабушке). |
Тема 7. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской. |
||
Что такое величание? Объясни значения слов “язычество”, “христианство”. Имена каких русских святых тебе известны? | Музыку какого характера ты написал бы на стихи русского поэта А. Блока “Вербочки”? Найди стихотворение о вербочках, которое послужило бы словами песни. Расскажи, что тебе известно о Святых земли Русской княгине Ольге и князе Владимире. | Нарисуй символы Вербного воскресенья. Найди описание каких-либо обычаев и традиций, связанных с празднованием Вербного воскресенья. |
Тема 8. Жанр былины. Певцы-гусляры. Былинные сказители. |
||
Что такое былина? Что такое фольклор? Что такое опера? Кто такие сказители? | Нарисуй, каким ты представляешь себе Добрыню Никитича. Придумай словесные портреты народных сказителей: Баяна и Садко. | Сочини какую-нибудь былину или песню, которую мог исполнить народный певец-сказитель. |
Тема 9. Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Масленица. |
||
Что ты знаешь про Масленицу? | Рассмотри картины Б. Кустодиева. Какие приметы Масленицы ты видишь? | Нарисуй рисунок к Масленице или подбери масленичные песни, игры и забавы. |
Тема 10. Музыкальные темы и образное развитие в операх. |
||
Дай определение оперы, увертюры (2 значения). Что такое миф? Перескажи миф об Орфее, положенный в основу оперы К. Глюка “Орфей и Эвридика”. Перескажи сюжет оперы “Снегурочка” | Какие чувства вызывает у тебя музыка “Мелодии” из оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка? Какой ты представляешь себе музыку, “рисующую” Снегурочку? Вступление к опере “Садко” Н.А. Римский-Корсаков назвал “Океан-море синее”. Почему? | Конец сказки “Снегурочка” печальный, но опера заканчивается светло и торжественно. Почему? Нарисуй рисунок моря к вступлению оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова. |
Тема 11. Музыкальные темы и образное развитие в балетах. |
||
Рассмотри изображения двух фей из балета “Спящая красавица”. Как художник передал контраст в рисунке? | “Нарисуй” словесные портреты феи Сирени и феи Карабос. | Как ты понимаешь слова: “Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта”? |
Тема 12. В современных ритмах. Мюзикл как жанр лёгкой музыки. |
||
Дай определение мюзикла. | Почему мюзикл считается жанром лёгкой музыки? | Какое литературное произведение ты предложил бы для мюзикла? Почему? |
Тема 13. Жанр инструментального оркестра. Мастерство композиторов, исполнителей. |
||
Дай определение концерта (2 значения). | Что ты знаешь о концерте, как музыкальном жанре? | Подготовь информацию о П.И. Чайковском. |
Тема 14. Музыкальные инструменты: флейта, скрипка. |
||
Дай определение флейты. Перескажи легенду о происхождении флейты. Дай определение скрипки. | Как ты понимаешь выражение “звучащие картины”? Найди стихи, рассказы о скрипке и скрипачах. | Нарисуй флейту и скрипку и сочини о них волшебную сказку. |
Тема 15. Контраст образов сюиты и симфонии. Темы, сюжеты и образы музыки Э. Грига и Л. Бетховена. |
||
Дай определение сюиты и симфонии? | Перечисли номера, входящие в состав сюиты Э. Грига “Пер Гюнт”. Какие номера тебе больше всего запомнились? Почему? Перескажи одну из историй, связанных с исполнением Героической симфонии Л. Бетховена. О чём говорит тебе её название? | Послушай и сравни две части сюиты Э. Грига “Пер Гюнт” “Утро” и “В пещере горного короля”. Нарисуй рисунок к одной из них. Нарисуй рисунок к “Героической” симфонии Л. Бетховена. Какие слова наиболее полно передают её характер? |
Тема 16. Джаз – музыка XX века. Известные джазовые музыканты и исполнители. |
||
Дай определение джаза. Какова его особенность? | Назови имена джазовых музыкантов. | Подготовь сообщение о композиторе Дж. Гершвине. |
Тема 17. Композитор, исполнитель, слушатель. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. |
||
Какую роль играют композитор, исполнитель, слушатель в появлении музыки на свет? | Фамилии каких композиторов тебе известны? Что ты о них знаешь? Что общего в музыке Э. Грига и П.И. Чайковского, и что отличает их произведения? | Нарисуй рисунок к одной из пьес Г.В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”. П.И. Чайковский писал: “Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту…Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете”. Почему? |
4-й класс |
||
Тема 1. Мелодия. Музыка народная и композиторская. Жанры народных песен. |
||
Чем народная музыка отличается от композиторской музыки? Перечисли жанры народных песен. | В чём отличие народных песен одних жанров от других? Приведи по 5 примеров народной и композиторской музыки. | Приведи по 2 примера народных песен на каждый из жанров и 5 примеров композиторской музыки. |
Тема 2. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. |
||
Что означают выражения “лирическая тема в музыке” и “патриотическая тема в музыке”? | Какой должна быть музыка, изображающая защитников Отечества? Приведи примеры. | Может ли песня вдохновить человека на подвиг? Почему? Приведи примеры таких песен. |
Тема 3. “В краю великих вдохновений…”. Один день с А.С. Пушкиным. |
||
Какие образы показаны в 3-х фрагментах “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова? Опиши характер этих эпизодов. | Найди в сказке А.С. Пушкина эпизоды, соответствующие музыкальным 3-м чудам оперы Н.А. Римского-Корсакова. Опиши характер этих музыкальных эпизодов. | Подготовь 5 вопросов по теме урока. |
Тема 4. Музыкально-поэтические образы А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова. |
||
Дай определение романса и ансамбля. Есть ли связь между словами “муза” и “музыка”? Почему ты так думаешь? | Сравни настроения в стихотворениях А.С. Пушкина “Зимний вечер” и “Зимнее утро”. На слова какого из них ты написал бы романс? Почему? Какой бы у него был характер? | Если бы ты был композитором, то, какое стихотворение А.С. Пушкина ты выбрал бы для романса? Почему? Какая была бы музыка? Нарисуй к нему рисунок. |
Тема 5. Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Образы богатырей в искусстве. |
||
Имена каких русских святых тебе известны? Дай определение былины, гимна. В чём отличие гимна от величания? | Найди историю о каком-нибудь Святом Русской земли. Что тебе известно об Илье Муромце, братьях Кирилле и Мефодие? | Придумай образ Святого. Как он стал Святым? Сочини небольшой рассказ. |
Тема 6. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения. |
||
Что такое молитва? Зачем она нужна человеку? | Нарисуй музыкальный рисунок “Моя пасхальная открытка”. | Найди текст какой-нибудь молитвы. В каком характере ты бы её исполнил? Сделай к ней иллюстрацию. |
Тема 7. Народная песня – источник вдохновения композиторов. Интонации народных песен. |
||
Какая песня называется народной? | Какие народные песни ты знаешь? Сделай иллюстрацию к одной из них. | Почему народную песню считают источником вдохновения композитора? Нарисуй одну из них. |
Тема 8. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. |
||
Что такое миф, легенда, предание? | Составь музыкальный словарь по теме “Русские музыкальные инструменты”. | Сочини свою сказку о волшебнице Музыке. |
Тема 9. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского народа. |
||
Какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов? Дай определение балалайки и гармони. | Составь музыкальный словарь по теме “Русские народные инструменты”. | Символом праздника Троица является берёза. Нарисуй её, найди о ней стихи или описание примет и обычаев, связанных с Троицей. |
Тема 10. Драматургия оперы. Основные темы. Восточные мотивы. |
||
Дай определение танцев полонез и мазурка. Что такое ария? Чем она отличается от песни? | Нарисуй, каким ты себе представляешь Ивана Сусанина и составь словесный портрет: “Каким я представляю себе Ивана Сусанина?” | Что такое полонез и мазурка? Для чего русский композитор М.И. Глинка вводит в русскую оперу польские танцы? Нарисуй, каким ты себе представляешь бал в замке польского короля из оперы “Иван Сусанин” М.И. Глинки. |
Тема 11. Жанры лёгкой музыки. Оперетта. Мюзикл. |
||
Дай определения мюзикла и оперетты. | В чём сходство и различие таких жанров как оперетта и мюзикл? Приведи по 2 примера каждого. | Придумай 5 вопросов по теме урока. |
Тема 12. Жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Соната. Фортепианная сюита. |
||
Что такое соната, сюита, романс-баркарола и симфоническая сюита, квартет (2 значения)? | Почему сюита М.П. Мусоргского “Картинки с выставки” так называется? Перечисли, какие номера в неё входят? | Прочитай басню И.А. Крылова “Квартет”. Как могла бы звучать музыка этих незадачливых музыкантов. Придумай своих 5 квартетов разного состава. |
Тема 13. Интонации народных танцев. Инструменты симфонического оркестра. |
||
Дай определение оркестра. Какие инструменты в него входят? | Найди определение мазурки и полонеза. Что общего в определениях мазурки, полонеза, вальса, а что различного? | Почему П.И. Чайковский называл оркестр “музыкальной республикой”? Составь словарь на тему “Инструменты симфонического оркестра”. |
Тема 14. Мастерство композитора и исполнителя. Прелюдия. |
||
Дай определение прелюдии, этюда. | Какой должна быть музыка, и каким должен быть музыкант, чтобы музыка могла приносить счастье? | Польского гения Ф. Шопена называли “Душой фортепиано”. Почему? Можно ли так сказать: “Слушая музыку Шопена, мы слышали его сердце”? Почему? |
Тема 15. Музыкальные образы Баха, Моцарта, Бетховена, Грига, Глинки, Прокофьева, Гершвина, Хачатуряна и их развитие. |
||
Могут ли иссякнуть мелодии? Какие образы они могут раскрывать? | Как ты понимаешь слова П.И. Чайковского: “Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”? | Составь таблицу с фамилиями композиторов, примерами их произведений и описаниями их музыкальных образов, знакомых тебе с уроков. |
Тема 16. Авторская песня. Музыкальные инструменты. |
||
Какая песня называется авторской? Дай определение гитары. | Что важнее в авторских песнях – слова или мелодия? Почему? | Фамилии каких поэтов-бардов ты можешь назвать. Подготовь информацию об одном из них. |
Тема 17. Форма музыки: двухчастная, трёхчастная, сонатная, вариационная, рондо. |
||
Какие формы музыкальных произведений тебе известны? | Составь и заполни таблицу “Формы музыки” с примерами произведений на каждую. | Какой должна быть музыка о Родине? Почему? Какие песни о Родине и родной природе ты знаешь? Найди стихотворение о Родине. Какой музыкой можно его озвучить? |