Сценарий занятий.
1 день. 2 часа.
Задачи:
- Создание доброжелательной атмосферы
- Знакомство и сплочение группы
- Прояснение смысла позиции и статуса “старшеклассника”
1. Приветствие. Вступительное слово ведущего. Обозначение целей и задач тренинга.
2. Принятие правил эффективной работы на тренинге.
Правила записаны на доске или ватмане, который вывешивается на видном месте, и находятся в поле зрения всех участников во все время тренинга.
Примерные правила работы группы:
1.Персонификация общения и высказываний.
Участники должны знать, что необходимо
обращаться не ко всей группе вообще, а к
конкретному человеку и по имени. Каждый участник
должен говорить за себя, от своего имени.
2. Доверительный стиль и искренность в общении.
Искренность проявляется в открытом выражении
своих чувств и мыслей по отношению к себе и
действиям других участников. Если кто-то не готов
быть искренним в обсуждении вопроса, то ему лучше
промолчать!
3.Конфиденциальность.
Все, что происходит во время занятий, не
обсуждается за пределами группы. Это облегчает
включение участников в групповые процессы,
способствует самораскрытию.
4. “Здесь и теперь”. Необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют здесь и сейчас, и обсуждать те процессы, которые происходят в группе.
5. Без оценок.
Не критиковать и признавать право каждого на
высказывание своего мнения, не допускать
непосредственные оценки человека, оценивать не
участников, а только их действия (высказывания),
учиться понимать другого, чувствовать, что
человек хотел сказать, какой смысл вложил в
высказывание. Тип выражений может быть таким:
“Мне не нравится твой тон обращения”.
Важно подчеркнуть, что вместо оценок другого
человека мы говорим о своих чувствах, которые его
действия у нас вызывают.
Упражнение 1. “Снежный ком”. Каждый участник называет свое имя и прилагательное к нему, перед этим назвав имена всех тех, кто уже представился. Таким образом, первый называет только свое имя, второй – имя предыдущего и затем свое, третий – имя первого, затем второго и после этого свое и т.д.
Упражнение 2. Ты и я. Является вариантом предыдущего. Все участники разбиваются на пары. Оба партнера в паре представляются друг другу. После этого они представляют друг друга для всей группы.
Упражнение 3. Мяч за спиной.
Участники стоят в кругу, руки за спиной. В кругу- водящий. По команде ведущего “Начали” за спиной передается мяч. “Стоп” - водящему нужно определить, у кого за спиной находится мяч. Участнику, на которого указывает водящий, нужно протянуть руки вперед раскрытыми ладонями.
Ведущий говорит о том, что каждый человек должен быть открыт для общения, как ваши открытые ладони. А тот, кто “держит камень за пазухой” сам от этого страдает.
Упражнение 4. Упражнение Джеффа.
Готовятся 3 плаката с надписями “Да”, “Нет”, “Может быть”. Они развешиваются в разных концах помещения. Ведущий стоит в центре помещения и задает вопросы. После заданного вопроса участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему выбрал именно этот ответ.
Важное правило: нельзя критиковать других и спорить.
Вопросы.
- Хотели бы вы изменить свой возраст?
- Обманываете ли вы своих родителей?
- Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
- Смогли бы вы жить в одиночестве?
- Интересуют ли вас политические события в стране?
- Верна ли пословица: С милым рай ив шалаше?
- Есть ли у вас комплексы?
- Во всех неприятностях виню, прежде всего, себя.
- Лучше быть умным, чем богатым.
- Вы пришли в 10 класс, потому что родители заставили?
- Я пришел в 10 класс, потому что мне нужно хорошее образование
- Я пришел в 10 класс, потому что мои друзья здесь учатся.
- Наша школа – это хорошая школа?
После каждого вопроса очень важно спрашивать у 10-классников, почему они выбрали тот или иной ответ.
Упр.5. Чемодан. Вы собрались в дальнюю дорогу, которая называется “старшая школа”. Вот у нас чемодан. Давайте его соберем. Возьмем с собой то, что необходимо для успешного завершения пути. Нужно написать это на карточке и положить в чемодан.
При обсуждении этого упражнения необходимо поговорить о том, что очень многое важно в дороге, которая называется “старшая школа”. Это и учебники и знания и “светлые головы” ( обычно все это называют ребята). Но также важны надежные друзья, хороший коллектив. Очень много зависит от того, как ты чувствуешь себя в коллективе, с каким настроением идешь в школу.
Тест “Состояние психологического климата в классе”. (Приложение)
Упр.6. Слепой и поводырь. “Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен вести “слепого” по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов. После выполнения упражнения учащиеся меняются местами”
После упражнения происходит обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения: - Как ты чувствовал себя, когда был “слепым”? - Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? - Знал ли ты все время, где ты? - Как ты себя ощущал в роли поводыря? - Что ты сделал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? - Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?”
Притча о бабочке.
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.
Ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит к мысли, что каждый человек – хозяин своей судьбы.
Рефлексия.
2 день. 2 часа.
Задачи.
- Повышение уверенности в себе, своих силах;
- Развитие умения быть успешным.
Упражнение 1. Цып – цап.
Ведущий кидает мяч кому-нибудь из участников. Если он говорит “цып” – тот называет своего левого соседа, если говорит “цап”, то называет имя правого соседа.
Упражнение 2. “Можно мне внутрь?”
Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Учитель вызывает добровольца, который должен попытаться попасть внутрь. Силу применять нельзя. Все происходит без слов. Чаще всего люди, стоящие в кругу держатся крепко, не давая ни малейшей возможности постороннему попасть в круг. Доброволец пытается протиснуться между ними, подлезть, умолять, чтобы его пустили. Игра заканчивается, когда он будет внутри или сдастся. Если очевидно появление неприятных чувств, игру лучше не продолжать.
После окончания игры имеет смысл поставить вопросы:
- Как чувствовал себя доброволец?
- Каково это - быть вне круга?
- Каково это - быть в кругу?
- Какую стратегию использовал доброволец?
Притча “О Луне”.
Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.
Ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит учащихся к мысли, что нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.
Упражнение 3. Привлекаю удачу.
Всем известно свойство некоторых людей притягивать к себе удачу. Про них говорят: “Он притягивает удачу”, “Ему везет”, “Он — баловень судьбы”...
Бывает и наоборот: есть неудачники, которые имеют свойство в наилучшие моменты своей жизни притягивать наихудшие обстоятельства, произнося при этом: “Моя жизнь — сплошная катастрофа”.
А ведь мы сами отвечаем за то, что думаем, чувствуем, говорим и делаем по отношению к себе и другим.
Возьмите лист бумаги и карандашом или ручкой нарисуйте любой символ, который, по вашему мнению, обозначает удачу. Это может быть любая геометрическая фигура или известный вам символ, притягивающий удачу.
Например, подкова, трилистник и т.д. После того как нарисуете свой знак удачи, вырежьте его из бумаги по кругу так, чтобы символ остался внутри круга. Форма круга нужна для того, чтобы можно было лучше представить сферу с находящимся в ней символом удачи.
Теперь, сделав вдох, вообразите, что вы надуваете прозрачный шарик-сферу, внутри которого находится ваш символ. Представьте, что на каждом выдохе шар-сфера увеличивается в размерах, а вы при этом мысленно повторяйте: “Я привлекаю к себе удачу”. Сколько сделаете выдохов — столько раз повторите и текст. Сферу с символом постарайтесь отчетливо представить у себя над головой. Ложась спать, мысленно оставляйте ее зависшей над изголовьем своей кровати.
Через некоторое время сферу нужно мысленно подкачивать своим дыханием. Так же, как если бы вы хотели надуть шарик, который со временем, как известно, сдувается. Делайте это упражнение каждый раз, когда вам необходимо ощутить подъем сил или разрешить какую-либо сложную жизненную ситуацию.
Упражнение 4. Рисую себя и госпожу Удачу.
На листе бумаги нарисуйте себя таким, каким вы видите себя со стороны, на своем “мысленном” экране. Рядом нарисуйте очень красивую, в белом длинном платье госпожу Удачу. А теперь снова нарисуйте себя, обязательно с улыбкой на лице, за руку или под руку с госпожой Удачей.
- Как вы думаете, что мы сейчас делали? Привлекали к себе удачу.
Словесный код удачи очень простой — как можно чаще желайте ее всем людям.
Никогда не сомневайтесь в успехе задуманного, гоните прочь от себя неуверенность и страх! Увидите: очень скоро в вашу жизнь придет удача и успех.
Чаще рисуйте ее в своем воображении и на листке бумаги. Вера, воображение и зрительное восприятие имеют огромную силу в достижении задуманного!
Притча “Две лягушки”.
Однажды две лягушки оказались в кувшине со сметаной. Одна из них смирилась с ситуацией, не предпринимала никаких попыток выбраться и погибла. Вторая же барахталась в сметане до тех пор, пока, в конце концов под ее лапками сметана не начала сбиваться в масло. Когда в результате ее стараний получился кусок масла, лягушка оттолкнулась от него и выбралась из кувшина.
Притчу можно обсудить, а можно и не обсуждать. Старшеклассники ее очень хорошо понимают.
Упражнение 6. Пожелания.
На карточках написаны “мудрые мысли”. Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:
1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.
2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.
4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.
5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.
6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.
7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.
8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.
9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.
10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.
11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.
12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.
Рефлексия.