Цель программы: формирование основ толерантного поведения
Задачи программы.
- Сформировать у учащихся представление о толерантности.
- Развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
- Развивать эмпатию, внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность, умение выражать себя, свои чувства;
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах;
- Распознавать конфликты, находить варианты их конструктивного решения;
- Содействовать созданию положительного эмоционального фона в коллективе.
I. Краткая аннотация.
Время, в котором мы живем, нельзя назвать спокойным. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризма, национализма и других проявлений дискриминации одних лиц и социальных групп другими лицами или социальными группами.
Учитывая проявления нетерпимости в обществе, одной из целей воспитания подрастающего поколения должно стать формирование и активное внедрение в жизнь социальных норм толерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Эта задача определена Федеральной целевой программой “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”.
Федеральная целевая программа учитывает основополагающие принципы толерантности, установленные Декларацией ЮНЕСКО в 1995 г. Согласно этой Декларации день 16 ноября провозглашен Международным днем толерантности.
Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. Программа “Будь Человеком, человек!” должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.
Реализация Программы будет способствовать сохранению общественной стабильности, формированию нового человека, осознающего свою значимость в этом мире.
Программа ориентирована на возрастные группы учащихся школы среднего и старшего звена, определяет пути развития толерантного воспитания.
Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его ориентация будут основным полем деятельности педагогов, на котором только они смогут сформировать Человека – гражданина.
II. Эпиграф.
Не было бы добрых людей,
жизнь бы давно остановилась…
III. Реализация программы.
1 этап. Мир, в котором я живу.
Пояснительная записка.
У учащихся младшего подросткового возраста существует повышенная потребность в признании, внимании, уважении; боязнь изоляции от сверстников; обостренное чувство справедливости. В этом возрасте возможно развитие подростковых комплексов. Преобладает устойчивая самооценка, возрастает стремление приобщиться к взрослой жизни, появляется повышенный интерес к самому себе.
№ |
Мероприятия |
Цели и задачи мероприятий |
1. |
“Волшебные слова” |
|
2. |
Мы повзрослели. |
|
3. |
Характер и общение |
|
4. |
Любовь и дружба |
|
5. |
Золотые правила этики. |
|
6. |
Человек человеку друг |
|
7. |
Зажги звезду добра |
|
8. |
Что такое толерантность? |
|
- Модуль “Волшебные слова”
С о д е р ж а н и е модуля
- Классный час "Волшебные слова".
- Внеклассное мероприятие "Ежели вы вежливы…".
- Разыгрывание ситуаций: “Встреча”, “Зазвонил телефон”, “В театре”
- Модуль “Мы повзрослели”
С о д е р ж а н и е модуля
- Срез воспитанности с целью определения уровня сформированности отношения ребёнка к себе и к другим людям.
- Клуб интересных встреч “Встреча с семьёй одноклассника”.
- Диспут “На чём основано взаимопонимание?”
- Классный час “Умение слушать и слышать другого. Я и ты”.
- Модуль “Характер и общение”
С о д е р ж а н и е модуля
- Классный час “Как помочь ребенку стать уверенным”.
- Экскурсия в Природу “Поход за Красотой”.
- Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”.
- Создание совместного проекта “Мы разные, но мы вместе”.
- Модуль “Любовь и дружба”
С о д е р ж а н и е модуля
- “Дружба начинается с улыбки”, “Дружба, Любовь, влюбленность…”. – Кл.ч.
- “Легко ли быть настоящим другом?” - Диспут.
- Ролевые игры “Как бы вы поступили?”.
- Модуль “Золотые правила этикета”
С о д е р ж а н и е модуля
- Классные часы “Этические нормы коллектива”, “Свобода и ответственность”.
- Брейн-ринг “Этикет в вопросах и ответах”.
- Диспут "Этикет и мы".
- Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”.
- Модуль “Человек человеку друг”
С о д е р ж а н и е модуля
- “Страна, в которой я живу” - Утренник.(Знакомство с символами страны: флаг, герб, гимн, понятие “малой” и “большой” Родины)
- Новогодний праздник “Как празднуют Новый год в разных странах”.
- Анкетирование с целью коррекции воспитания и развития.
- Фотоконкурс “Мы все такие разные”.
- Модуль “Зажги звезду добра”
С о д е р ж а н и е модуля
1. Классные часы “Наши младшие друзья”,
2. Диспут “Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?”
3. Акция “Земной поклон Вам…”
-Модуль “Что такое толерантность?”
С о д е р ж а н и е модуля
- Классный час “Уважение? Терпимость? Бесконфликтность?”.
- “Рыцарский турнир вежливости” - Ролевые игры.
- Создание совместного проекта “Мы разные, но мы вместе” (Цель – подвести итоги годичной работы (что получилось, чему научились, над чем предстоит работать) и спланировать совместную работу на следующий учебный год).
- Мастер – класс “Мир, в котором я живу…”.
2 этап. Я в мире .. мир во мне….
Пояснительная записка.
В ранней юности вырабатывается физиологическая саморегуляция, но жизненный опыт ограничен, контроль над собой еще не установлен, наиболее значимы дружеские близкие доверительные отношения в личных контактах. Направленность на семейные отношения, дружбу, любовь, идет ускоренное социальное развитие. Выявляется четкая индивидуальность, происходит становление ценностных ориентаций. Поэтому необходимо в этом возрасте проводить мероприятия, направленные на установление доброжелательных отношений с окружающими, формирование верных суждений о других людях, развитие способности брать на себя ответственность за свои поступки.
№ |
Мероприятия |
Цели и задачи мероприятий |
1. |
Познай самого себя |
|
2. |
Мир эмоций и чувств. |
|
3. |
Я среди людей. |
|
4. |
Услышать сердце человека. |
|
5. |
Мой жизненный выбор. |
|
6. |
Я - Землянин. |
|
7. |
Подари другому радость. |
|
8. |
Самопрезентация в коллективе |
|
9. |
Права детей - детям |
|
-Модуль “Познай самого себя”.
С о д е р ж а н и е модуля.
- Классные часы: “История твоего имени”, “История твоей семьи”, “Твои достоинства и недостатки”.
- Рисунки на тему: “Мои хорошие качества, я их вижу”, “Мои плохие качества”.
- Презентация “Моя родословная”.
- Портфолио “Традиции моего рода”.
- Модуль “Мир эмоций и чувств”
С о д е р ж а н и е модуля
- Классные часы. “Дружба, Любовь, влюбленность…”, “На чём основано взаимопонимание?”.
- Диспут “Любовь – добро, любовь – зло”, “Что такое понимание?”;
- Психологическая игра “Как научиться прощать?”
- Тренинг “Как сдерживать отрицательные эмоции?”.
- Модуль “ Я среди людей”.
С о д е р ж а н и е модуля
- Классный час. Тема “Доброта и отзывчивость”.
- Изучение правил товарищества, правил вежливости, правил честной игры и состязательности.
- Составление кластера “ Я и мои друзья”.
- Оказание посильной помощи своей семье.
- Конкурс рисунков на тему “Мое увлечение”.
- Оказание помощи ветеранам и престарелым людям.
- Участие в экологических рейдах, забота о благоустройстве школы.
- Модуль “Услышать сердце человека”.
С о д е р ж а н и е модуля
- Классные часы: “Ты не один на свете”, “Справедливость в словах и поступках”, “Верность слову и обещаниям”.
- Рисунки на тему: “Как растопить льдинки Снежной королевы”.
- Разыгрывание ситуаций: “В больнице”, “В транспорте”, “Пешеходный переход”.
- Анкетирование “Преодоление трудностей вместе с товарищами”.
- Модуль “Мой жизненный выбор”.
С о д е р ж а н и е модуля.
- Классные часы: “Взаимопомощь и взаимная поддержка”, “Ябедничество”, “Бескорыстная дружба”, “Сопереживание”.
- Мастер – класс “Я объявляю своим делом”
- Диспут “Что такое сотрудничество? Я и мы”.
- Классный час “Трудности человеческого выбора”.
- Модуль “Я - Землянин”
С о д е р ж а н и е модуля.
- Классные часы: “Будь непримиримым к грубым и черствым”, “Ты готов выступить против лжи?”, “Милосердие”.
- Экологические ситуации.
- Акция “День Земли”.
- Устный журнал “Чтобы жить”.
- Модуль “Подари другому радость”
С о д е р ж а н и е модуля.
- Классные часы: “Будьте добрыми и человечными!”; “От улыбки станет всем светлей”; “Стремись делать добро”.
- Правовая игра “Суд над безнравственностью”; психологическая игра “Умение прощать”.
- Общешкольная акция помощи детским домам и домам престарелых “От сердца к сердцу”.
- Акция – озеленение школьного двора “Посадим дерево дружбы”.
- Модуль “Самопрезентация в коллективе”
С о д е р ж а н и е модуля.
- “Классный коллектив глазами ученика” - Классный час.
- Диспут “Ты для коллектива или коллектив для тебя”
- “Увлечения моей семьи” - Презентация.
- Выставка “Мир моих увлечений”.
- Праздник класса “Давайте помнить хорошее”.
- Модуль “Права детей – детям”
С о д е р ж а н и е модуля.
- Классные часы: “О правах человека”, “Свобода и ответственность”;
- Внеклассное мероприятие “Ваши права и обязанности, дети!”;
- Составление книжки – раскладушки “Права и обязанности”
- уменьшение числа конфликтов, возникающих на почве религиозных, национальных, этнических и личностных взглядов и установок;
- увеличение уровня толерантности классного коллектива, изменится мнение школьников по отношению к ценностям толерантного поведения;
- повышение уровня использования технологий формирования толерантных отношений в образовательном учреждении;
- расширение спектра форм организации образовательного и воспитательного процесса с учетом формирования толерантных отношений.