Комментарии к игре: игра была разработана для студентов первых курсов факультета дошкольной педагогики и психологии ОГТИ филиала ОГУ, предназначена для работы на ранних стадиях формирования коллектива. Проведение данной игры способствует формированию и сплочению коллектива, способствует созданию благоприятного психологического климата в группе, развитию эмпатии, познанию себя.
Основные задачи: в необычной метафорической ситуации открыть новые формы сотрудничества друг с другом, познанию своего внутреннего “Я”, развитию эмпатии, решению проблем адаптации.
Предполагаемый результат: создание благоприятного климата в коллективе, хорошее настроение, знакомство друг с другом, наметить пути дальнейшего развития коллектива.
Оборудование: ватман, гуашь, аюрведическая музыка, музыка хаоса.
Условия проведения: предлагаемый сценарий игрового занятия предназначен для коллектива на начальной стадии формирования. Оптимальное количество участников: от 20 до 50 человек. Для работы необходимо большое помещение с раздвигающимися стульями. Игру проводят двое ведущих, которые должны иметь навыки тренинговой работы, ведения групповых дискуссий.
Этап 1
. Введение в игру.Участники сидят в общем кругу. Звучит музыка (космическая тематика).
Ведущий начинает рассказ:
Представьте себе Вселенную: без начала и конца, огромную, бездонную. Но, все во Вселенной имеет свое начало. Долго-долго без сути, и без назначения хаотичные частички движутся в пространстве. Представьте, что вы эти частички. Можете закрыть глаза, чтобы легче было представить себя этими частичками. (Пауза в несколько минут).
А сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате.
Частички сталкиваются друг с другом, смотрят друг на друга, рассматривают друг друга, здороваются, улыбаются, приветствуют друг друга. Представьте себя в свободном полете (группа хаотично движется по аудитории). Пауза.
Ничего не бывает вечно, все меняется и в итоге частички похожие друг на друга встречаются и образуют планеты.
Каким образом? Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, распределиться на группы по цвету волос. Считаем до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе “черных”: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.
Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
- распределитесь на тех, у кого есть часы на руке, и у кого нет! Раз, два, три…десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы. А в этой группе все счастливчики, потому что “счастливчики часов не наблюдают…”!
- Продолжаем ходить! Распределиться по цвету брюк и юбок! ( Счет, проверка).
Представив несколько вариантов распределения, оставить участников в группах.
Дальнейшее развитие игры будет проходить между этими группами.
Этап II.
Работа в группах.По сигналу ведущего каждый участник представляется и называет свои особенные качества.
Цель: обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого. Способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.
Цель: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.
Цель: интеграция группы, за счет понимания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды.
Цель: закрепление позитивного эмоционального настроя, объединение для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства.
Цель: совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия, развивать отношения партнерства, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.
Цель: снять напряжение участников путем вовлечения их в групповое физическое действие, объединить для решения задачи на основе партнерства, создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха.
Цель: способствовать интеграции группы за счет участия в совместной деятельности, создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.
Этап III.
Совместная работа участников игры.“Построение галактики”. Участникам предлагается объединить свои скульптуры и создать единую фигуру планет-галактику.
Цель: раздвинуть границы креативности, снять страх перед неизвестным, перед поставленной проблемой, тренировать участников в выработке совместной стратегии и тактики успеха.
Этап IV. Игры на сплочение.
- “Путаница”. Группа образует круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а ведущий соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного игрока оказывается рука другого. При этом ведущий старается соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями. Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Входе игры ведущий:
- “Сороконожка”. Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами – наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо. Ведущий объясняет правила игры:
- “Рисунок Галактики”. Участникам предлагается нарисовать коллективный рисунок с пожеланиями потомкам (стихи, небольшие фразы-послания).
-поддерживает игроков в стремлении
распутаться, напоминает о внимательном
отношении друг к другу;
-стремится сохранить напряжение игры, азарт
соревнования. Напоминает о том, что игра
ограничена во времени, нагнетает напряжение и
творческий запал. Когда задача решена или время
истекло, ведущий вместе с группой подводит итоги
игры:
-Какие впечатления вынесли участники из
упражнения? Чем они хотят поделиться друг с
другом?
-Что на их взгляд, могло усилить эффективность
решения проблемы?
-Кто был выдвинут группой в качестве лидера или
стал лидером самопровозглашенным? Как относится
группа к этому явлению?
Цель: развивать в группе активный стиль
общения и отношения партнерства.
На протяжении первого этапа игры
нельзя общаться – разговаривать, обмениваться
информацией.
Каждый из игроков определяет для себя место в
пределах игровой площадки, куда бы он хотел
добраться. Это место может находиться не только
напротив играющего, но и сзади него и ли в любой
другой стороне.
По сигналу ведущего каждый должен попытаться как
можно скорее достичь намеченного им места и
остаться там не менее 3 сек. После того как все
игроки команды побывали на облюбованных местах,
можно сообщить ведущему о выполнении группового
задания. Чем скорее команда справится с заданием,
тем лучший результат будет зафиксирован в итоге
игры.
Если игроки расцепляют руки или начинают
разговаривать, ведущий останавливает игру до
полного восстановления, а затраченное время
включает в общее время игры, что безусловно
ухудшает результат.
Второй этап игры проводится по тем же правилам с
одним единственным изменением: игрокам
разрешено разговаривать, они могут выработать
какую-то групповую стратегию. По окончании
второго этапа ведущий объявляет команде
результат.
После чего ведущий задает вопросы: Что вам
понравилось в игре?
Что вызвало затруднения? Прокомментируйте,
пожалуйста, Результаты первого и второго этапов.
В чем, по-вашему, причина именно таких
результатов?
Цель: проверить на опыте эффективность
партнерства в условиях коммуникации и в ее
отсутствии, влияние договора на достижение
групповой цели, выявить лидерские возможности
игроков, побудить командные эмоции
взаимоподдержки, ответственности, сплоченности.
Этап V: Завершение. Участники обсуждают игру, делятся впечатлениями, подводят итоги.
Литература.
- Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось – 89, 2005-128с. (Действенный тренинг) ISBN 5-86894-958-7
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось – 89, 2004-128с. (Действенный тренинг) ISBN 5-86894-892-0
- Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб: Издательство “Речь”, 2005 – 224с.: ил. ISBN 5-9268-0366-7