Программа "Будь Человеком, человек!"

Разделы: Классное руководство


Цель программы: формирование основ толерантного поведения

Задачи программы.

  • Сформировать у учащихся представление о толерантности.
  • Развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
  • Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
  • Развивать эмпатию, внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность, умение выражать себя, свои чувства;
  • Воспитывать культуру поведения в общественных местах;
  • Распознавать конфликты, находить варианты их конструктивного решения;
  • Содействовать созданию положительного эмоционального фона в коллективе.

I. Краткая аннотация.

Время, в котором мы живем, нельзя назвать спокойным. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризма, национализма и других проявлений дискриминации одних лиц и социальных групп другими лицами или социальными группами.

Учитывая проявления нетерпимости в обществе, одной из целей воспитания подрастающего поколения должно стать формирование и активное внедрение в жизнь социальных норм толерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Эта задача определена Федеральной целевой программой “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”. 

Федеральная целевая программа учитывает основополагающие принципы толерантности, установленные Декларацией ЮНЕСКО в 1995 г. Согласно этой Декларации день 16 ноября провозглашен Международным днем толерантности.

Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. Программа “Будь Человеком, человек!” должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.

Реализация Программы будет способствовать сохранению общественной стабильности, формированию нового человека, осознающего свою значимость в этом мире.

Программа ориентирована на возрастные группы учащихся школы среднего и старшего звена, определяет пути развития толерантного воспитания.

Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его ориентация будут основным полем деятельности педагогов, на котором только они смогут сформировать Человека – гражданина.

II. Эпиграф.

Не было бы добрых людей,
жизнь бы давно остановилась…

III. Реализация программы.

1 этап. Мир, в котором я живу.

Пояснительная записка.

У учащихся младшего подросткового возраста существует повышенная потребность в признании, внимании, уважении; боязнь изоляции от сверстников; обостренное чувство справедливости. В этом возрасте возможно развитие подростковых комплексов. Преобладает устойчивая самооценка, возрастает стремление приобщиться к взрослой жизни, появляется повышенный интерес к самому себе.

Мероприятия

Цели и задачи мероприятий

1.

“Волшебные слова”
  • развивать внимание к окружающим, умение общаться;
  • обогащать активный словарь.

2.

Мы повзрослели.
  • беседа о возрастных особенностях;
  • снижение тревожности, самопознание;
  • находить общее с другими.

3.

Характер и общение
  • расширение знаний о себе;
  • самооценка качеств, формирование адекватной самооценки;

4.

Любовь и дружба
  • раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и любви как высших человеческих чувств;
  • воспитывать культуру чувств.

5.

Золотые правила этики.
  • формировать позитивное отношение к сверстникам, сплоченность, понимание разнообразие мира.
  • обучать общению в гостях, пониманию необходимости соблюдать правила поведения;

6.

Человек человеку друг
  • сформировать толерантные межличностные отношения.

7.

Зажги звезду добра
  • развивать потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова

8.

Что такое толерантность?
  • актуализировать знания;
  • познакомить с термином “толерантность”;
  • познакомить с принципами, понять их смысл.

- Модуль “Волшебные слова”

С о д е р ж а н и е модуля

  1. Классный час "Волшебные слова".
  2. Внеклассное мероприятие "Ежели вы вежливы…".
  3. Разыгрывание ситуаций: “Встреча”, “Зазвонил телефон”, “В театре”

- Модуль “Мы повзрослели”

С о д е р ж а н и е модуля

  1. Срез воспитанности с целью определения уровня сформированности отношения ребёнка к себе и к другим людям.
  2. Клуб интересных встреч “Встреча с семьёй одноклассника”.
  3. Диспут “На чём основано взаимопонимание?”
  4. Классный час “Умение слушать и слышать другого. Я и ты”.

- Модуль “Характер и общение”

С о д е р ж а н и е модуля

  1. Классный час “Как помочь ребенку стать уверенным”.
  2. Экскурсия в Природу “Поход за Красотой”.
  3. Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”.
  4. Создание совместного проекта “Мы разные, но мы вместе”.

- Модуль “Любовь и дружба”

С о д е р ж а н и е модуля

  1. “Дружба начинается с улыбки”, “Дружба, Любовь, влюбленность…”. – Кл.ч.
  2. “Легко ли быть настоящим другом?” - Диспут.
  3. Ролевые игры “Как бы вы поступили?”.

- Модуль “Золотые правила этикета”

С о д е р ж а н и е модуля

  1. Классные часы “Этические нормы коллектива”, “Свобода и ответственность”.
  2. Брейн-ринг “Этикет в вопросах и ответах”.
  3. Диспут "Этикет и мы".
  4. Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”.

- Модуль “Человек человеку друг”

С о д е р ж а н и е модуля

  1. “Страна, в которой я живу” - Утренник.(Знакомство с символами страны: флаг, герб, гимн, понятие “малой” и “большой” Родины)
  2. Новогодний праздник “Как празднуют Новый год в разных странах”.
  3. Анкетирование с целью коррекции воспитания и развития.
  4. Фотоконкурс “Мы все такие разные”.

- Модуль “Зажги звезду добра”

С о д е р ж а н и е модуля

1. Классные часы “Наши младшие друзья”,

2. Диспут “Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?”

3. Акция “Земной поклон Вам…”

-Модуль “Что такое толерантность?”

С о д е р ж а н и е модуля

  1. Классный час “Уважение? Терпимость? Бесконфликтность?”.
  2. “Рыцарский турнир вежливости” - Ролевые игры.
  3. Создание совместного проекта “Мы разные, но мы вместе” (Цель – подвести итоги годичной работы (что получилось, чему научились, над чем предстоит работать) и спланировать совместную работу на следующий учебный год).
  4. Мастер – класс “Мир, в котором я живу…”.

2 этап. Я в мире .. мир во мне….

Пояснительная записка.

В ранней юности вырабатывается физиологическая саморегуляция, но жизненный опыт ограничен, контроль над собой еще не установлен, наиболее значимы дружеские близкие доверительные отношения в личных контактах. Направленность на семейные отношения, дружбу, любовь, идет ускоренное социальное развитие. Выявляется четкая индивидуальность, происходит становление ценностных ориентаций. Поэтому необходимо в этом возрасте проводить мероприятия, направленные на установление доброжелательных отношений с окружающими, формирование верных суждений о других людях, развитие способности брать на себя ответственность за свои поступки.

Мероприятия

Цели и задачи мероприятий

1.

Познай самого себя

  • Помочь каждому ребенку познать самого себя, осознать свою индивидуальность.

2.

Мир эмоций и чувств.

  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

3.

Я среди людей.

  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность брать на себя ответственность;

4.

Услышать сердце человека.

  • Учиться формировать верны суждения о других людях;
  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;

5.

Мой жизненный выбор.

  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

6.

Я - Землянин.

  • знакомство с историей, природой, жизнью людей разной национальности, осознание “чужого” в детской среде.

7.

Подари другому радость.

  • Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  • создать условия для формирования в классе атмосферу дружбы, взаимопонимания.

8.

Самопрезентация в коллективе

  • приложение усилий для достижения поставленных целей.
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

9.

Права детей - детям

  • формирование качеств, необходимых для гармонических взаимоотношений;
  • активизацию личностного ресурса в позитивном восприятии себя и другого.

-Модуль “Познай самого себя”.

С о д е р ж а н и е модуля.

  1. Классные часы: “История твоего имени”, “История твоей семьи”, “Твои достоинства и недостатки”.
  2. Рисунки на тему: “Мои хорошие качества, я их вижу”, “Мои плохие качества”.
  3. Презентация “Моя родословная”.
  4. Портфолио “Традиции моего рода”.

- Модуль “Мир эмоций и чувств”

С о д е р ж а н и е модуля

  1. Классные часы. “Дружба, Любовь, влюбленность…”, “На чём основано взаимопонимание?”.
  2. Диспут “Любовь – добро, любовь – зло”, “Что такое понимание?”;
  3. Психологическая игра “Как научиться прощать?”
  4. Тренинг “Как сдерживать отрицательные эмоции?”.

- Модуль “ Я среди людей”.

С о д е р ж а н и е модуля

  1. Классный час. Тема “Доброта и отзывчивость”.
  2. Изучение правил товарищества, правил вежливости, правил честной игры и состязательности.
  3. Составление кластера “ Я и мои друзья”.
  4. Оказание посильной помощи своей семье.
  5. Конкурс рисунков на тему “Мое увлечение”.
  6. Оказание помощи ветеранам и престарелым людям.
  7. Участие в экологических рейдах, забота о благоустройстве школы.

- Модуль “Услышать сердце человека”.

С о д е р ж а н и е модуля

  1. Классные часы: “Ты не один на свете”, “Справедливость в словах и поступках”, “Верность слову и обещаниям”.
  2. Рисунки на тему: “Как растопить льдинки Снежной королевы”.
  3. Разыгрывание ситуаций: “В больнице”, “В транспорте”, “Пешеходный переход”.
  4. Анкетирование “Преодоление трудностей вместе с товарищами”.

- Модуль “Мой жизненный выбор”.

С о д е р ж а н и е модуля.

  1. Классные часы: “Взаимопомощь и взаимная поддержка”, “Ябедничество”, “Бескорыстная дружба”, “Сопереживание”.
  2. Мастер – класс “Я объявляю своим делом”
  3. Диспут “Что такое сотрудничество? Я и мы”.
  4. Классный час “Трудности человеческого выбора”.

- Модуль “Я - Землянин”

С о д е р ж а н и е модуля.

  1. Классные часы: “Будь непримиримым к грубым и черствым”, “Ты готов выступить против лжи?”, “Милосердие”.
  2. Экологические ситуации.
  3. Акция “День Земли”.
  4. Устный журнал “Чтобы жить”.

- Модуль “Подари другому радость”

С о д е р ж а н и е модуля.

  1. Классные часы: “Будьте добрыми и человечными!”; “От улыбки станет всем светлей”; “Стремись делать добро”.
  2. Правовая игра “Суд над безнравственностью”; психологическая игра “Умение прощать”.
  3. Общешкольная акция помощи детским домам и домам престарелых “От сердца к сердцу”.
  4. Акция – озеленение школьного двора “Посадим дерево дружбы”.

- Модуль “Самопрезентация в коллективе”

С о д е р ж а н и е модуля.

  1. “Классный коллектив глазами ученика” - Классный час.
  2. Диспут “Ты для коллектива или коллектив для тебя”
  3. “Увлечения моей семьи” - Презентация.
  4. Выставка “Мир моих увлечений”.
  5. Праздник класса “Давайте помнить хорошее”.

- Модуль “Права детей – детям”

С о д е р ж а н и е модуля.

  1. Классные часы: “О правах человека”, “Свобода и ответственность”;
  2. Внеклассное мероприятие “Ваши права и обязанности, дети!”;
  3. Составление книжки – раскладушки “Права и обязанности”

IV. Ожидаемые конечные результаты.

  • уменьшение числа конфликтов, возникающих на почве религиозных, национальных, этнических и личностных взглядов и установок;
  • увеличение уровня толерантности классного коллектива, изменится мнение школьников по отношению к ценностям толерантного поведения;
  • повышение уровня использования технологий формирования толерантных отношений в образовательном учреждении;
  • расширение спектра форм организации образовательного и воспитательного процесса с учетом формирования толерантных отношений.