Проблема семейного насилия

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Домашнее насилие (насилие над членами семьи), по данным Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по социальной политике (аналитическая записка по проблемам роста насилия в семье в различных его формах), представляет собой серьезную социальную проблему.

Домашнее насилие носит цикличный характер и имеет три фазы. (Костенко М.А. Социальная работа с мужчинами: к постановке проблемы. – Барнаул. – 2003. – 190 с.)

Фаза первая: нарастание напряжения.

В данный период потенциальный обидчик становится раздражительным, злится, ищет повода для выхода своей агрессии. В семье нарастает напряжение. Эта фаза характеризуется также отдельными вспышками оскорблений, которые могут быть вербальными и/или эмоциональными и отличаться по интенсивности от привычных и ожидаемых от партнера.

Фаза вторая: инцидент острого насилия.

Это фаза, в которой в результате эскалации напряжения и гнева не осталось возможности контролировать свое поведение, скопившиеся напряжение выливается во взрыв, сам акт насилия любой формы. Этот период отличается интенсивной разрядкой, основными разрушениями и крайними эмоциональными выплесками в их самой негативной форме, а также тем, что эти ситуации не могут быть спрогнозированы или контролируемы. Признаки гнева настолько сильны, что обидчик не может отрицать их существование, а женщина и ребенок не могут отвергать его влияния на них.

Фаза третья: “медовый месяц”.

Это период раскаяния и относительного спокойствия, когда обидчик сожалеет о содеянном. Он просит прощения, дарит подарки, заглаживает свою вину. Может быть очень любящим и демонстрировать необыкновенную доброту, предлагать любую помощь и обещать больше никогда не совершать насилия или, наоборот, обвинять членов семьи в том, что они спровоцировали насилие, не выполнив то, о чем он просил. Он хочет закрепить свой “успех”, захлопнуть ловушку и удержать членов семьи в этих отношениях, не дать им уйти от него. И члены семьи, подвергающиеся насилию, как правило, верят в искренность обидчика и попадают в его ловушку. Именно эта фаза создает иллюзию у жертвы, что возможно улучшение ситуации, что обидчик, наконец, все осознал. Вполне вероятно, что обидчик может продолжать применять в этой фазе такие формы насилия, как экономический контроль, эмоциональные оскорбления, для того, чтобы поддерживать свою позицию доминирования даже в этой фазе. Напряжение в семье снова начинает нарастать. Третья фаза опять переходит в первую. Круг замкнулся. Разорвать его для многих семей довольно трудно.

Любой член семьи может стать жертвой насилия в семье, точно также, как каждый человек может стать жертвой другого преступления. Чем дольше женщина или ребенок остаются в семье, где по отношению к ним совершается насилие, тем вероятнее, что у них разовьются следующие качества (Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. -М.: Генезис. - 2006. – 256 с.):

  • низкая самооценка,
  • утрата уверенности в себе (неуспешность в школе);
  • психологические и физиологические проблемы и жалобы (утомление, нарушение сна, беспокойства, подозрительность, напряжение в общении, скрытность).

Насилие тесно связано с социальным стрессом в семье. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать такие, как разногласия в воспитании, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи, а также употребление алкоголя, который снимает контроль над инстинктами.

В основе жестокого обращения лежит недостаточная способность к коммуникации обидчика, так как насилие и конструктивная коммуникация не совместимы. Конкретное действие видится как более эффективное по сравнению со словами для быстрейшего прекращения конфликта. Стремление к насилию усиливается также благодаря тому, что обидчик обнаруживает “позитивные результаты” агрессивности, особенно, когда речь едет о том, чтобы заставить повиноваться или вызвать страх у кого-либо. Многие, допускающие жестокое обращение, оправдывают свои действия тем, что они хотели заставить замолчать, проучить жертву. В конечном счете, целью в этом случае является стремление сохранить господство над жертвой, контролировать ее поведение.

Обидчики, использующие насилие, как правило, страдают заниженной самооценкой и таким способом самоутверждаются. В 70 % случаев в основе насилия лежат взаимоотношение, которые были в семье обидчика. Насилие в этих семьях, как правило, являлось повседневной нормой, которая затем была перенесена обидчиками во взрослую жизнь и свою семью (Гусева Е.Н., Ю.В. Суворцева. Специалистам, работающим с детьми о насилии в семье. – СПб. – 2005. – 44 с.).

Исследователи проблемы домашнего насилия сталкиваются с большими трудностями. С одной стороны, подлинные масштабы этого явления остаются неявными в связи с тем, что многие жертвы жестокого обращения ощущают себя эмоционально-зависимыми от обидчика. В соответствии с распространенными стереотипами жертвы насилия считают во всем виноватыми лишь себя и вообще не обращаются за помощью. Кроме того, многие жертвы насилия не в состоянии определить тот момент, когда семейные конфликты, ссоры, выяснения отношений и т.д. переходят определенный порог и превращаются в открытые проявления насилия.

Распространение насилия обусловлено недостаточно эффективной системой сообщения о насилии, обнаружения и учета случаев жестокого обращения с детьми, а также отсутствием необходимых знаний и навыков у специалистов по его предотвращению и оказанию помощи пострадавшим. Немаловажную роль в решении проблемы играет формирование общественного мнения по вопросу жестокого обращения с детьми.

Российская статистика семейного насилия мало отличается от мировой: в 93% случаев жертвами домашнего насилия становятся женщины, в 7% мужчины. Основную часть случаев домашнего насилия в отношении женщин составляет насилие, проявляемое супругом или партнером (74% первичных обращений по поводу домашнего насилия), в то время как насилие со стороны родителей или взрослых детей становится поводом для обращений лишь в 11%-15% первичных обращений (Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М. - 2005. – 360 с.).

Государственное областное образовательное учреждение “Центр психолого-медико-социального сопровождения” комитета по образованию Мурманской области создан для осуществления образовательной деятельности, своевременного выявления, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Анализ обращений за консультативной помощью к специалистам Центра свидетельствует о том, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми существует и в Мурманской области. За 2004 год в Центре зарегистрировано 104 обращения от детей и взрослых по данной проблеме, в 2005 году 120 обращений, в 2006 году 136 обращений. Около 40 % заявленных обращений прямо или косвенно связаны с проблемами в семейных отношениях, авторитарным стилем воспитания, насилием и жестоким обращением с детьми.

Для решения вопросов квалифицированной социально-психологической помощи, пострадавшим от насилия детям ГООУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения” начал реализовывать совместно с Российским представительством объединения “Спасем Детей” (Норвегия) проект “Профилактика и предотвращение насилия над детьми в городе Мурманске и Мурманской области”, который направлен на реализацию права детей на защиту от всех форм насилия со стороны родителей или других лиц, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Проект также способствует усилению местных возможностей через создание должных условий для оказания помощи детям, пострадавшим от насилия и повышения квалификации специалистов, работающих в интересах детей.

Главным промежуточным итогом работы Центра в проекте на сегодняшний день являются расширение возможности детей для обращения за помощью, создание условий для оказания квалифицированной помощи детям, подвергшимся насилию и членам их семей и участие детей в мероприятиях по профилактике насилия и формирования ненасильственного поведения.